В селах Чернава и Щигры в первой половине июля работала диалектологическая экспедиция студентов Института филологии и журналистики СГУ.
В селах Чернава и Щигры в первой половине июля работала диалектологическая экспедиция студентов Института филологии и журналистики СГУ.
В 40-60-е годы прошлого века был собран обширный диалектный материал, который впоследствии лег в основу "Атласа русских говоров Среднего и Нижнего Поволжья" Л.И. Баранниковой, опубликованного в 2000 г. В предисловии к "Атласу" Л.И. Баранникова писала: "Было бы очень важно провести новые наблюдения за говорами пунктов, которые были обследованы еще в первые послевоенные годы. Атлас может помочь в организации таких экспедиций и выявлении современных процессов в развитии говоров на одной из основных групп территорий позднего заселения".
Эти слова выдающегося ученого сейчас воспринимаются как научное завещание диалектологам.
Ивантеевский район Саратовской области - один из самых интересных в диалектном отношении. Его говоры объединяет принадлежность к южнорусскому диалектному комплексу. В Чернаве и Щиграх, как показало последнее исследование, устойчиво яканье (например, сястра, сяло), качество Г, близкое к украинскому, с оглушением в Х (снех, пирох), произношение типа Ванькя, сколькя, частотны формы 3 лица глаголов без Т в окончаниях (он не хоча, они отпустя) и другие яркие особенности речи. Сохраняется и архаичная диалектная лексика (рогач - ухват, чапальник - сковородник).
Немаловажную роль в организации работы экспедиции сыграла помощь жителей с. Чернава. Учитель русского языка и литературы Н.П. Романова подбирала информантов и участвовала в интерпретации собранного материала. Т.В. Полянская обеспечила условия проживания, а повара местной столовой В.В. Юрикова, М.В. Пятунина и Т.В. Кузнецова заботились о питании студентов.
Особая благодарность главе местного КФХ М.Т. Агаларову, спонсорская поддержка которого позволила в полном объеме выполнить учебные и научные цели экспедиции. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в реализации регионального компонента школьной программы, а также - в учебно-воспитательной работе в школе.