В 2014 году исполняется 100 лет с мо мента издания царского Указа о запрещении производства и продажи всех видов алкогольной продукции на всей территории России. Употребление опьяняющих напитков известно давно, однако широкое распространение крепких напитков получило лишь с начала 19-го столетия, когда началось фабричное производство спирта, а до этого времени хмельные напитки изготовлялись слабой концентрации и кустарно. Вскоре после начала заводского изготовления спирта алкоголь стал одним из важных способов наживы, т.к. потребность в нем, как в наркотике, возрастала.
Появилась целая армия виноделов и виноторговцев, которые, используя свойство легкого привыкания к алкоголю людей, превратили виноторговлю в один из самых отвратительных способов ограбления трудящихся.
Особо безудержной алкогольной эксплуатации подвергался наш народ в первой половине 19 века, когда по всей стране были открыты кабаки и корчмы с продажей водки в любое время дня и ночи.
Разорение и по существу истребление народа с помощью водки достигло особенно опасных размеров. Русская демократическая интеллигенция объективно и беспристрастно исследовала положение и стала проводить среди населения большую разъяснительную работу, чтобы люди поняли, что их сознательно толкают к пьянству, чтобы разорять и грабить.
В России возникло мощное трезвенническое движение. В 1914 году в преддверии Первой мировой войны был издан царский Указ о запрещении производства и продажи всех видов алкогольной продукции на всей территории России. Народ воспринял этот Указ, как большой национальный праздник. При опросе населения 84% высказались за то, чтобы Сухой закон оставить не на время войны, как писалось в Указе, а на вечные времена.
Знаменитый хирург, академик АМН СССР, лауреат Ленинской премии, великий борец за народную трезвость Ф.Г. Углов в своей замечательной книге "В плену иллюзий" пишет об этом периоде: "Введение закона о трезвости не только не вызвало никаких эксцессов или протестов со стороны народа, но было встречено им с огромным удовлетворением и даже ликованием. Необходимо отметить, что введение Сухого закона правительство обставило так, что он осуществлялся как бы руками самого народа. По закону право запрещать торговлю алкоголем в своих местностях предоставлялось местным городским и сельским собраниям. И надо отдать должное нашему народу, его природной мудрости и сознательности, т.к. в стране не оказалось ни одного населенного пункта, где бы люди не воспользовались своим правом и не закрыли винную торговлю. Продажа винных товаров была прекращена повсеместно по всей стране".
К 1925 году наш народ практически
преодолел закоренелый недуг пьянства. В течение 1914-1925 годов душевое потребление алкоголя в стране приблизилось к нулю, составляя 0,1-0,2 литра в год. Это сравнительно непродолжительное в историческом масштабе отрезвление имело настолько благотворное влияние на общество, что страна сразу ожила. Депутаты Госдумы от крестьян обратились к царю со специальной просьбой. Они писали: "Сказка о трезвости - этом преддверии земного рая - стала на Руси правдой. Понизилась преступность, затихло хулиганство, сократилось нищенство, опустели тюрьмы, освободились больницы, настал мир в семьях, повысилась производительность труда, явился достаток. Несмотря на пережитые потрясения (мобилизация, война), деревня сохранила и хозяйственную устойчивость, и бодрое настроение. Да будет стыдно всем тем, которые говорили, что трезвость в народе не мыслима, что она не достигается запретом. Не полумеры нужны для этого, а одна решительная бесповоротная мера: изъять алкоголь из свободного обращения в человеческом обществе на вечные времена".
Принятие законодательного ограничения на продажу спиртного в 1914 году было всесторонне подготовлено русскими учеными, писателями, учителями и религиозными деятелями того времени. И это, возможно, одна из самых ярких страниц нашей российской истории.
Блестящий опыт принудительной трезвости в нашей стране был высоко оценен. Сухой закон оказал большое воспитательное и самое благотворное влияние на ум и нравственность людей. Несмотря на его отмену, душевое потребление алкоголя в стране колебалось от 0,8 до 2 литров в год и только в пятидесятых годах начался его катастрофический рост, выйдя в 80-х годах на первое место в мире.
Наш современник, замечательный писатель И.В. Дроздов в своей книге "Унесенные водкой" пишет: "Не может не удивлять тот печальный и разительный факт, что в наше время алкогольного разгула, когда правительство из года в год наращивает производство спиртного, а народ вырождается от ядовитых возлияний, молчат ученые мужи, молчат журналисты и писатели. Нет у народа авторитетных заступников, таких, как раньше: Лев Толстой, Достоевский, Некрасов, Чехов…. Или из ученых: Павлов, Пирогов, Мечников, Сикорский… Это они и вместе с ними армия патриотически настроенной русской интеллигенции вступились за народ и вынудили Думу и царя ввести в стране в 1914 году Сухой закон, почти полностью отрезвив народ, вдохнув в него исполинскую энергию".
