"Ты, Арбузовка моя, -
Эти дивные поля.
Соловей в роще поёт
И черёмуха цветёт".
Эти строки стихотворения (автор М.И. Половкова) посвящены моему селу Арбузовка, которое до краёв заполнено красотой. Село появилось очень давно, и многие хотели бы узнать, когда это произошло и почему его так назвали.
На месте сегодняшней Арбузовки, где впадает Сухой Иргиз в Малый, ещё в конце 18 века появились первые жители. На расстоянии почти в километр, в вырытых землянках на крутых берегах Иргизов, в уединении молились отшельники староверческих монастырей. Они ушли после того, как в наши края стали переселяться люди из центральных губерний России.
После Отечественной войны 1812 года из Тульской губернии прибыли в наши края первые гонцы, чтобы выбрать место для переселения. Им приглянулись места у излучины Малого Иргиза, которые они назвали "плюской". "Плюск" означало на тульском диалекте сплющенное место в излучине реки.
В июне 1816 г. первые переселенцы достигли нового места жительства. Было построено три полуземлянки. С собой переселенцы привезли четыре коровы, одного быка, пять лошадей и двенадцать овец. Для животных они изготовили загоны из ивовых прутьев и обмазали их глиной.
Следующее упоминание о переселенцах датируется уже 1824-м годом. В это время в отдалении от плюстовцев поселилась семья Ивана Морозова. Он был родом из Смоленской губернии. Морозов почти не занимался земледелием, а стал собирать дары природы, рыбачил, охотился и большую часть добычи вывозил на почтово-транспортный тракт к Ивантеевской переправе или обменивал у крестьян на хлеб. За это он получил прозвище "Булыч", что означало "торговый мужик". Территория его обитания стала именоваться в округе Булычёвым хутором. Из южных степей Морозов привёз с собой семена бахчевых культур, стал выращивать арбузы и торговать ими. Чтобы охранять бахчу, Морозов поставил там дом и переселил в него своего старшего сына Макара. Это место стали называть арбузным. Таким образом, на территории сегодняшней Арбузовки в 1816–1825 гг. образовались три хутора: Плюстовка, Булычёвка и Арбузовка. Позже, в 1928 г., они были объединены в один Сельский совет.
Здесь был свой приход, и Арбузовка получила статус села. Церковь была добротная деревянная, теплая. Перед Великой Отечественной войной церковь закрыли. В этом здании была размещена школа: иконы забелили, поставили парты, стулья. В 1955 году это здание сгорело. Место, где находилась церковь, считается святым и по сегодняшний день.
Наше село расположено вдоль правого берега реки Малый Иргиз. В разные годы по реке были построены плотины, в результате чего Иргиз изменил своё русло. Это явилось причиной разрушения рекой кладбища на улице Плюстовской. Люди вспоминают, как в 50-х годах был выловлен из реки гроб со священником, который был перезахоронен на другом кладбище. На месте старого ещё сохранились некоторые могилы, а также две могильные плиты с надписями. Помимо этого, в Арбузовке имеется ещё одно кладбище, которое называется Кулугурским. Названо оно так потому, что там хоронили староверов.
Всего в Арбузовке три улицы. Плюстовская существует с давних времён. Со временем в ней что-то менялось, но основное осталось прежним. Это самая маленькая улица в селе. Недалеко от неё протекает река Малый Иргиз, за котором начинается чудесный лес.
Центральной является улица Булычевская, предположительно названная по фамилии помещика, чья усадьба стояла на этой территории. Планировка села в разные годы менялась. После постройки элеватора (середина 70-х годов) за железнодорожной линией появились дома рабочих элеватора, эту часть улицы Арбузовской односельчане назвали "Хутор".
Из воспоминаний жительницы села Медведевой Антонины Дмитриевны: "Было очень тяжело, когда начали строить элеватор. Вручную копали фундамент под него, мусор таскали на носилках. Машины грузили вручную. Сами штукатурили склады, квартиры, которые строили для работников элеватора".
А в 90-е годы отстроилась улица, названная в народе Семипалатинская, на которой живут семьи железнодорожников.
До 50-х годов дома в селе были саманные, крытые соломой, во всех - печное отопление, освещали их керосиновыми лампами. Хлеб пекли сами, вплоть до 60-х годов, пока не построили в Ивантеевке хлебозавод. Большой радостью для сельчан был день, когда провели электричество, это случилось зимой 1962 года. Чуть позже в Арбузовке появилось радио и телевидение. В 1960 году были построены клуб и библиотека, осенью - открыт новый магазин.
Жители нашего села принимали участие во всех войнах. В 1918 г. через Арбузовку проходили отряды дивизии Чапаева. Солдаты были размещены по квартирам. Население оказывало им помощь в питании и одежде. В эти же отряды вошли и наши арбузовские жители: Юрин М.П., Кузнецов Я.Е., Кирилин В.И., Шумейкин Д.И. В первую очередь были призваны для пополнения те люди, которые не принимали участие в первой мировой войне.
На территории Арбузовки боёв не было. 19 февраля 1919 года из села было мобилизовано 30 человек. Сборный пункт был в с. Ивантеевка, а оттуда двинулись на Самару, где влились в дивизию Чапаева и приняли участие в освобождении Уфы.
22 июня 1941 года мирная жизнь была нарушена. Жители с. Арбузовка, как и весь советский народ, поднялись на борьбу с фашистскими захватчиками, храбро и мужественно защищали Отчизну. Участник Великой Отечественной войны Юрин Г.Т., который был в плену у немцев, бежал и партизанил в смоленских лесах. Многие уходили добровольно: Дворянкин В.Ф., Колесов Г.Д., Шмелёв П.Д., Хорунжев М. и др. Войны принесли много горя и мучений для нашего народа.
Население Арбузовки помогало фронту своим неустанным трудом: посылали посылки с тёплыми вещами, круглосуточно работали в поле, выращивали хлеб. А Колесов И.Т. даже купил для фронта самолёт на свои сбережения.
Все мы - жители одной планеты. Все мы - соотечественники-россияне. В то же время мы живем на земле, являющейся исторической родиной. Каждый из нас может стать носителем знания о своем крае, об исторических и духовных корнях. Каждый может стать хранителем культурного наследия, другом и защитником своего родного уголка.
Интерес к истории малой родины никогда не угасал. Уходит старое поколение, и вместе с ним - некоторые события, сведения об исчезающих деревнях, сёлах. Но сегодня зачастую память о тех далёких временах хранят только одинокие черёмухи, заглядывавшие в окна, кусты смородины, заросшие крапивой, кое-где оставшиеся фундаменты домов. И пока есть возможность, мы, школьники, общаясь со старожилами, изучаем историю своего села.