Фронт работ определен: участок автодороги на ул. Советская, с. Клевенка, 143 погонных метра, и пару-тройку дней бригада дорожников "развлекает" сельчан "массовкой". Создается настоящее ощущение перемен: "Девчата, где ваши туфельки?"
- Каждое утро мы получаем заказ, - рассказал главный инженер ООО "ИПОД" А.В. Тимонин. - Есть первоочередные объекты, в основном это сельские улицы. Задействованы несколько единиц техники: 4 - возят асфальт, 2 - прикатывают, погрузчик, грейдер. Ну, а люди - в основном, молодежь!
Знакомлюсь с одним из молодых мастеров - Антон Кирков (на снимке вверху). Окончил Балаковский институт техники, технологии и управления, факультет "Подъемно-транспортные строительные дорожные машины и оборудование". Говорит, что на практику приезжал в ИПОД, сюда же устроился на работу, получив диплом.
Спрашиваю, применяют ли в укладке асфальта нанотехнологии?
Антон Владимирович смеется: "Напишите: применяют проверенную традиционную технологию, она сбоев не дает".
Тем временем асфальт уже засыпан, делает дорогу ровной, как полотно, новенький каток немецкого производства. Управление довольно простое: два рычага, руль и пульт с кнопками.
Рабочие счищают, сметают крупный мусор и щебень с дороги, на которой прежний асфальт едва заметен. Деревенскую тишину поглощает то оглушающий скрежет, то мерный стук отбойного молота, словом, "рабочий процесс".
Высыпали на улицу любопытствующие, живущие "по соседству, недалеко".
Провожая взглядом нового человека, жалуются на состояние дорог оставшихся - "вот бы и у нас асфальт положить, да еще б до ворот!"
Дорожники не отрицают: есть еще у них и коммерческие заказы: например, укладка покрытия у входа в новый магазин. На такие работы отправляют по остаточному принципу. Вначале - объект.
Александр Викторович Тимонин будничным тоном замечает: "Не помню слов благодарности в свой адрес. Мы уже привыкли: если есть яма - дорожники никак не доедут; если делаем ремонт - а почему тут, а не здесь, если залатали - опять схалтурили, сэкономили, нет бы по-настоящему асфальт положить. А дорога, между прочим, каждый сантиметр - деньги".
К слову, замена одного квадратного метра со снятием верхнего слоя стоит примерно столько же, сколько и латание (счет на сотни тысяч). "Утром деньги - вечером дороги!" - шутят дорожники.
Четкая тенденция наметилась по селам: замену покрытия стали делать повсеместно, вымеряемую "погонными метрами", естественно.
- В рамках создания благоприятных, комфортных условий для проживания граждан, безопасности дорожного движения, улучшения внешнего облика населённого пункта поселения, - прокомментировал работы глава администрации Канаевского муниципального образования А.В. Санталов. - Это только привыкли сетовать - плохо мы живем, а на самом деле почти на половине дворов переоблицевали фасад, с эстетической точки зрения работаем на имидж! Капитально отремонтирована в поселении, наряду с ул. Советской в Клевенке (143 м), ул. Ленина в с. Канаевка (200 м) за счет местного бюджета, вливаний того же дорожного фонта, который ежемесячно за акцизы от нефтепродуктов перечисляет нам средства. По году на дорожные нужды заложено у нас 1 млн. 495,8 тыс. руб. Дорога ремонтируется неделю, а этому предшествует "ворох бумажной работы": заявки, конкурсы, сметы, договора. Не только дороги должны ремонтировать на эти деньги, еще и дорожные знаки ставить. Соответственно, время качественного изменения ситуации "с дорогами" достигнуть не удается из-за недостаточного привлечения средств из прочих бюджетных и внебюджетных источников. Мечты людей в наш депрессивный век не растут выше крыши над головой и мечте о новом водопроводе. А кого же мы найдем, кто бы захотел "вложиться" и преобразить все наши улочки?