18 марта у православных наступает Великий пост. В преддверии этого события на вопросы
корреспондента Натальи МУЗАФАРОВОЙ отвечает настоятель Свято-Троицкого храма в с. Ивантеевка, священник отец Владимир (Растопшин)
КОРР.: Что за удивительное время для христиан - Великий пост? Насколько важно соблюдать все требования и правила? И не соблюдавшим, простите, что делать? Продолжать оправдывать свое "хочу-не хочу", "принимаю-не принимаю" или постараться исправиться в малом (если ограничение в пище недозволительно, скажем, по немощи)?
Отец Владимир: Пост на самом деле - уникальное время, потому что готовит душу христианина к Пасхе, Светлому Христову Воскресению. Как хозяйка готовит дом к приему гостей, так и человек готовится к встрече с Христом - из самых потаенных уголков души выметает, выгребает сор. Одним достаточно "лёгонькой" уборки, другим - нужна генеральная. Именно в Великий пост, как можно заметить из практики, приход увеличивается, появляется много новых лиц, которые решаются изменить свою греховную жизнь и перестроить ее в соответствии с Христовыми заповедями.
Я бы сравнил Великий пост с военным действием. Многие фронтовики, рассказывая о войне, говорили, что во время боя истинную сущность человека постичь легко. Так вот пост - это такие экстремальные условия, в которые человек ставит себя добровольно. Для чего? Чтобы выявить все свои недостатки, пристрастия, смирить свою гордость перед творцом.
КОРР.: Александр Васильевич Суворов, великий воин, давал наказ своим подопечным. "С юных лет, - говорил он, - приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных". Это правильно: прощать всем и не прощать себе? И считать себя самым грешным, даже если регулярно бываешь на исповеди?
Отец Владимир: Чуть "захорошел" в собственных глазах - тут и пропал. Регулярная исповедь позволяет очистить совесть, держать ее чистой. Не зря совесть называют око духовное. Если око замутнено, можно и бревно в собственном глазу не заметить. А когда очищено, всплывают даже мельчайшие погрешности, которые начинаешь видеть и ненавидеть в себе. И стараешься не замечать в друге. Почему снисходительность к ближним - важнейшее условие христианской жизни? Да потому что лишь в этом случае мы вправе рассчитывать на снисходительность Бога к нам. Кстати, из практики духовной: тот, кто заметил (осудил) в ком-то какой-то ужасный грех, на деле сам его имеет (если хорошо в себе покопаться).
КОРР.: Конечно, не еда делает постника постником. Святые умели есть на людях мясо так, как будто это была морковь. Фундаментом поста является смирение. Как научиться смирению? Как научиться поститься, чтобы пост был не просто диетой? Многие спрашивают: а для чего это вообще нужно - ограничивать себя в еде и питье, в развлекательных увеселениях и пр.? И без того добр, людям помогаю, ни на кого зла не держу.
Отец Владимир: Смирение рождается из покаянного чувства. Непрощенная кому-то обида отдаляет нас от Бога. Сами отворачиваемся от благодати Божьей, воюя не с собой, а с ближними. Их, а не себя стремимся исправить в лучшем случае, в худшем - презираем, ненавидим. Если же не держим зла ни на кого, на Бога в первую очередь - за трудности, лишения, потери - ростки благого смирения в себе сразу же ощутимы, они рождают любовь, которая по апостольскому слову долготерпит, милосердствует, не превозносится, не кичится, всему верит и все прощает.
Как научиться смирению? Просить научить, самому не научиться. А чтобы пост был плодотворным, нужны плоды искреннего сердечного покаяния, обязательное прощение друг другу прегрешений, нужна молитва. Отягченным тяжелой пищей, развлечениями, тем, без чего нам, кажется, мы не можем обойтись, трудно или почти невозможно молиться. Одного стремления к добродетели, как видим, мало, чтобы приблизиться к Богу. "Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу твоему",- произносим мы на великопостных службах молитву преподобного Ефрема Сирина.
КОРР.: Как правильно поститься и при этом испытывать сердечную радость, лишая себя определенных благ, удовольствий, да еще не смея раздражаться?
Отец Владимир: Слово "прощать" происходит от древнерусского слова "проща". Одним из значений его является глагол "исцелять", а другим - "отпускать на свободу". Да, это трудно - исцелять себя, да еще и всех вокруг. Удивительный, прижившийся в народе день - прощеное воскресенье, когда есть повод примириться заклятым врагам! Опять же, как на войне. Воинами Христовыми мы становимся при крещении. Поле битвы - наше сердце, которое хочет заполучить лукавый.
Помните у Высоцкого песню про горы? "Пусть даже внизу ты звезды хватал с небес". Хочешь экстрима - переступи через себя, свои житейские привычки, рискни разорвать путы! Основа радостного, благодатного, просветляющего поста - вера. Вера - в Светлое Христово Воскресение. Такая вера - дар Божий! Первая из добродетелей, лишь потом идет надежда, любовь. Неверующим не объяснить, ради чего на жертвы идет человек, верующим объяснять не надо. А чтобы вам было радостнее вступать в битву со своей греховной природой, чтобы вы всегда помнили эти два простых слова - молиться и каяться, я в двух словах перескажу историю, которую в одной из своих проповедей привел в качестве примера для своих прихожан архимандрит Тихон (Шевкунов).
Родители молодые, люди воцерковленные, оставили дитя бабушке советского атеистического воспитания, которая советам детей поговеть, исповедаться и причаститься в пост противилась. А тут они возвращаются и она, плача, дает свое согласие. Они ее расспрашивают, что же заставило ее изменить принципам. И она говорит, что целый день внучок ходил и теребил ее за полы халата со словами: "Молись и кайся!" Дети, конечно, порадовались решению мамы, но в неведении ее держать не стали. Ребенок целый день просил бабушку включить ему на ДВД-плеере любимый диск "Малыш и Карлсон". Промысел Божий о нас, грешных, поистине неистощим.
КОРР.: Спаси Господи, батюшка!
Отец Владимир: Всем нам - душеспасительного поста!