Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Сайт общественно-политической газеты "Ивантеевский вестник" Ивантеевского района Саратовской области

413950 Саратовская обл., с. Ивантеевка, ул.Кооперативная,13
телефон: 5-19-65
e-mail: iva_vestnik@mail.ru

5 малоизвестных народов России

Малоизвестные народы России… Абазины, энцы, шорцы…Малочисленные и почти забытые, они сумели сохранить культуру своего этноса, берегут традиционный уклад и свою веру до последнего оставшегося человека

Ительмены - одна из коренных народностей полуострова Камчатка. Язык - ительменский. Проживают на полуострове Камчатка, преимущественно в Тигильском и Мильковском районах Камчатского края и в Петропавловске-Камчатском (2361 чел. на 2010 г.), а также в Магаданской области (600 чел. на 2010 г.). Расовая особенность этого народа: более высокая переносица, менее плоское лицо, более темная пигментация, выступающие губы.

Традиционные верования ительменов - анимизм, тотемизм (связаны с поклонением духам-хозяевам). Особенно почитался "хозяин моря" Митг, дающий основной продукт питания - рыбу. Создателем земли и первопредком у них считался Ворон (Кутх). Ительменам была чужда идея единого бога. Существовал и шаманизм, но ительменские шаманы не имели обрядовой одежды и бубнов. В роли шаманов обычно выступали женщины. С середины 17 века ительмены приняли христианство.

На первом месте по хозяйственному значению у них стоит рыболовство. В реках промышляли рыбу лососевых пород, в море - навагу, корюшку, мойву. Объектами морского зверобойного промысла являлись различные породы тюленевых, которые использовались в пищу (мясо, жир) и как корм ездовым собакам. Шкуры шли на изготовление одежды и предметов домашнего обихода. Сухопутная охота играла роль подспорья. Из крупных животных добывали камчатского бурого медведя и горных баранов, мясо которых использовалось в пищу.

Долганы - это тюркский народ

в России, коренное население Таймыра. Национальный язык - долганский. Общая численность по переписи населения 2010 г. - 7885 чел. Религия народа сочетала в себе православие и традиционные верования. Войдя в жилище, крестились, на видном месте стояли иконы, перед ними совершали молитвы. Почитали долганы также "сайтаанов" - покровителей охоты и семьи. Быть ими могли различные предметы, например, рога или камень необычной формы.

Основным продуктом в кухне народа всегда было оленье мясо. Ели его в вареном, копченом, мороженом виде. Сразу после забоя животного охотники употребляли в пищу сырые почки, печень и мясо, мозги жарили. Традиционным лакомством были молодые оленьи рога, опаленные над костром. На мясе варили крепкий бульон. Из рыбы готовили уху, заготавливали на зиму строганину - мороженая рыба, нарезанная длинными стружками, юколу - сушеная рыба. Летом этот морепродукт предпочитали есть в сыром или малосольном виде. Растения почти не входили в рацион народа.

У долганов продолговатое лицо, высокий лоб, серьезное выражение лица. Женщины и девушки отличаются пылким характером. И мужчины, и женщины волосы заплетали в косы, носили на голове наличник из бисера.

Семьи долган были патриархальными, в основном малыми. Счет родства вели по мужской линии. Раньше мужчины могли продать заезжему гостю свою дочь или сестру, если нужно было ему угодить, отдавали даром. Сегодня такой обычай уже не существует. Девушки, как и раньше, подчиняются отцу, но стараются выбрать жениха самостоятельно и не склонны выходить замуж по принуждению.

Народ достиг высокого мастерства в прикладном искусстве - резьба по оленьей кости, украшение оленьей упряжки, ножей, рукояток, пошива и выделка одежды.

Абазины - один из древнейших

народов Кавказа, относящийся к абхазо-адыгским народам. Преимущественно проживают в Карачаево-Черкесской Республике (Абазинский район), Ставропольском крае (Кисловодск) и Турции. Общая численность народа, согласно переписи населения 2010 г., составила 43341 чел. Абазины говорят на абазинском языке, письменность на основе кириллицы. Большинство абазин России знает также кабардино-черкесский и русский языки.

Главные занятия - скотоводство. Разводили овец, крупнорогатый скот и лошадей. Коневодство было сосредоточено в руках знати. Также развитым видом занятия было земледелие. К пахоте готовили, прежде всего, ближайшие к дому участки земли, куда легче всего было доставить сельскохозяйственный инвентарь. Важным занятием абазин было и садоводство. Расчищая участки леса под пашню, дикорастущие плодовые деревья и кусты оставляли в неприкосновенности. Дома и хозяйственные постройки всегда утопали во фруктовых деревьях.

