Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) – за этой формулировкой кроется работа органов власти по предварительному анализу влияния проектов нормативных актов на участников правоотношений.
Как этот механизм действует в Саратовской области, наше рассказал министр экономического развития и инвестиционной политики области Владимира Пожарова.
– Владимир Александрович, вот уже полтора года в регионе действует такая процедура, как оценка регулирующего воздействия. Что это такое и для чего она нужна?
– ОРВ, если говорить коротко, это тест-драйв в сфере нормотворчества. В мировой практике ОРВ применяется где-то только в одной отрасли, например экологии, где-то в нескольких, а где-то во всех. Но необходимость и полезность данной процедуры признаётся всеми: и гражданами, и бизнесом, и властью.
В России оценка регулирующего воздействия обязательна для проектов нормативных правовых актов, затрагивающих инвестиционную и предпринимательскую деятельность. В начале разработчик такого документа обязан провести публичное обсуждение целесообразности его разработки, оценить выгоды и потери всех, кого он затрагивает, и только потом приступать к нормотворчеству.
– Кто отвечает за ОРВ в нашем регионе?
– Расскажу на примере проектов нормативных актов министерств и ведомств области. В первую очередь, за ОРВ отвечают сами непосредственные разработчики-нормотворцы. Наше министерство координирует внедрение данной процедуры на территории области, обеспечивает взаимодействие с Минэкономразвития Российской Федерации, которое является основным методологом в этой сфере, организует проведение образовательных мероприятий для сотрудников органов исполнительной власти и местного самоуправления. Кроме того, за нами контроль легитимности реализации самой процедуры ОРВ.
– Каков алгоритм процедуры ОРВ в Саратовской области?
– В нашем регионе действует так называемая "децентрализованная" модель ОРВ, то есть, как я уже сказал, главный ответственный здесь – непосредственный разработчик проекта.
Сначала он размещает в сети Интернет уведомление о подготовке проекта документа. Если сама "идея" разработки соответствующего документа вызывает массу отрицательных оценок, то инициатива отзывается. Если же реакция в целом положительная, то начинается подготовка проекта нормативного правового акта.
СПРАВКА:
Основная часть правовой базы для внедрения ОРВ в соответствии с требованиями «Стандарта деятельности органов исполнительной власти области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе» была сформирована еще в 2013 году. Это позволило начать проведение данной процедуры с 1 января 2014 года в отношении проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами исполнительной власти области.
В 2014 году аналогичный документ был утвержден для законопроектов и проектов постановлений Саратовской областной Думы. В том же году был принят закон, который урегулировал отношения, связанные с проведением ОРВ в отношении проектов нормативных правовых актов муниципальных образований.
Далее проводится оценка влияния предлагаемых норм на инвесторов и предпринимателей: оценивается изменение их прав и обязанностей, запретов и ограничений, анализируются дополнительные расходы и так далее. Результаты оценки оформляются в сводный отчет, который вместе с проектом документа подлежит публичному обсуждению в сети Интернет.
По результатам разработчик передает всю информацию в наше министерство, где специалисты делают вывод о соблюдении самой процедуры ОРВ, о наличии или отсутствии норм, ухудшающих положение тех, чьи права этот документ будет регулировать. По итогам анализа проект нормативного акта либо передается на согласование с министерствами и ведомствами, либо подлежит доработке.
Каким образом на процесс разработки нормативных актов может влиять бизнес?
Во-первых, и это, на мой взгляд, очень важно, предприниматели могут высказывать свои замечания и предложения еще на этапе обсуждения необходимости разработки законопроекта и подготовки его концепции.
Во-вторых, разработчик обязан привлечь к его обсуждению заинтересованные организации – бизнес-объединения. С крупнейшими из них Правительство области подписало соответствующее соглашение – это Торгово-промышленная палата области, региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", реготделение "Деловой России", региональное объединение работодателей "Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области".
В-третьих, публичному обсуждению подлежит не только текст проекта, но и сводный отчет о результатах оценки.
-Кто, помимо бизнеса, может участвовать в процедуре ОРВ?
Любой желающий. Ознакомиться с конкретным проектом и ходом его обсуждения, как я уже говорил, можно на официальном сайте его разработчика в сеть Интернет. Поучаствовать в обсуждении можно, направив в адрес разработчика свои замечания, а он будет обязан их проанализировать и учесть при подготовке окончательной редакции проекта нормативного правового акта.
И немного цифр. Сколько проектов прошло оценку с момента внедрения данной процедуры в области? Каковы промежуточные итоги за 2015 год?
С момента начала работы процедуры ОРВ она полностью проведена по 67-ми проектам нормативных правовых актов, причем по 40 из них – в этом году. Ещё 10 находится сейчас непосредственно в процессе оценки.