Логопедический пункт в МДОУ "Детский сад "Дюймовочка", где я работаю учителем-логопедом уже 16 лет, создан в целях оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии устной речи. Оценка речевого развития детей начинается с обследования устной речи, по итогам которого комплектуются микрогруппы для занятий.
Предельная наполняемость логопедического пункта в ДОУ - 20 детей. Периодичность и продолжительность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Длительность логопедического занятия в зависимости от возрастной группы составляет 15-20 мин.
Основной задачей работы логопедического пункта является коррекция дефектов устной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательных программ, особенно по родному языку.
К сожалению, в последние годы отмечается увеличение числа воспитанников с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска новых методов и путей обучения данной категории детей. Внедрение компьютерных технологий - наиболее эффективная ступень в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.
Информационные технологии имеют ряд неоспоримых преимуществ: повышение мотивации ребенка к логопедическим занятиям, формирование у воспитанника активной позиции субъекта обучения и др.
Для реализации коррекционных задач и, самое главное, для повышения мотивации детей к обучению я использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях специально разработанные компьютерные игры и упражнения, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.
Например, один из интерактивных педагогических порталов предлагает уникальные анимационные игры, направленные на развитие фонематического слуха у детей, для развития речи у малышей и детей с задержкой речевого развития, направленные на освоение чтения и письма, для проведения обучающих занятий в детском саду. И все это проводится в игровой форме, просто и доступно для каждого ребенка. Самое главное - воспитанники с удовольствием выполняют разнообразные упражнения и задания!
У детей, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм, затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно и логично передать содержание текста. При осложненном варианте общего недоразвития речи имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков. Поэтому на подгрупповых и индивидуальных занятиях (по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) широко используются интерактивные компьютерные презентации.
Таким образом, основными направлениями коррекционной работы считаю следующие:
* работа над звукопроизношением - артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв;
* развитие связной речи - пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок;
* обучение грамоте - формирование навыков фонематического анализа;
* формирование лексико-грамматических категорий - словообразование, словоизменение;
* формирование зрительно-пространственных отношений;
* коррекционно-оздоровительное направление - игры на развитие общей и мелкой моторики рук.
Для формирования мотивации к речевой деятельности считаю эффективным использование метода наглядного моделирования. Применение пространственных моделей (схем) в обучении детей дошкольного возраста учит ребенка анализировать отображенную в модели действительность, выделять в ней главное и второстепенное, рассуждать, делать выводы. Поэтому на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий использую модели звукового и слогового состава слова, словесного состава предложения. Подобные схемы и модели помогают приучить детей к наблюдениям за языком, повышают интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия. Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т.е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память.
Использование вышеуказанных методов работы в процессе логопедических занятий позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций - внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.
Советы для родителей
1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
2. При общении с ребенком следите за своей речью.
3. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить, понятен ли ему ваш ответ.
4. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
5. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.
6. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом.
Выполняя эти несложные рекомендации, можно достичь поставленной цели - научить ребенка говорить правильно. Родители и педагог должны действовать в этом направлении сообща.