Православный батюшка должен быть готовым к тому, что его разбудят среди ночи, и он поедет исповедовать и причащать кого-то перед смертью. Проводить на работе бессменно по 12-14 часов, и еще при этом - служить вдохновенно, отогревая сердца прихожан, совершать требы, освящать дома и колодцы, и снова крестить, венчать, отпевать. Именно поэтому событием в жизни сельского прихода становится рукоположение второго священника.
Еще вчера об отпуске вообще не могло быть речи. Больше одного выходного дня не возьмешь, да еще чтоб с праздниками не совпал. А сегодня - одновременно служба в праздничные дни может совершаться и в Ивантеевке, и в Николаевке или Клевенке. Взаимозаменяемость к тому же. О себе второй приходской священник - клирик Храма Живоначальной Троицы, отец Алексей (Мушников) рассказал землякам (а он наш, ивантеевский, доморощенный!) следующее в беседе с корреспондентом
- Как Вы решили принять сан?
- Разумеется, в селе, где ты родился и вырос, тебя помнят еще мальчишкой. Из среды "плюралистично"-перестроечной молодежи я вот, к счастью, не в панки подался, а традиционно - в армию. За спиной перед духовной семинарией был и медколледж, я на "скорой" успел поработать в Ивантеевке. Кстати, это отчасти подвинуло к Богу. Когда сталкиваешься с несчастными случаями, внезапными смертями, авариями, видишь, как стар и млад гибнет в одночасье, невольно задумаешься - зачем ты появился на свет, с какой целью?
К Богу я пришел и по молитвам бабушек. Семья наша верующая. Утром мы просыпались под шепот утренних бабушкиных молитв, днем под этот же шепот я сидел за уроками, засыпал под него. И хотя в то время нас не водили по храмам, да и не было такой возможности, в сердце вошло заученное вместе с бабушкой "Отче наш".
Это грех душу омрачает, теснит, давит тисками, а благодать невидима, но дает целебный мир и тишину сердцу. В храм ходить я стал уже взрослым. Однажды бабушка одна подошла: "Ну, а когда же в семинарию?" "Да я и не собираюсь вовсе!" - ответил поспешно. А Господь, стало быть, уже вел. Я поступил, как-то шутя, не увольняясь из больницы во время сдачи вступительных экзаменов, словно не веря, что возможно такое.
Ну, а потом годы учебы, рукоположен был священником в один из пограничных с Казахстаном приходов в Питерском районе, где до этого никто из моих предшественников не задержался более чем на полгода, а мы с женой прослужили 5 лет.
- Расскажите, как создавалась полноценная православная семья, сейчас у вас ребят уже четверо и все мал мала!
- Ну, это история интересная! Теперь уверен: будущую жену священнику у покровителей брака Петра и Февронии надо просить! На последнем курсе все мы проявляли завидное упорство в поисках невест: если примешь сан неженатым, то жениться уже нельзя, потому что уже повенчался с Церковью. Положился на волю Божию - привел к духовнику своему отцу Нектарию сначала одну девушку знакомую, потом - другую, а он все не благословлял. А вот про Аню он сказал сразу: "Это - твой человек!" Она училась на сестру милосердия, пять лет монастырской жизни научили ее и в колокола звонить, и просфоры печь, петь на клиросе. И не хрупкая она, к счастью, в Пензенской области, откуда родом, была чемпионкой по гиревому спорту, 16-килограммовую гирю больше ста раз выжимала. Так что под горячую руку матушке лучше не попадать. Это я шучу. Она у меня добрая и кроткая. И ведь Господь мне ее послал, стоило молебен святым Петру и Февронии отслужить! Мы и женились - так вышло - в июле, когда память святым, а с недавних пор в России это еще и день супружеской верности и любви. Одного из сыновей назвали Петром, а всего у нас их трое, погодки: 3 года, два и год. Старшухе-дочке 5 лет.
- Что, на Ваш взгляд, главное в деятельности приходского священнослужителя?
- Не главного не бывает, я бы сказал. В первом своем приходе я неустанно стучался в каждый дом, не было за это время ни одного двора, где я бы не побывал со Словом Божиим. Но, увы, как была горстка верующих в храме, так и осталась, не пришел со стороны никто. Трудно человеку ломать свои стереотипы, привычки, своя рубаха ближе к телу, жизнь строится больше на своекорыстии, конкуренции, на зависти, тщеславии, сребролюбии. И все же - где не ожидаешь в наши дни, встретишь примеры святости.
Я служил в "Утоли моя печали" и нередко обращал внимание на старика, который будто бы потешался над молодыми семинаристами, все их изображал, будто юродствовал. А поговорил с ним, зацепило то, что он мои тайные мысли прочел. Ты подумал только, а он тебе ответ выдает. Владимиром его звали. Не заметил я, как он перестал появляться на службах. Представился. Запали в душу его слова про ужасное равнодушие. Так оно и есть. Храмы переполнены, а человек один на один перед Богом со своим горем, со своей ношей.
Помню, как в детстве при виде похоронной процессии я услышал: "Человек к Богу ушел!" Я так радовался - к Богу ведь! Взрослые объяснили: радоваться неуместно, горевать принято.
От человека праведного веет удивительным миром души - посмотрите на видео лица святых, живших в наше время, наших современников, Интернет дает такую возможность. Лица не имеют возраста - вроде бы древнее, суровое, а молодое по живости ума, и даже младенческое по безмятежности. Господь привёл их к Своему служению за милосердие, чистое сердце, незлобие, за то, что могли в любую минуту прийти на помощь каждому человеку, невзирая на вероисповедание, национальность, считая всех без исключения по-евангельски своими братьями и сёстрами. Таков старец Фаддей Витовницкий. Был поражен его взглядом, несущим свет Христов. По его словам, все события на свете - это ответы на молитвы, в том смысле, что Господь учитывает все наши истинные нужды. И если чего-то не дает - оно и правильно. Исцеление дает в любом случае. Нет состояния хуже, когда тяжело болен человек, а ему кажется - все-то у него хорошо.