Современный мир требует от человека специфических навыков поведения и общения, когда он оказывается в определенных ситуациях. Бывает ли он за границей, вступает в деловые или личные отношения; присутствует на дипломатических приемах, презентациях или вернисажах. Современный человек в окружающем мире ведет такую жизнь, которая требует налаживать контакты с людьми. Это формирует новые требования к поведению и внешнему виду, языку.
Как помочь человеку строить отношения с его близким окружением? Какие качества необходимо формировать каждому из нас для достойного утверждения в обществе? На эти и другие вопросы мы попытались ответить на внеклассном мероприятии "Зачем нам нужен этикет?", которое подготовила и провела для нас, учащихся МОУ "СОШ с. Яблоновый Гай", Светлана Владимировна Егармина - библиотекарь нашей школы.
Большой интерес для нас вызвала история происхождения слова "этикет". Оказывается, еще в далеком XVII веке, на одном из пышных приемов французского короля Людовика XIV, гостям вручили карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек (etiguette - ярлык) "этикеток" и произошло это слово "этикет". Этикет был нужен королю, чтобы подчеркнуть величие монарха. Если кто-то из аристократов проживал вдали от двора, не утруждая себя особыми правилами поведения, король заявлял: "Я не знаю, я не вижу этого человека".
Разумеется, этикет сегодняшнего дня далёк от этикета времён Людовика XIV, но всё же, значительная часть его правил пришла к нам из истории. И сегодня манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. А правила современного этикета помогают устанавливать контакты, способствуют достижению взаимопонимания, создают хорошие, устойчивые взаимоотношения. И чтобы быть успешным и в жизни, и в делах, каждому человеку необходимо вести себя в обществе в соответствии с ними.
Правил этикета существует бесконечное множество, но для нас Светлана Владимировна приготовила много интересного материала о вежливости, умении общаться, речевом этикете, этикете улицы и внешнего вида человека. Ведь эти правила поведения наиболее актуальны, и мы сталкиваемся с ними каждый день.
Для нас были подготовлены анкеты, тестовые задания: "Умеем ли мы общаться?", "Знаем ли мы этикет улицы?", "Заботимся ли мы о своём внешнем виде?". Подведенные итоги анкетирования и тестирования показали, что практически все учащиеся нашей школы внимательные, отзывчивые, добрые, имеющие приличный внешний вид и вполне заслуживают хорошие отзывы со стороны окружающих. Просто иногда, к сожалению, некоторым из нас не всегда хватает знаний правил этикета или мы не до конца ещё постигли его тонкости. Но это - дело наживное.
Особенно ярко на нашем мероприятии прошло инсценирование стихотворения С.Я. Маршака "Урок вежливости", которое для нас приготовила библиотекарь со своими помощниками - учащимися 7 класса Алёной Решетовой и Полиной Клёповой. Сравнивая себя с главным героем произведения, мы сделали вывод, что вежливым является тот, для которого уважение к окружающим - повседневная норма поведения. А скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки - есть важные черты культуры общения. Далее мы приводили различные примеры из жизни, формулируя свои правила современного этикета… Нам удалось обобщить их, цитируя слова английского философа Д. Свифта: "Кто никогда не поставит другого человека в неловкое положение, тот и обладает хорошими манерами".
В процессе беседы с нами Светлана Владимировна обращалась к книжным изданиям, подтверждая свои слова примерами из текста. Она зачитывала много интересного и познакомила нас с книгами: "Этикет" М.Б. Кановская; "Правила хорошего тона" Карл Смолка; "Этикет и культура внешности" Т.А. Пучкова; Энциклопедия мысли: Сборник мыслей, изречений, афоризмов. Данные книги находятся в нашей школьной библиотеке и будут полезны для всех учащихся школы.
В заключение нашего мероприятия, подведя итог всему услышанному и сказанному, мы сделали вывод, что каждый волен сам выбирать - соблюдать требования этикета или нет. Но если мы хотим производить на людей приятное впечатление, без знания правил хорошего тона нам не обойтись. И мы надеемся, что наша беседа поможет найти нам ответы на множество вопросов, которые могут возникнуть в процессе общения.