В лицее впервые прошел областной семинар-практикум "Профессиональное воспитание как одна из составляющих в профориентационной работе образовательных учреждений" для преподавателей, руководителей не только среднего профессионального образования, но и для учителей Ивантеевского района.
На семинаре речь шла о профориентации. По словам заместителя директора лицея Екатерины Солоповой, это очень актуальная и важная на сегодняшний день тема, которая встает очень остро. Нашему лицею есть чем делиться с коллегами, потому что с 2019 года реализуется социально-образовательный кластер, основной целью которого является организация на базе лицея профориентационной площадки для воспитанников, учащихся и студентов с привлечением социальных партнеров, в том числе работодателей.
Спикерами на семинаре стали мастера лицея, которые рассказывали про профессиональные пробы, которые также организуются на базе учреждения.
Профессиональная проба – это возможность практически попробовать на себе какую-либо профессиональную роль. А уже потом, если есть желание и эффект от этого, можно дальше развиваться в этой области. Хороший эффект от профессиональной пробы будет тогда, когда заранее, до выбора основной профессии, можно "примерить", подходит ли она тебе или нет. И именно для этого лицей организовал такую профессиональную пробу, чтобы участники попробовали себя в роли человека, который принимает то или иное решение.
Следует также подчеркнуть, что активную работу провели и студенты лицея. Так, Александра Жаркова презентовала профессию "Делопроизводитель", а часть профессиональных проб показал Арсений Мухамбетов. Он также презентовал профессию "Мастер сельскохозяйственного производства". Карина Баянина совместно со студентами 1 и 2 курса по профессии "Мастер по обработке цифровой информации" проводили профессиональную пробу с участниками семинара.
В лицее огромное значение уделяется профориентационной работе. Одним из спикеров семинара была Е.В. Солопова, которая стала его автором и рассмотрела два вопроса из своей практики и опыта. Она делилась с коллегами, как более эффективно выстраивать профориентационную работу с молодежью.
Всевозможные семинары, вебинары, краткосрочные или долгосрочные курсы – учеба в ее жизни присутствует всегда. И как говорит Екатерина Евгеньевна, благодаря этим обучениям, она разрабатывает свою методику, которую внедряет в образовательный процесс. Например, методика "Карьерное развитие". Она считает, что нельзя сделать разрыв между профориентацией и карьерным развитием. Потому что от того, насколько мы сделали правильный выбор, зависит успешное развитие в карьере, и, наоборот, старт и последующее ее успешное становление будет зависеть от того, когда мы определимся, в каком направлении будем двигаться.
Ее опыт и знания позволяют создавать такую образовательную среду, благодаря которой есть определенный результат. Когда в лицей приходит студент, сразу начинается работа с его потенциалом. "Его обязательно нужно раскрыть, выявлять сильные стороны и развивать их дальше. А на основании этого строить индивидуальный профориентационный путь для развития в профессиональной сфере, в карьерной, в личностном развитии или в образовательном", - делится Е.В. Солопова.
По мнению Екатерины Евгеньевны, сейчас основной тренд на рынке – непрерывное образование. До того, как принять решение, чтобы пойти в определенный колледж или ВУЗ, нужно на себе попробовать ту или иную профессию, пройти какую-либо работу, чтобы сформировать навыки. В образовательных учреждениях это нужно обязательно выстраивать. Для этого и нужны механизмы, которые есть в лицее и которыми они с удовольствием делятся.
Для этого идет взаимодействие со школами района. Было проведено много мероприятий, направленных на профориентацию, в том числе и в детском саду. Кружок "3D ручка" действовал в садиках 2 года и пользовался успехом, было много хороших отзывов и со стороны детей, и со стороны родителей. Были запросы, чтобы кружок продолжил работу, но в связи со сложившимися ограничениями пришлось приостановить его деятельность.
Студенты лицея также во время пандемии записывали онлайн-уроки для учащихся школ по 3D моделированию. Сейчас не может не радовать, что в некоторых школах района есть центры "Точка роста". Именно там профориентационная работа начинает набирать обороты. Об эффективной ее организации рассказала участникам семинара педагог-организатор Центра образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" МОУ "СОШ с. Ивантеевка" Юлия Валерьевна Балабашина. Психолог Ксения Андреевна Барсова поделилась своей успешной практикой, тем инструментом, который можно внедрять в работу с подростками для помощи в осознанном принятии решения, в процессе самопознания.
Семинар оказался интересным и полезным для всех его участников. Это именно тот формат общения с коллегами, где каждый может делиться ценным опытом.