Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Сайт общественно-политической газеты "Ивантеевский вестник" Ивантеевского района Саратовской области

413950 Саратовская обл., с. Ивантеевка, ул.Кооперативная,13
телефон: 5-19-65
e-mail: iva_vestnik@mail.ru

Долговое пике

Задолженность за услуги ЖКХ в Приволжском федеральном округе выросла за год на 35%, на данный сегмент приходится практически четверть всех долгов в ПФО

По аналитическим данным "СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН", на 01.01.2015 года просроченная задолженность населения за поставленные коммунальные услуги в Приволжском федеральном округе достигла 39,2 млрд. рублей, рост по итогам года составил около 35%.

Стоит отметить, что долги жителей ПФО за коммунальные услуги занимают 2 место в "долговом" top-листе округа (на них приходится около 23%): так на 1 месте по объему долга находятся необеспеченные банковские кредиты, включая кредиты наличными, POS-кредиты, кредитные карты (на 01.01.2015 года – 148 млрд. рублей), на 2 месте – ЖКХ (39,2 млрд. рублей), на 3 месте – ипотечные кредиты (4,7 млрд. рублей).

Причинами уже традиционного роста уровня просроченной задолженности населения за коммунальные услуги стало сразу несколько совокупных факторов:

1. Низкий уровень платежной дисциплины

В отношении коммунальных услуг у россиян сформирована четкая позиция, которая руководствуется принципом: "платить в последнюю очередь или не платить вообще". Такие настроения подогреваются сохранившимися еще с советских времен лозунгами, что все ресурсы – это общее достояние, поэтому платить необязательно. Как это ни удивительно, в сознании значительной доли потребителей – физических лиц устоялось понятие, что потребленные ресурсы и услуги – это некоммерческий продукт, за который надо платить. То есть наступают холода, и батареи должны теплеть. Несмотря на кажущуюся комичность подобных сравнений, объем долгов, связанный с нежеланием воспринимать ЖКУ как услугу, подлежащую своевременной оплате, составляет существенную долю.

2. Соотношение цены и качества предоставляемых услуг

Зачастую нежелание потребителей оплачивать услуги ЖКХ вызвано несоответствием цены и качества услуг (недостаточный уровень отопления, низкая температура воды из горячего крана и т.п.). И в ряде случаев нарушения нормативов со стороны компаний, предоставляющих услуги ЖКХ, действительно имеют место. Но нередки ситуации, когда потребители просто не понимают, из чего складывается цена на те или иные услуги ЖКХ, считают их несправедливо завышенными и также перестают платить.

3. Ежегодный рост тарифов

На протяжении последних нескольких лет тарифы за коммунальные услуги стремительно растут, в несколько раз опережая темпы роста уровня инфляции в стране. Как видно из графика, в 2014 году впервые за 7 лет ситуация несколько изменилась – инфляция обогнала показатели по росту тарифов за ЖКХ. Однако это не улучшило ситуацию, а скорее усугубило и так сложное положение. Резкий рост цен на товары первой необходимости (около 20%) заставил граждан увеличить долю расходов на них, сократив средства, которые планировалось направить на оплату услуг ЖКХ. Тем не менее, из года в год именно жилищно-коммунальные платежи остаются одной из самых заметных статей расходов населения. По итогам 2012 года на услуги ЖКХ приходилось больше 9% всех трат, в 2013 году – уже 11,5%, в 2014 году – около 17%.

4. Появление в извещениях новой строки расходов – "на капитальный ремонт".

В прошлом году в ряде регионов Приволжского федерального округа в извещениях жителей многоквартирных домов (вне зависимости от возраста самих домов) появилась строка об обязательных платежах за капитальный ремонт, добавленная на основании поправок в Жилищный Кодекс (271-ФЗ). Этот факт вызвал недовольство со стороны граждан, и на текущий момент капремонт отказываются оплачивать около 10-15% собственников жилья.

5. Снижение реально располагаемых доходов граждан

Увеличение объема просроченной задолженности за коммунальные услуги, в том числе, связан с низким доходом населения и начавшей свой рост безработицей. В 2014 году уровень безработицы в Приволжском федеральном округе составил около 5%, за год она увеличилась на 4,9%. Не лучшим образом складывается ситуация и с доходами населения. Реально располагаемые доходы населения в ПФО по итогам 2014 года уменьшились на 0,5% (в 2013 году рост составил 3%) при инфляции в 11,4%.

На сегодня средняя зарплата в Приволжском федеральном округе не превышает 24,7 тысяч рублей. Безусловно, отдавать 15-17% своих доходов (а порой эта доля превышает 20-25%) на оплату коммунальных услуг большинству жителей Приволжского федерального округа довольно обременительно, а порой просто нереально.

По прогнозам аналитиков "СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН", коммунальная задолженность населения в Приволжском федеральном округе в ближайшее время будет увеличиваться. Учитывая сложившуюся макроэкономическую ситуацию в стране (безработица, рост задолженности по заработной плате, снижение заработной платы, инфляция и т.д.), уровень задолженности по итогам года может продемонстрировать 30-40% рост.

Если говорить о причинах возникновения задолженности за ЖКХ, то согласно статистике 30% должников просто не считают коммунальные ресурсы товаром, подлежащим регулярной оплате, 15% должников недовольны качеством предоставляемых услуг, 20% считают необъективным рост тарифов и не справляются с увеличивающейся нагрузкой по оплате коммунальных услуг, 25% ссылаются на финансовые трудности и потерю работы, 10% забывают платить по счетам вовремя.

Стоит отметить, что если еще 2-3 года назад проблема постоянно увеличивающейся задолженности ни правительство, ни управляющие компании особо не волновала, то сейчас пришло четкое понимание, что необходимо применять меры, ведя постоянную борьбу с неплательщиками. Так, например, сейчас есть несколько вариантов решения проблемы неплатежей: обращение в суд с последующим принудительным взысканием долга, вплоть до лишения жилплощади у тех, кто проживает на основе соцнайма, отключение ряда коммунальных услуг (электричества, горячей воды) и блокировка канализации, начисление пеней, повышение штрафов.

В свою очередь, управляющие компании, ТСЖ, ЖК и ЖСК стали активно сотрудничать с коллекторскими агентствами. Доля проблемной задолженности населения за ЖКХ в ПФО, поступившей в работу коллекторским агентствам, оценивается в пределах 20-25%. Основная ее масса передается по агентской схеме.

Средний долг на домохозяйство в Приволжском федеральном округе составляет около 3 957 рублей, в прошлом году данный показатель был на уровне 2 320 рублей.

В ходе проведенного исследования "СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН" удалось сформировать портрет должника за услуги ЖКХ. Чаще всего это женатый мужчина либо разведенная женщина в возрасте 40-45 лет со средним либо средне-специальным образованием. Средняя сумма долга неплательщика за коммунальные услуги в ПФО составляет порядка 20-30 тыс. рублей, а средний срок просрочки - 10-12 месяцев.

Президент "СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН" Елена Докучаева: "Профессиональное взыскание задолженности в сегменте ЖКХ становится сегодня все более востребованным. Коллекторские агентства предлагают компаниям данной отрасли и используют в работе самый прогрессивный инструмент взыскания, в основе которого мощная программно-техническая база и квалифицированный кадровый персонал. При своевременном обращении в коллекторские агентства можно добиться 90% возврата задолженности на досудебном этапе, что сэкономит предоставляющим услуги компаниям и время, и деньги".

Автор: *

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 9378

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика