Тридцать лет… Много это или мало?! Именно столько лет я преподаю математику детям. Но самое главное - учу быть достойными людьми.
Иногда задаю себе вопрос: " Могла ли я выбрать иную дорогу, не учительскую?" Понимаю, что - нет.
Начало выбора профессии лежит далеко, в прошлом моей семьи. Мой отец, Дубасов Василий Лаврентьевич, родился в 1929 году. Детство было полуголодное, рос без отца, детей было четверо. Младший брат умер от болезни.
К началу войны отцу было 12 лет. Он вспоминал, как их вывезли в пионерский лагерь, а после объявления об общей мобилизации их воспитателей забрали в военкомат. Дети же в полном составе, пешком, под руководством начальника лагеря отправились домой и шли двое суток, потому что машины все были заняты.
Старший брат ушел на фронт в 1942 году, и отец остался за главу семьи. Вспоминал, как в хозяйстве не осталось механизаторов и его, тринадцатилетнего, посадили на трактор и спрашивали, как со взрослого.
Первый свой заработок он даже не видел, все высчитали на облигации обязательного госзайма для фронта. А вот о школе он вспоминал тепло и с уважением. Говорил, что учительница была строгая и справедливая.
После седьмого класса отец пошел учиться в ремесленное училище на помощника машиниста паровоза. Проучившись год, понял, что хочет знать больше и сдал документы в техникум "Трудовые резервы", тогда это были будущие инженеры страны.
Во время учебы познакомился с моей мамой, тогда она училась на ткачиху. Поженились. Уже будучи отцом, с маленьким ребенком, он получил распределение в г. Ангрен Ташкентской области, тогда еще только строящийся город шахтеров.
Работать пришлось и в училище, и в школе, в две смены. Город строился, и необходимость в учителях также росла. Папа работал учителем в школах города: преподавал черчение, а главное - труды. Учил детей работать на станках - токарных, фрезерных, сверлильных.
Возникла потребность повысить свой уровень образования. Отец поступил заочно в политехнический институт. После его окончания, уже с высшим образованием, он преподавал не только в школе, но и в педагогическом институте города, проводил курсы повышения квалификации учителей в филиале Ташкентского педагогического института.
В 1990 году родители вынуждены были переехать в Воронежскую область. Папа, будучи на пенсии, устроился в школу и проработал еще 10 лет учителем трудового обучения. И там о нем отзываются с теплотой и уважением.
А еще папа был заядлым туристом. Он возглавлял туристический кружок при Доме пионеров в городе. С началом летних каникул собирал группу детей в количестве 25 человек и уходил с ними в долгосрочный поход, длившийся до двух месяцев, по местам боевой славы Красной Армии в боях с басмачами. В 70-80-е годы был бессменным членом судейской коллегии туристических слетов учащихся города.
Мама тоже стала учителем: окончила курсы переподготовки и преподавала в школе, вела уроки обслуживающего труда у девочек.
Отец любил вечерами читать вслух произведения русских писателей, поэтов. Я это очень хорошо запомнила, мне нравилось, как он читал мне сказки, пока я была маленькая. А когда стала учиться в старших классах, то мне было очень интересно с ним обсуждать вопросы физики, астрономии. Он очень много читал и выписывал научные журналы, поэтому мог рассказать много такого, о чем в школе я не слышала.
Передо мной встал вопрос, кем быть? Я, конечно, выбрала профессию учителя. После окончания школы поступила в Ташкентский областной педагогический институт, который окончила с отличием. Там же познакомилась со своим будущим мужем - Валерием Владимировичем Митяевым, с которым после окончания института в 1988 году приехала работать в Ивантеевский район, п. Мирный, в восьмилетнюю школу: муж был ее директором, а я - учителем математики и физики.
Здесь мы проработали 20 лет, у нас появились двое детей. Но в 2008 году школу реорганизовали, и нам пришлось сменить место работы. Приходилось трудиться и не по специальности, так сложилась жизнь не только у нас.
В 2010 году мы устроились на работу в "Школу -интернат для детей-сирот" г. Пугачева: муж - начальником структурного подразделения в ДОЛ "Радуга", я - воспитателем. Тяга к туристическим походам и пионерским лагерям проявилась и в нас!
В 2014 году меня взяли на работу в школу с. Ивантеевка, а в 2016 году - в МОУ " Гимназия с. Ивантеевка" учителем математики.
Глядя на нас, старшая дочь Александра, также изъявила желание стать педагогом. После 11 класса она поступила в педагогическое училище, которое окончила с красным дипломом, только не успела поработать после него, так как родился сын. Когда он пошел в школу, ей предложили поработать в детском саду, и она поняла, что это ее призвание. Сейчас работает в детском саду, заканчивает Воронежский Государственный университет, также с отличием, по специальности "дошкольное образование".
Внук учится в 5 классе, очень любит историю, может с увлечением рассказывать о разных событиях. Часто спрашивает меня: "Бабушка, кем бы я мог стать, когда вырасту?" Я без сомнения говорю: "Учителем истории. Ты очень интересно рассказываешь, много читаешь, у тебя отличная память. Конечно, учителем! Кем же еще?".
И я надеюсь, что история нашей семейной профессии продолжится еще и в нем. И он будет педагогом в четвертом поколении. Но это будет чуть позже…