Сегодня алкоголизация российско-
го народа приняла угрожающие масштабы. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), уровень потребления спиртных напитков начинает представлять национальную опасность, если в стране в год на душу населения потребляется более 8 литров алкоголя. После этого порога начинается необратимое угасание этноса. По официальным данным Роспотребнадзора, в 2013 году душевое потребление алкоголя в России поднялось до 18 литров чистого спирта в год. Порог безопасности, определенный ВОЗ, превышен более чем в 2 раза, и без принятия самых экстренных мер деградация народа России неизбежна. Мы подошли к черте, когда только трезвость может остановить наш стремительный бег к неизбежной и позорной гибели. Смертность от алкогольных отравлений в России - самая высокая в мире.
В нашей стране принято списывать алкогольную смертность на отравление некачественным суррогатным алкоголем. Это не совсем так. Научно доказано, что любой алкогольный напиток, независимо от того, произведен ли он на законных основаниях с соблюдением государственных стандартов или изготовлен кустарно, содержит основной компонент С2Н5ОН, а значит, является наркотиком и ядом. Вымирают россияне прежде всего не от качества, а от количества, от несовместимых с жизнью суммарных доз всякого алкоголя - дешевого и дорогого.
Поражают цифры: за 10 лет войны в Афганистане погибло 14 тысяч наших соотечественников, алкоголь в России уносит не менее одного миллиона человеческих жизней в год. Можно констатировать, что России объявлена война. И ведется эта война самым подлым способом: она нацелена на наших детей. Возраст приобщения к алкоголю подростков снизился с 16 до 13 лет. Это подрывает физическое и психическое здоровье, умственное развитие подрастающего поколения. Россия занимает первое место в мире по детскому алкоголизму.
Трагической особенностью сегод-
няшней ситуации является широкое вовлечение в пьянство женщин. Статистика поражает количеством молодых девушек, страдающих алкогольной зависимостью. В абсолютном своём большинстве эта зависимость формируется из-за распития легких алкогольных напитков типа джин-тоника и пива. Пивной алкоголизм развивается в 3-4 раза быстрее водочного. Даже самое легкое пиво - сильное мочегонное средство, оно вымывает из организма минеральные и питательные вещества, а их потеря для человека может оказаться невосполнимой.
Пивной алкоголизм - тяжелое психологическое заболевание. Для него характерна так называемая анозогнозия, т.е. отрицание заболевания и отсутствие критики к своему состоянию. Путь от пива к водке очень короткий. Вред от употребления алкоголя настолько очевиден, что уже никто в наше время не может защищать его открыто. Защита идет путем различных демагогических ухищрений. Основное направление, по которому идет непрекращающееся насаждение пьянства и алкоголизма, это пропаганда так называемого "умеренного" и "культурного" винопития. Ученые пришли к выводу: безвредных доз алкоголя не существует, как не может быть понятия "культурного" потребления алкоголя.
По данным ВОЗ, в последнее вре-
мя так называемый "менеджеровский" алкоголизм, т.е. алкоголизм деловых людей, ответственных работников выходит на первое место. И если в понятие "культура винопития" вкладывается обстановка, то это не выдерживает критики и приводит к еще большему развитию пьянства и алкоголизма. Новосибирские ученые, тщательно и всесторонне изучив вопрос "умеренного" и "культурного" винопития, пришли к выводу, что культуропитейство - самая тяжелая форма алкогольной зависимости: "Культуропитейщики" приносят огромный вред обществу, т.к. соблазняют молодежь следовать их примеру. Эти люди опаснее и вреднее для общества, чем пьяницы. Алкоголик, валяющийся в луже, не вызовет у ребенка желания следовать его примеру, т.к. он видит, что алкоголь - это яд, доводящий людей до скотского состояния. Между тем, каждый "культуропитейщик", показывая, что алкоголь, якобы, приносит радость, соблазняет молодежь. Может быть, не каждый "культуропитейщик" превратится в пьяницу и алкоголика, но все до одного пьяницы и алкоголики начинали с "культуропитейства". Вот почему мы вправе считать культуропитейство - самым вредным и опасным видом потребления алкоголя. И всякого рода пропаганду "умеренных" доз и "культурного" винопития рассматривать, как враждебную акцию, направленную не на отрезвление, а на спаивание людей".
