Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Сайт общественно-политической газеты "Ивантеевский вестник" Ивантеевского района Саратовской области

413950 Саратовская обл., с. Ивантеевка, ул.Кооперативная,13
телефон: 5-19-65
e-mail: iva_vestnik@mail.ru

Учимся говорить правильно

Логопедический пункт в МДОУ "Детский сад "Дюймовочка", где я работаю учителем-логопедом уже 16 лет, создан в целях оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии устной речи.

Логопедический пункт в МДОУ "Детский сад "Дюймовочка", где я работаю учителем-логопедом уже 16 лет, создан в целях оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии устной речи. Оценка речевого развития детей начинается с обследования устной речи, по итогам которого комплектуются микрогруппы для занятий.

Предельная наполняемость логопедического пункта в ДОУ - 20 детей. Периодичность и продолжительность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Длительность логопедического занятия в зависимости от возрастной группы составляет 15-20 мин.

Основной задачей работы логопедического пункта является коррекция дефектов устной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательных программ, особенно по родному языку.

К сожалению, в последние годы отмечается увеличение числа воспитанников с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска новых методов и путей обучения данной категории детей. Внедрение компьютерных технологий - наиболее эффективная ступень в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.

Информационные технологии имеют ряд неоспоримых преимуществ: повышение мотивации ребенка к логопедическим занятиям, формирование у воспитанника активной позиции субъекта обучения и др.

Для реализации коррекционных задач и, самое главное, для повышения мотивации детей к обучению я использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях специально разработанные компьютерные игры и упражнения, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

Например, один из интерактивных педагогических порталов предлагает уникальные анимационные игры, направленные на развитие фонематического слуха у детей, для развития речи у малышей и детей с задержкой речевого развития, направленные на освоение чтения и письма, для проведения обучающих занятий в детском саду. И все это проводится в игровой форме, просто и доступно для каждого ребенка. Самое главное - воспитанники с удовольствием выполняют разнообразные упражнения и задания!

У детей, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм, затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно и логично передать содержание текста. При осложненном варианте общего недоразвития речи имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков. Поэтому на подгрупповых и индивидуальных занятиях (по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) широко используются интерактивные компьютерные презентации.

Таким образом, основными направлениями коррекционной работы считаю следующие:

* работа над звукопроизношением - артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв;

* развитие связной речи - пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок;

* обучение грамоте - формирование навыков фонематического анализа;

* формирование лексико-грамматических категорий - словообразование, словоизменение;

* формирование зрительно-пространственных отношений;

* коррекционно-оздоровительное направление - игры на развитие общей и мелкой моторики рук.

Для формирования мотивации к речевой деятельности считаю эффективным использование метода наглядного моделирования. Применение пространственных моделей (схем) в обучении детей дошкольного возраста учит ребенка анализировать отображенную в модели действительность, выделять в ней главное и второстепенное, рассуждать, делать выводы. Поэтому на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий использую модели звукового и слогового состава слова, словесного состава предложения. Подобные схемы и модели помогают приучить детей к наблюдениям за языком, повышают интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия. Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т.е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память.

Использование вышеуказанных методов работы в процессе логопедических занятий позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций - внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

Советы для родителей

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

2. При общении с ребенком следите за своей речью.

3. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить, понятен ли ему ваш ответ.

4. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

5. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.

6. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом.

Выполняя эти несложные рекомендации, можно достичь поставленной цели - научить ребенка говорить правильно. Родители и педагог должны действовать в этом направлении сообща.

Автор: Н. Тихонова, учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Дюймовочка»

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 467

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика