Новая форма взаимоотношений энергоснабжающих организаций с жителями многоквартирных домов часто вызывает вопросы и споры, почвой для которых становится оплата услуг. Эта проблема на сегодня является социально значимой. Особенно болезненным является вопрос об оплате расходов на общедомовые нужды (ОДН).
Порядок расчета и оплаты электроэнергии, приходящейся на ОДН, регламентирован федеральным законодательством, а именно: Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утверждёнными постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г.
Объём электроэнергии на общедомовые нужды исчисляется как разница между показаниями общедомового счётчика и суммарным объёмом электроэнергии, потреблённой жилыми и нежилыми помещениями. Полученное количество электроэнергии распределяется пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения. Таким образом, встроенные, пристроенные нежилые помещения (магазины, парикмахерские и пр.) также должны оплачивать электроэнергию на ОДН.
Наличие приборов учёта во всех жилых и нежилых помещениях является обязательным в соответствии с Федеральным законом №261 от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности...". Это гарантирует корректный расчёт и определение доли оплаты каждого потребителя за электроэнергию, использованную на ОДН.
В случае отсутствия приборов учёта применяются нормативы, утверждённые Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области №45/6 от 17.12.2012 г. "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории Саратовской области".
Нормативы (N) потребления по электроснабжению на ОДН на территории Саратовской области (кВт-ч. на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных жилых домах (МКЖД)
Нормативы потребления на общедомовые нужды дифференцированы по группам потребителей в зависимости от этажности здания, наличия общедомового энергооборудования.
Нормативы потребления электроэнергии в жилых помещениях дифференцированы в зависимости от количества комнат и количества проживающих человек, от состава энергооборудования.
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях на территории Саратовской области кВт-ч в месяц на 1 человека:
Согласно Правилам, снятие и передача показаний приборов учёта возлагается на потребителей и осуществляется в период с 23 по 26 число текущего месяца. Данные должны быть переданы жителями исполнителю коммунальных услуг: УК, ТСЖ или ЖСК (при выборе способа управления МКЖД управляющей организацией) и в адрес ресурсоснабжающей организации - ОАО "Саратовэнерго" (при выборе непосредственного способа управления МКЖД) для своевременного формирования и доставки платёжных документов клиентам в срок до 1 числа месяца, следующего за расчётным. При этом в ОАО "Саратовэнерго" сообщить показания приборов учета можно любым удобным способом: по многоканальному телефону бесплатной "горячей линии": 8-800-2000-573 (ежемесячно с 23 по 26 число с 8.00 до 20.00 - через оператора, ежедневно круглосуточно - через автоответчик); по телефонам: 8 (84579) 5-11-91, 5-19-24; по факсу: 8 (84579) 5-11-91; по электронной почте: shatohin@sarenergo.ru: markeev@sarenergo.ru; korvagina@sarenergo.ru; на сайте www.saratovenergo.ru (вкладка "Частным лицам" - Приём показаний"); через ящики с логотипом ОАО "Саратовэнерго", установленные в селах района.
Если показания приборов учёта электроэнергии не предоставляются, в течение 3 месяцев, начисления производятся по среднемесячному потреблению электроэнергии, по истечении 4 месяцев и более - в соответствии с нормативами потребления электроэнергии.
Перерасчёт по ОДН при выявлении случаев, когда сумма показаний по общедомовому прибору учета будет меньше суммы показаний индивидуальных приборов учета (нормативов), проводится один раз и только до нуля, пропорционально количеству человек, постоянно или временно проживающих в жилом помещении, согласно п.п. 46,47.
Если трудно платить
Без особых последствий коммунальные услуги можно не оплачивать по полгода. Вернее, последствие будет, но лишь одно - в виде пени за каждый день просрочки. Однако и этого можно избежать, если заранее предпринять некоторые меры. Правда, причина неоплаты должна быть весомой.
Чтобы получить временную передышку в оплате коммунальных услуг, в первую очередь нужно определиться с причинами неуплаты коммунальных платежей: длительное отсутствие по месту жительства; отсутствие денег (потеря работы, лишение дохода); претензии к качеству предоставляемых услуг или их стоимости.
Причины несвоевременной оплаты услуг коммунальщикам не снимают обязанности по погашению нарастающего долга. Кроме того, за каждый день просрочки платежа установлена ответственность в виде пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. В настоящее время Центробанк определил величину этой ставки - 8,25% в год, таким образом, на каждую 1000 рублей задолженности потребителю ежедневно будут начислять 28 копеек пени.
Вышеперечисленные причины подразумевают различный порядок действий для минимизации негативных последствий несвоевременной оплаты коммунальных услуг.
"Меня не было дома..."
Если в планах - продолжительное отсутствие по месту жительства, можно поступить следующим образом: перед отъездом написать заявление в Ивантеевское отделение ОАО "Саратовэнерго" с указанием периода, за который необходимо произвести перерасчет коммунальных платежей. Он не может превышать 6 месяцев. Если планируется более длительное отсутствие, потребуется повторное направление заявления о перерасчете на следующий период (это можно сделать по почте).
С заявлением о перерасчете платежей и переоформлении квитанций на оплату "коммуналки" можно обратиться и после возвращения, но в срок не более 30 дней со времени прибытия на место жительства. В любом случае вместе с заявлением необходимо предоставить документы, подтверждающие отсутствие по месту жительства (командировочное удостоверение с отметками, приказ о направлении в командировку, бюллетень о нахождении в стационаре, больничный лист, путевку на отдых, проездные документы и т.п.).
При обращении в эксплуатирующую организацию до отъезда перерасчет будет осуществляться по мере начисления коммунальных платежей, после - будет сделан в текущий расчетный период. При этом за отопление и общедомовые нужды перерасчет не производится.
"В случае финансовых затруднений до возникновения задолженности лучше дело не доводить и оформить получение субсидии", - советуют специалисты. Порядок и размер ее предоставления, а также перечень необходимых документов устанавливается региональными органами власти. Если своевременно добиться дотации от государства не удалось, и долг все же появился, следует обратиться в Ивантеевское отделение ОАО "Саратовэнерго" с просьбой о заключении соглашения об отсрочке или рассрочке оплаты коммунальных платежей. К сожалению, получение рассрочки никак не гарантировано и согласовывается потребителем и исполнителем индивидуально. Однако при ее наличии и регулярном исполнении упомянутое соглашение защитит от ограничения или отказа в предоставлении коммунальных услуг при имеющейся задолженности.
При наличии претензий к качеству, объему или стоимости предоставляемых услуг не стоит молча игнорировать квитанции - таким поведением можно навредить только себе. Если выяснилось, что услуга оказывается некачественно, либо не оказывается вовсе, нужно сообщить об этом в аварийно-диспетчерскую службу любым удобным способом (позвонить, написать заявление). Обращение обязаны зафиксировать документально, в специальном журнале. По закону в течение не более чем двух часов после обращения сотрудники аварийной службы обязаны произвести проверку для подтверждения (установления) факта нарушения качества коммунальной услуги, выявления причин и выяснения сроков их устранения. По результатам оформляется акт.
С момента предоставления услуг надлежащего качества энергоснабжающая компания обязана оформить перерасчет ранее начисленных платежей за весь период, когда услуга не оказывалась или оказывалась некачественно. Если причиной отказа от оплаты служат претензии к стоимости, нужно учитывать, что потребителя должны уведомить в письменном виде не менее чем за 30 дней до введения новых тарифов. В противном случае действия, связанные с повышением стоимости услуг, будут незаконны.