В последние годы в силу вступил
ряд законов, направленных на регулирование рынка алкогольной продукции. В частности, один из законов вводит довольно жесткие лицензионные требования, ужесточает правила, касающиеся времени, мест продажи и употребления алкоголя. Наряду с государственными мерами по борьбе с пьянством, всегда актуальным остается трезвенное просвещение и трезвеннические движения. Трезвенническое движение в наше время - самое прогрессивное и благородное движение. Оно способно преградить путь алкогольной деградации народа, ежегодно спасать от гибели сотни тысяч россиян, укрепить здоровье населения, сделать жизнь более интересной, счастливой и обеспеченной, поднять авторитет и престиж нашей Родины.
Участие в таком славном движении - крупное патриотическое дело. Именно поэтому во многих регионах России ежегодно проводятся Дни трезвости. День трезвости должен помочь каждому осознать ценность жизни без алкоголя и наркотиков, ощутить свою сопричастность деятельности лучших людей России, являвшихся и являющихся пропагандистами трезвости.
День трезвости - это добрая традиция, начало которой было положено ещё в прошлом веке. В марте 1914 года определением Святейшего Синода за №2481 постановлено: "Установить на будущее время повсеместно в России ежегодный 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, церковный праздник трезвости, с производством в этот день сбора пожертвований на дело борьбы с пьянством". Святой пророк Иоанн Креститель был трезвенником. В рамках Дня трезвости, 11 сентября (по новому стилю) в день Усекновения главы Пророка, по окончании Божественной Литургии совершались крестные ходы по улицам деревень с иконой Божией Матери "Неупиваемая чаша", в храмах служились молебны с чинопоследованием обета трезвости. Люди давали обет Богу, что не будут пить, курить и сквернословить. Священники читали проповеди о вреде алкоголя, на которые приходило большое количество людей. Духовенство и миряне личным примером, принимая на себя обет абсолютного воздержания от спиртного, активно участвуя в просветительской деятельности, помогая страждущим в исцелении от недуга, восстанавливали идеал трезвости и нравственности народа.
Протоиерей Игорь Бачинин пишет: "Очень важно, чтобы пастыри православной церкви своим собственным примером увлекали народ к трезвому образу жизни. Сегодня, когда пьянство и множество других пороков вновь приняли черты катастрофы, угрожающей русскому народу вымиранием, Русская Православная церковь стоит перед необходимостью повторить славный опыт дореволюционной России - мобилизовать народ и общество на утверждение трезвости. Мы можем и обязаны сделать это. Ради спасения наших близких и всего народа, ради спасения Отечества, ради Христа!"
Традиция проведения Дня трезвос-
ти в наши дни возрождается для того, чтобы обозначить в общественном сознании трезвость как социальную норму жизни, как естественное состояние человека. Очень интересно и содержательно проводятся Дни трезвости в городах и сёлах многих регионов России. Это массовое культурное мероприятие, имеющее целью показать преимущества трезвого образа жизни, пробудить гражданскую инициативу и объединить общество в противостоянии зависимостям. В этот день читаются лекции, показываются фильмы по антиалкогольной тематике, проводятся спортивные мероприятия, фотоконкурсы, концерты, конкурсы рисунков и карикатур.
В школах проводятся Угловские чтения, уроки трезвости, школьники пишут сочинения о вреде алкоголя и преимуществе трезвого образа жизни. Дети сами готовят лекции по пропаганде трезвого образа жизни и читают их своим одноклассникам и в других классах. Педагоги проводят классные часы: рассказывают детям о вреде алкоголя, в том числе в малых доз и слабоалкогольных напитков.
По данным научных исследований, употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее действие на психику подростка. При этом не только задерживается развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, что называется, "тупеет" и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно.
Во многих школах проводятся родительские собрания с чтением лекций и показом фильмов о вреде алкоголя. В лицеях, колледжах проходят "круглые столы", на которых обсуждаются причины употребления пива и других слабоалкогольных напитков в молодежной среде, последствия их употребления.
Самое активное участие в проведении Дня трезвости принимают работники полиции: организуют рейды по торговым точкам, чтобы выявить факты продажи алкогольных напитков детям, проводят просветительские работы в школах и лицеях, рассказывают об основных статьях Кодекса об административных нарушениях, связанных с употреблением алкоголя.
Среди организаций проводится конкурс плакатов, пропагандирующих трезвость.
Работники культуры готовят замечательные концерты, показывают кинофильмы, видеоролики, социальную рекламу о вреде алкоголя, организуют выставки трезвеннической литературы.
Я обращаюсь к главам муниципаль-
ных образований, депутатам, директорам образовательных учреждений района, редакторам газет "Ивантеевский вестник" и "Сельская ярмарка", культработникам и просто к людям с активной жизненной позицией с просьбой перенять опыт проведения Дня трезвости. Представьте, сколько юношей и девушек займутся изучением трезвеннической литературы, если им нужно будет писать сочинение о вреде алкоголя или выступить с лекцией за трезвый образ жизни. Очень много материала дети найдут на сайтах трезвеннических организаций: Союз борьбы за народную трезвость, ООО "Оптималист" и др. Кстати, авторы книг о трезвости не только хорошие писатели, ученые, но и хорошие психологи. Я уверена, что, занявшись чтением трезвеннической литературы, многие примут решение полностью отказаться от употребления спиртного.
Если в наших газетах будет объявлен конкурс статей на лучшее отражение антиалкогольной и антитабачной тематики, это будет способствовать оздоровлению обстановки в обществе.
Если мы сможем организовать крестный ход по улицам Ивантеевки (да и других сёл) с иконой Божией Матери "Неупиваемая чаша", этим привлечем внимание к проблеме пьянства, вполне вероятно, что хоть какое-то количество людей примет решение об отказе употребления алкоголя и даст обет трезвости.
Я уверена: у нас получится сделать День трезвости праздником ярким, красивым и искренним, и от Дня трезвости мы вернемся к трезвой жизни. Только трезвая Россия станет великой!
Не могу не сказать ещё об одном
юбилее в трезвенническом движении. В 2014 году исполняется 110 лет со дня рождения Федора Григорьевича Углова - неутомимого борца за народную трезвость. Это выдающийся хирург, один из основоположников отечественной сердечно-сосудистой хирургии, лауреат Ленинской премии, Первой национальной премии лучшим врачам России, премий Андрея Первозванного, имени А.Н. Бакулева, академик РАМН, почётный член зарубежных академий и хирургических обществ. Он одним из первых в мире разработал методы хирургического лечения пороков сердца. Предложил ряд оперативных методик и инструментов. Его имя занесено в "Книгу рекордов Гиннесса", в качестве старейшего в мире оперирующего хирурга: в возрасте 100 лет в присутствии иностранных наблюдателей он делал сложнейшую операцию. Это единственный на планете Земля хирург, стаж которого составил более 70 лет.
Фёдор Григорьевич Углов родился 22 сентября (5 октября по н.ст.) 1904 года в деревне Чугуево Иркутской области. В 1929 году окончил медицинский факультет Саратовского университета. Учился у известного русского врача Н.Н. Петрова. Во время Великой Отечественной войны на протяжении всех 900 дней блокады Ленинграда он работал в осажденном городе хирургом. Умер 22 июня 2008 года на 104-м году жизни.
Ф.Г. Углов, будучи убежденным трезвенником, много лет посвятил борьбе за отрезвление народа, пропаганде трезвого образа жизни. Он возглавлял общественную организацию "Союз борьбы за народную трезвость" и говорил: "Надо отрезвлять народ, а главное - сохранить тех, кто не начал пить! Надо нам сделать всё, чтобы уберечь детей от тлетворного влияния алкоголя: гибнет нация".
Фёдор Григорьевич является автором "Обращения" к правительству России, в котором просит вынести решение об официальном признании наркотиками алкоголя и табака, причиняющих огромный вред человеку, обществу, ставящих под угрозу само существование нашего Отечества и запретить их производство и продажу. В своем обращении он обобщил опыт всех выдающихся учёных как прошлого, так и настоящего, которые бескомпромиссно установили, что алкоголь является сильным наркотическим ядом. Обращение подписали академики АМН России, профессора, врачи. Всего было собрано 1700 подписей. Ф.Г. Углов - автор многих книг, которые опубликованы на 16 языках мира. В них он делится с нами секретами долголетия, даёт советы по поддержанию физического, психического и духовного здоровья. Автор размышляет над тем, как бороться с антиподами нашей морали, образа жизни и, прежде всего, с пьянством, показывает тяжкие последствия этого порока. Очень хотелось, чтобы в связи с 110-летием со дня рождения этого великого человека и ученого, патриота России, в школах района были проведены Угловские чтения, как это делают в других регионах.