Значительную роль играло пчеловодство - одно из древнейших занятий абазин. Из меда они готовили сладкий напиток, который "обладал опьяняющим и одурманивающим свойствами. Промыслы -кузнечное дело, обработка шерсти и кожи. В почете были кузнецы. Они изготавливали и чинили косы, серпы, вилы, железные лопаты, мотыги и т.д.

Традиционная социальная организация - сельские общины, большие и малые семьи. Древнейшее жилище - круглое, плетеное, распространены были также прямоугольные однокамерные и многокамерные дома из плетня; в конце XIX века у абазин стал применяться саман, появились кирпичные и деревянные рубленые дома под железной или черепичной крышей. Традиционная усадьба включала один или несколько жилых домов, в том числе помещение для гостей - кунацкую, и, в отдалении от них, комплекс хозяйственных построек.

Энцы проживают на территории

РФ, в Красноярском крае, Таймырском Долгано-Ненецком районе. В 2010 году их численность составляла 227 чел. (в 2002-м - 237 чел.). Они верующие - православные, частично сохраняются и традиционные верования, включавшие почитание стихий природы: земли, солнца, огня и воды.

Есть у энцев любопытная особенность, которая отличает их от других малых и больших народностей России. При рождении ребенок получает не имя, а прозвище, связанное с обстоятельствами рождения или особенностями внешности. При достижении совершеннолетия он или она получают имя кого-то из близкой родни.

В быту энцы обращаются друг к другу не по имени, а по прозвищу, причем, у одного человека может быть несколько прозвищ. Например, Бякши ("без шеи", про человека с короткой шеей) или Тэтако ("богатенький").

Традиционной пищей народа является сырое мясо оленя. Едят его в свежем виде, сразу после охоты и забоя животного, в пищу идет и кровь. На зиму делают рубанину и строганину: мясо рубят кусками или режут тонко ножом, замораживают. Едят энцы куропаток, зайцев, летом варят гусей, уток, рыбу едят в свежем или подсоленном виде. Заготавливают впрок рыбную муку (порсу), которую добавляют в суп или едят, смешивая с растопленным рыбьим жиром. Из растительной пищи в рационе народа присутствует дикий лук, коренья, ягоды.

Основным жилищем раньше был чум конической формы. Зимой жили в нартенном чуме (прямоугольный возок на полозьях, обтянутый оленьими шкурами). В 1930-е годы энцы начали использовать нартенный чум из балок в качестве зимнего жилья.

Семья народа патриархальная, с родовым устройством общества. До 19 века сохранялись большие семьи, существовало многоженство и уплата калыма. Очень важно для статуса женщины было наличие детей. Рождение мальчика было более предпочтительным. Уже с 7 лет детям давали несложную работу. Мальчик считался зрелым в возрасте 15-16 лет, когда впервые сам сходил на охоту. Девочки с начала репродуктивного периода становились девушками и могли выходить замуж.

Основное занятие - охота на дикого оленя, рыболовство. Для охоты использовали домашних оленей, которых специально обучали. Рога им обматывали ремнями, подпускали к диким оленям и ждали, когда они вступят в драку. В результате дикие олени запутывались в ремнях своими рогами и энцы их ловили.

Очень строго осуждается у народа воровство, неуважение к старшим и гостям.

Шорцы тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области, а также в некоторых смежных районах Республик Хакасия и Алтай. Общая численность, согласно переписи 2010 г., 12888 человек. Большинство шорцев говорят на русском языке, так как свыше 60% считают его родным.

В прошлом шорцы формально считались православными, фактически же у них сохранялось тенгрианство (культ предков и другие верования).

У народов существуют главные праздники. Например, Чыл пазы - Новый год, отмечается 20-21 марта в день весеннего равноденствия. Мылтык-Пайрам - праздник всех шорцев, в этот день принято есть пельмени со спрятанными в них мелкими знаковыми предметами (спичка, монета, бумажка и т.д.), отмечается 18 января. Каждая вещь олицетворяет какое-либо событие, которое должно произойти в нынешнем году. Шор-Пайрам - праздник, посвященный скотоводству и сельскому хозяйству, отмечается точно также, как и у остальных тюркоязычных народов, исключая некоторые небольшие нововведения (пример: конкурс красоты, конкурс на самую длинную косу).

В настоящее время основная масса шорцев занята в шахте. Охота, рыболовство и сельское хозяйство постепенно ушли на второй план. Лишь в некоторых районах сохраняется старый образ жизни - охота, которая является основным промыслом для населения.

* * *

Мы рассказали вам лишь о некоторых малых народах, населяющих нашу необъятную страну. Сколько их еще в России? Об этом нам должна рассказать Всероссийская перепись населения, которая проходит в РФ с 15 октября по 14 ноября. Быть может, она откроет нам новые "малые" народы, "малые" не по своему значению, а по своей численности.

Автор: По материалам Интернета подготовила Екатерина ЗАКАТНОВА

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 129

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика