Правовые аспекты отказа потребителям в допуске в торговые объекты
без средств индивидуальной защиты в случае введения режима их обязательного использования
В связи с поступлением значительного количества обращений граждан по вопросу правомерности требования соблюдения масочного режима на площадках субъектов потребительского рынка, управление Роспотребнадзора по Саратовской области считает целесообразным обратить внимание граждан на следующие моменты.
В настоящее время в ситуации, обусловленной необходимостью всемерного снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, большое практическое значение имеет системное и комплексное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения COVID-19, в числе которых и такая важная профилактическая мера, как ношение гражданами масок в качестве средства защиты "барьерного" типа.
Указом Президента РФ от 02.04.2020 г. N239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" поручено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий. Распоряжением Губернатора Саратовской области от 17.03.2020 г. N200-р "О мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории области" на территории Саратовской области введен режим повышенной готовности.
Постановлением Правительства Саратовской области от 29.04.2020 г. N338 внесены изменения в постановление Правительства Саратовской области от 26.03.2020 г. N208-П "О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (2019-NCOV)".
Согласно документу, вменена обязанность гражданам носить лицевые маски в общественных местах, к которым относятся здания, строения, в которые имеют доступ все желающие физические лица, организации, предназначенные для оказания населению различных услуг (бытовых, аптечных, почтовых, финансовых и т.д.), магазины, предприятия розничной торговой сети, транспортные средства общего пользования.
Кроме того, предписано организациям и индивидуальным предпринимателям исключить допуск граждан, не соблюдающих масочный режим, за исключением граждан, посещающих объекты торговли с целью приобретения лицевых масок.
В связи с этим, при нали чии принятого в установленном порядке нормативного правового акта, возлагающего на физических лиц обязанность ношения маски в определенных местах, подобное требование становится предписанием, подразумевающим как его безусловное соблюдение всеми теми лицами, кому оно адресовано, так и возможность привлечения виновных в его несоблюдении лиц к соответствующему виду ответственности.
Соответственно в том случае, когда введен "масочный режим", любое появление физического лица в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния (действия), направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, но и безопасности жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц.
Исходя из этого, действия хозяйствующих субъектов не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора, каковым является договор возмездного оказания услуг (по смыслу взаимосвязанных положений статей 10 и 426 Гражданского кодекса РФ).