В декабре, на базе Яблоновогайской школы, под руководством методического кабинета управления образованием прошел районный семинар школьных библиотекарей.
У входа в школу нас встретила Светлана Владимировна Егармина, которая и провела знакомство с учебным заведением.
Посетив библиотечный зал, мы увидели оборудованное современной техникой место библиотекаря: компьютер, принтер со сканером и ксероксом. На стендах в зале - познавательная информация: календарь знаменательных дат, учебно-методический комплект, по которому педагоги школы ведут процесс обучения школьников.
Так же посетили мы школьный краеведческий музей, где представлены экспонаты жизни прошлых лет, и даже веков, собранные сельчанами и самими школьниками.
Галина Александровна Калинина, хозяйка музея, с большой душевной теплотой и проникновением в прошлое рассказала о каждом экспонате: когда, где, как, и кто пользовался тем или иным предметом. Сразу видно, Галина Александровна - человек своего дела.
"Повышение читательского интереса у школьников" - вот такой актуальной темой было обозначено заседание методического объединения.
Темп нашей жизни и происходящие в ней изменения напрямую зависят от "скорости" получения информации. Сейчас, когда библиотеки перестали играть роль главного источника информации, когда буквально обрушивается поток информации, Интернет, возрастающая информатизация общества диктует свои законы существующей системе библиотек. Вот с чем у нас все "благополучно", так это с проблемами. Они всегда были, есть и еще долго будут. Только сейчас они рождаются стремительно, и проблематизация в сфере библиотечной деятельности в современных условиях должна происходить намного быстрее, чем даже два-три десятилетия назад.
Заметный отток читателей-детей нам дали и изменения в образовательных школьных стандартах: удаление внеклассного чтения, уменьшение количества часов литературы, тестовая проверка знаний вместо сочинений, введение ЕГЭ, в котором им нет места… Сюда можно добавить "Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении" или "Краткое содержание произведений школьной литературы", и сборники сочинений по школьной программе, выпускаемые разными издательствами, и исчезнувшие в ряде школ очень популярные в 80-90-е годы прошлого века списки для летнего чтения.
Зачем идти в библиотеку, тратить время, выискивать, выписывать, если всю необходимую информацию можно быстро "скачать". Компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны, айфоны, сотовые телефоны с доступом в Интернет не только у взрослых, но и у детей. И как итог - опустевшие читальные залы. Но ведь ничто не заменит живое общение с книгой, ее роль в воспитании личности человека.
И школьные библиотекари не сдаются! На состоявшемся заседании объединения они делились своим опытом, методами и формами работы с юными читателями.
Светлана Владимировна показала, как надо работать над данной проблемой. Нам была продемонстрирована экологическая игра-викторина, как никогда актуальная на данный момент, с учащимися 5-6 классов. Экологическая проблема давно тревожит нашу планету. На данном мероприятии дети показали ее значимость и знание актуальных проблем своей местности.
Светлана Владимировна грамотно подошла к игре-викторине. Здесь присутствовала масса приемов для вовлечения детей в библиотеку: игровая форма, театрализация, исполнение песен на данную тематику, загадки, вопросы и, конечно же, пословицы.
Что еще было немаловажным на данном мероприятии - выставка книг, находившихся в библиотеке школы на данную тему, которую презентовала ученица 10 класса.
Опыт наших коллег показал, что они не стоят на месте, и в наш век компьютеризации библиотеки сельских школ решают проблему "Вернуть читателя в библиотеку". При этом используют современные методы и формы работы.
Так, в Николаевской школе Елена Александровна Артюшина создала волонтерский отряд по сбору книг у населения. Дети-волонтеры ходили по дворам своего села просили сельчан подарить библиотеке уже прочитанные книги. Односельчане с удовольствием расставались с ранее приобретенной литературой. "Ведь это для детей!" - произносили они, отдавая бесценные тома М. Горького, С. Короленко.
Также Елена Александровна работает над привлечением детей детсадовского возраста к посещению школьной библиотеки, тем самым повышает интерес ребенка к книге с самого маленького возраста.
Я, как педагог-библиотекарь МОУ "Гимназия с. Ивантеевка", тоже поделилась опытом своей работы. В прошлые годы в гимназии проходила большая экономическая игра, где за каждый принесенный экземпляр книги выдавался бонус. Таким образом, чтобы набрать больше бонусов, дети активно приносили книги, привлекая родителей, бабушек, дедушек, родственников, соседей, знакомых. Вот так и пополнялся наш библиотечный фонд.
На семинаре обсуждались и другие проблемы: создание электронной библиотеки в школе, обеспечение учащихся бесплатными учебниками, формирование списка учебников для закупки на следующий учебный год, включая электронные версии, ведь по "Закону об образовании в РФ" школа должна обеспечить обучающихся бесплатными учебниками в бумажной или электронной форме.
В обсуждениях и спорах на нашем заседании мы пришли к выводу: "Книга - это один из источников, творческий потенциал ребенка, поэтому важно в библиотечных мероприятиях использовать разные формы и методы работы с детьми, для того, чтобы развить у них читательский интерес".