Районная газета сегодня - самое близкое к жителям средство информации. Ее специфика: местные новости, события в районе, судьбы проживающих здесь людей. Как поддерживаются государством социально значимые издания? Каковы перспективы районной печати? Эти вопросы мы задали первому заместителю министра информации и печати области Светлане БАКАЛ
- Существует ли государственная поддержка районных СМИ?
- На территории Саратовской области с 2005 года действует областная программа такой поддержки. В рамках программы "Информационное общество", несмотря на напряженную ситуацию с доходами области, для СМИ из областного бюджета ежегодно выделяются субсидии. Эти средства направляются на информационные материалы социально значимой тематики. Деньги выделяются на конкурсной основе.
Муниципальные газеты, в зависимости от оценки комиссии, могут получить в год до 300 тысяч рублей. В текущем году такой конкурс уже объявлен, прием заявок завершен, и в ближайшие две недели будет оглашено решение комиссии. Причем, учитывая сложное финансовое положение муниципальных газет, в Правительстве области принято решение все имеющиеся на данный момент средства по программе - а это более 7 млн. рублей - направить исключительно в районные издания. Для сравнения в прошлом году сумма была значительно меньше - 4 млн. рублей. Эти средства станут хорошим подспорьем для муниципальных изданий.
Кроме того, районные СМИ участвуют и в федеральных конкурсах. В прошлом году объем привлеченных из федерального бюджета средств на районки составил в целом по области 2,5 млн. рублей.
- Какие еще мероприятия предусматривает областная программа?
- В программе целый ряд мероприятий, которые призваны расширить возможности получения информации для жителей региона. Это и проведение социальных рекламных кампаний, и творческие конкурсы в сфере журналистики и книгоиздания, и, конечно, меры поддержки официальных публикаторов - "Саратовской областной газеты "Регион 64", сетевых ресурсов "Регион 64" и "Новости саратовской губернии". Кстати, такая поддержка дает возможность развиваться официальным изданиям, реализовывать новые проекты.
С прошлого года, например, "Саратовская областная газета" начала выходить еще и по субботам с номером выходного дня. Распространяется этот выпуск бесплатно на сельскохозяйственных рынках и ярмарках. Так что сельчане, которые реализуют выращенную продукцию в Саратове, могут знакомиться с этим продуктом. Знаю, что читателям этот цветной номер, ориентированный на широкого потребителя, нравится. Не исключаю, что в дальнейшем при увеличении тиража его смогут получать жители районов и на местах. Кроме того, в планах официального областного издания выпуск бесплатной вкладки в районные газеты для всех их подписчиков. Если финансовая ситуация сложится благоприятно, то сельчане смогут увидеть эту газету в приложении к районной уже во втором полугодии 2015 года.
В рамках программы поддерживаются также издательские проекты по выпуску социально значимой литературы. Благодаря софинансированию из областного бюджета, в прошлом году в свет вышли 30-й том Книги Памяти, двухтомник из библиотечной серии "Лауреаты Алексеевской премии", краеведческое издание "Правители земли Саратовской" Владимира Семенова, публицистическое издание "Война коснулась и нашей семьи" Лилии Липатовой, посвященное 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, а также книга для детей дошкольного и младшего школьного возраста с иллюстрациями "Солнечный зайчик" Галины Маштаковой. Библиотечные фонды были пополнены новыми номерами литературно-художественного журнала "Волга - ХХI век".
- Каковы сроки реализации программы "Информационное общество" и будет ли она существовать в дальнейшем?
- Программный принцип бюджетных расходов будет только расширять свое действие в ближайшие годы, такая задача поставлена и на федеральном, и на областном уровне. Поэтому и для нашей программы есть реальные перспективы ее дальнейшего существования. Действующая программа рассчитана до 2017 года, но, уверена, и потом она будет продолжена. Тем более что результаты ее довольно убедительны.
В 2014 году в рамках программы было реализовано почти 250 проектов социальной направленности, участниками стали 70 СМИ. Всего в телерадиоэфире вышло почти 2 тыс. сюжетов и передач, свыше 840 материалов опубликовано в Интернет-СМИ, более 3 тысяч публикаций в печатных изданиях.
Бюджетную поддержку получили такие известные и яркие проекты, как телепрограммы "Живи", "Хочу