Устное народное творчество на то и устное, что передавалось во все времена из уст в уста, не на бумаге и, тем более, электронном носителе. С течением времени деды стали передавать своим внукам меньше информации: реже стали исполнять песни и частушки, рассказывать потешки и сказки. А результатом всего стало то, что русский фольклор остался известен только самым любопытным. Тоже произошло с традициями и обрядами: их перестали проводить за неимением времени или потерей актуальности.
Именно эту проблему поднимали в своих отчётных концертах дома культуры нашего района. А в общем отчётном концерте 16 марта на сцене Центрального ДК перед зрителем предстали их лучшие номера. Количество тех, кто был на сцене, сосчитать было невозможно, ведь число действующих лиц перевалило за пятьдесят. Главной задачей мероприятия стало возрождение народной культуры, а тема – "Корнями в России". Обрядовые праздники – это то, что сегодня увидели собравшиеся в зале.
Под звуки вьюги и волчьего воя зритель переместился в русскую деревню с деревянным домом и припорошенным снегом плетнем. Первый обрядовой праздник на Руси с начала нового года – это коляда, традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры и гадания. Именно эти традиции показали артисты Канаёвского Дома культуры. Не хотела никак хозяйка колядовщиков одаривать пирогами и конфетами, да они и пригрозили ей, что корову да лошадь уведут. Не испугалась она, и попыталась прогнать постылых, а они ей в ответ: "Деда твоего украдём". Вздохнула хозяйка, и, испугавшись за деда, принесла колядовщикам угощение. И последующих стала принимать, как полагается: с открытым сердцем да широкой душой. Только следующими гостями оказались хитрые Лиса и Волк, которым хозяйка в первый их приход дала петуха (настоящего!). Им понравился такой подарочек и они, спрятав добычу, вновь пошли к этому дому и снова заполучили желанную птицу. Но всё им мало. В третий раз пришли уже за овцой. В этот момент зал замер, ведь на сцене уже было два живых петуха, неужто дед сейчас из-за плетня овцу выведет? Дед долго старался, выводил животное, но как только из-за плетня высунулась его морда, по залу пробежало хихиканье. Вот уж интрига так интрига – овечка оказалась плюшевой. Ну, а в четвёртый раз Волку и Лисе в мешок положили собаку, которая угнала их в тёмный лес, вернув деду и бабке двух петухов и овцу.
Следующими, представившими публике широкий русский праздник, были ивановцы с театрализацией Масленицы. Масленичный обряд у славян связан с проводами зимы и встречей весны. Своё название она получила от того, что в этот период времени – последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. Главным традиционным атрибутом народного празднования является выпекание блинов, сжигание чучела Масленицы, забавы, катание на санях и различные гуляния. Вот где развернулось на сцене настоящее гуляние.
Коллектив "Матанечка" из Яблонового Гая порадовал "живым" звуком дудочек, бубнов, балалаек и гармоней. На сцене резвились скоморохи и, конечно же, тётка Большуха (на Руси так именовали хозяек) угостила зрителей блинами с сахаром. Весело и задорно прошла Масленица, незаметно перейдя в Красную горку –народный весенний праздник у восточных славян, известный с древнерусских времён. С распространением христианства был приурочен к первому воскресенью после Пасхи. Этот праздник, помимо всего прочего, символизирует встречу парней и девушек, сродни тому, что весна – это начало новой жизни для всей природы, поэтому Красная горка – это ещё и первое весеннее гуляние молодых девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название – "красная" горка.
Подобно колядованию, дети ходили по домам и получали крашеные яйца, с которыми, выйдя на полянку, играли. Эту игру и обряды показали николаевские артисты. Статные девушки, одна краше другой, водили хороводы. Синхронно, плавно и отточено, будто обучали их те самые хороводоводы, которые отплясывали ещё в лаптях. И, как полагается в этот праздник, селянам в любви призналась молодая пара.
Следующим обрядовым праздником на Руси была Троица – это один из главных православных праздников, на который было принято украшать церкви, избы, дворы и даже улицы свежими травами, цветами и ветками. Особое место уделялось молодым берёзам. Берёзка украсила и сцену, на которой показали традиции этого праздника самые творческие люди посёлка Клевенка. Задушевными русскими песнями они порадовали зрителей.
Место в их выступлении нашлось и самому маленькому танцевальному коллективу этого вечера из пос. Знаменский. Коллектив сформировался недавно, поэтому названия пока не имеет. Тут зрители не сдерживали своих эмоций, хлопая в ладоши так, как не хлопали никому.
Иван Купала, также Иванов день – летний народный праздник у восточных и западных славян. Ночь накануне превосходит сам день Ивана Купалы по своему ритуальному "наполнению". Вода, огонь и травы вкупе давали славянам очищение, сбережение от всех невзгод судьбы и возможность погадать на долгий счастливый брак. Коллектив Дома культуры пос. Карьерный дал возможность расцвести в этот день неведомому цветку папоротника, который открыл всем собравшимся клад, зарытый глубоко в нашем сознании. Этот клад наши славянские традиции, любовь и вера в человеческую душу. Большую роль в своём выступлении они уделили любви младших и старших поколений, уважению и взаимовыручке.
Задумывались ли вы о том, почему мы говорим детям, что нашли их в капусте? Оказывается это отголосок ещё одной русской традиции – капустных посиделок или капустных вечёрок. Также этот день называется Сергей-капустник, отмечается 25 сентября (8 октября). В этот день капусту рубили, толкли, били кур на продажу, готовились к свадебному сезону. Девушки и парни собирались на капустную толоку, где много шутили, ёрничали, пели, стараясь "показать себя", заигрывали. А потом, приглядевшись друг к другу, женились. От того и детей "в капусте находили". Вот и арбузовские артисты, порубив капусту, и уложив её в бочку, обозначили пару молодых, спели песни в их честь. А на Покров Чернавский ДК устроил им сватовство.
Праздник был просто замечательным. Огромное количество действующих лиц и театрализованное действие очень понравилось зрителю. Немаловажным фактом стало то, что большинство песен исполнялось в сопровождении "живой" музыки или вовсе без неё. Дома культуры, которым не досталось обрядовых праздников выходили на сцену с различными номерами, завоёвывая свои зрительские сердца.
По итогам отчётных концертов, прошедших в районе, были выделены лучшие из лучших, которые оценивались в нескольких направлениях: вокальное искусство, фольклорное творчество, театрализация и т.д. По итогам отчётных концертов в различных номинациях первое место было присуждено коллективам сельских клубов посёлка Карьерный, сёл Николаевка, Яблоновый Гай и Бартеневка; второе место – Знаменскому и Ивановскому СДК. Третьего места удостоился Канаёвский ДК. Почётными грамотами были награждены коллективы и ансамбли ДК.
Глава администрации Ивантеевского муниципального района Сергей Куприянович Никифоров в заключение концерта отметил: "Ивантеевский народ, несмотря на кризисы, продолжает жить. То, что мы сегодня увидели, ещё одно подтверждение, что мы хорошо работаем, хорошо живём и хорошо празднуем после работы". Также он обратил внимание зрителя на качественное улучшение костюмов актёров, постановок и их исполнений. "Нам с каждым годом всё сложнее выбирать лучших среди лучших", – сказал он. Также Сергей Куприянович вручил благодарственные письма за финансовую помощь и поддержку в самодеятельности учреждений культуры председателю колхоза им. Чапаева Александру Николаевичу Тюсину, главам КФХ Владимиру Владимировичу Целых и Мусаибу Тагировичу Агаларову.