Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Сайт общественно-политической газеты "Ивантеевский вестник" Ивантеевского района Саратовской области

413950 Саратовская обл., с. Ивантеевка, ул.Кооперативная,13
телефон: 5-19-65
e-mail: iva_vestnik@mail.ru

Божественная Сара

27 февраля в центральной библиотеке состоялось открытие Года культуры. Здесь присутствовали члены клуба "Родник", работники сельских библиотек, специалист отдела культуры и кино Л.В. Старинова

27 февраля в центральной библиотеке состоялось открытие Года культуры. Здесь присутствовали члены клуба "Родник", работники сельских библиотек, специалист отдела культуры и кино Л.В. Старинова.

Участникам встречи был представлен вечер-знакомство, посвященный 170-летию со дня рождения Сары Бернар - французской актрисы скульптора, живописца, писателя.

Много интересного узнали участники вечера о знаменитой Саре. Ведущие вечера Н.Г Гриднева и В.П. Черняева рассказали о жизни и творчестве Сары, сопровождая свой рассказ показом слайдов.

В начале XX века французская актриса Сара Бернар была признана "самой знаменитой актрисой за всю историю". За успешное исполнение драматических ролей Бернар получила прозвище "Божественная Сара".

Ею восхищались и аристократическая публика, и простые люди. К.С. Станиславский считал искусство Бернар примером технического совершенства. Спектакли с её участием вызывали у публики не меньший ажиотаж, чем сегодня мировые премьеры голливудских блокбастеров. Подсчитано, что, если склеить все посвященные ей публикации в одну ленту, можно было бы ею обернуть земной шар, а если положить друг на друга все фотоснимки Сары, опубликованные в прессе, такая стопка достигла бы вершины Эйфелевой башни.

Божественная Сара всегда окружала себя тайнами. Даже в её воспоминаниях столько недосказанного, что реальная история жизни величайшей актрисы, ставшей, по сути, первой суперзвездой, прослеживается с большим трудом. Сару Бернар такое положение устраивало, не зря же она даже говорила: "Я и сама о себе всего не знаю".

Родилась Сара Бернар в Париже, нарекли её Генриеттой. Она была незаконным ребенком. Её мать, голландка еврейского происхождения Юдифь до приезда во Францию подрабатывала модисткой. Но в Париже она предпочла стать куртизанкой. Приятная внешность, умение со вкусом одеваться обеспечили ей безбедное существование за счёт средств состоятельных любовников.

Маленькая Сара мешала светским развлечениям матери. Поэтому девочка вначале воспитывалась в семье кормилицы. А затем попала в пансион юных девиц мадам Фрассар, где за два года мать посетила ее всего только дважды.

Потом Сару отдали на воспитание в привилегированный католический монастырь в Версале. В 11 лет она приняла обряд крещения и стала ревностной католичкой, удивляя своим религиозным рвением монахинь. Однако от природы она была очень вспыльчивой и упрямой, иногда ее охватывали неудержимые приступы гнева. Для таких случаев монахини держали наготове ковш святой воды и, творя молитву, выливали его на голову не в меру разошедшейся девчонки.

С детства Сару отличали артистизм, музыкальность и буйный нрав. Даже монахини не смогли приучить своенравного и вспыльчивого ребенка к порядку, хотя в какой-то момент жизни она хотела посвятить себя Богу. Но это был только кратковременный порыв.

По протекции герцога де Морни ее приняли в Национальную академию музыки и декламации. Она блестяще сдала экзамен, к которому её готовил Дюма-отец. Автор "Мушкетеров" восхищался голосом девушки, сравнивая его с "хрустально чистым ручейком, журчащим и прыгающим по золотой гальке".

1 сентября 1862 года протеже герцога де Морни стояла у здания "Комеди Франсез", где висела большая афиша "Дебют мадемуазель Сары Бернар". С тех пор это сценическое имя вошло в историю.

Первый большой успех Бернар был связан с ее переходом в театр "Одеон". Она замечательно изображала молодых героинь в классическом репертуаре - Федру, Андромаху, Дездемону, Заиру, а затем стала блистать в пьесах современных драматургов. Одна из лучших ролей Сары Бернар - Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Александра Дюма-сына). Любопытно, что Сара, как никто из актрис, играла много мужских ролей. В её репертуаре был даже Гамлет, говорят, что её исполнением роли датского принца восхищался Станиславский. В марте 1900 года, когда она на 56-м году жизни играла 20-летнего сына Наполеона, Сару 30 раз вызывали на бис.

Её вообще можно назвать гуманным и великодушным человеком. Во время франко-прусской войны находясь в осажденном Париже, она превратила театр "Одеон" в госпиталь, которым руководила, выполняя одновременно функции медсестры. А в 1904 году совместно с великим итальянским певцом Энрико Карузо организовала ряд благотворительных концертов, сборы от которых пошли на помощь русским солдатам, раненным во время русско-японской войны.

Бернар чрезвычайно много гастролировала по всему свету. Языкового барьера для нее не существовало. Как писали американские журналисты, публика ломилась бы на ее спектакли, даже если бы она играла на китайском языке.

Была она и в Америке десять раз. Последний раз по договору должна была играть восемь пьес. Гастроли продолжались семь месяцев. За это время актриса посетила пятьдесят городов и дала сто пятьдесят шесть спектаклей. Чаще всего шла "Дама с камелиями" Бернар отыграла в ней 65 раз.

В России Сара Бернар побывала трижды - в 1881, 1898 и 1908 годах. Успех был огромный, хотя нашлись и критики, и в их числе Тургенев, который в письме к Полонской в декабре 1881 года назвал великую актрису "бездарностью"… В отличие от Ивана Сергеевича, Константин Сергеевич Станиславский, разбиравшийся в театре "чуть-чуть" получше Тургенева, считал Сару Бернар примером совершенства: красивый голос, отточенная дикция, пластичность, художественный вкус.

Сара играла с простотой и естественностью, которые стали откровением для публики.

Когда появился кинематограф, Сара Бернар одной из первых среди выдающихся актрис поняла его роль и перспективность.

Ходило очень много небылиц о Саре. И драматург Эдмон Ростан, раздраженный нелепыми небылицами, рассказываемыми о ней, однажды описал рабочий день актрисы, а заодно и хозяйки труппы: многочасовые репетиции, затем спектакль, где она играет "в каком-то бешеном исступлении", далее - общение с коллегами, обсуждение всех текущих дел, прием посетителей, ответы на многочисленные письма и глубокой ночью - чтение новой пьесы. "Вот Сара, которую я знал. Это та Сара, которая работает. И эта - самая великая".

В 1905 году, во время гастролей в Рио-де-Жанейро, Сара неудачно упала и серьезно травмировала ногу. До конца жизни она не мыслила жизни без театра. Ей шел восьмой десяток, когда врачи вынесли убийственный диагноз: чтобы спасти жизнь, необходима ампутация ноги. Через десять лет ногу пришлось ампутировать. Став инвалидом, Бернар не оставила театр. Она продолжала играть с протезом. Зрелище это, видно, представлялось не для слабонервных. В период Первой мировой войны Сара Бернар умудрялась выступать даже на фронте. А последний раз на сцену актриса вышла в 1922 году, меньше чем за год до своей смерти.

Так Божественная Сара вошла в историю театра, в историю культуры как самая великая актриса XIX века.

Автор: Наталья Пономарёва

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 894

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика