Как приятно смотреть на молоденьких мамочек, отдыхающих вечером со своими детьми у фонтана в Ивантеевке: они болтают о своём с подругами, а дети с визгом бегают вокруг спадающей вниз воды. Казалось бы, эту идиллию ничто не могло бы омрачить… Но увиденное мною вечером минувшего воскресенья поразило и растрогало до глубины души. "Как так можно?" - не успокаивалась я.
История эта началась с того, что я услышала крик: "Что ты делаешь?!" и в ту же секунду увидела, как мальчишка, лет четырёх, бросил в фонтан котёнка, который упал на верхний выступ, а затем свалился в воду. Выловила я его из воды, когда он уже подплывал к краю, и посадила на асфальт. Было видно, что у него повреждена лапка. Жалко очень, но что поделаешь? Ветклиники для кошек у нас в районе нет.
Пока котёнок сидел и не двигался, по-видимому соображая, что произошло и что делать дальше, этот мальчик вновь подошёл к нему и начал гладить. "Кто родители этого ребёнка?" - спросила я окружающих, чтобы сообщить им о произошедшем, ведь не должно такое сходить хулигану с рук. Но в ответ никто не откликнулся.
Увидев, что мальчик берёт котёнка на руки, сделала ему замечание, велела оставить животное на месте. Никакой реакции не последовало, скорее, наоборот: ребёнок взял котёнка и, подняв его в одной руке над головой, пошёл куда-то в сторону, где разговаривали две женщины.
- Выброси его, - гневно крикнула женщина, которую мальчишка впоследствии называл бабушкой.
Хотите-верьте, но ребёнок, спустя несколько минут трепания беззащитного животного, действительно выбросил его: с размаху в клумбу. И скажи потом, что дети не слушаются взрослых!
Почему люди стали такими безразличными? Почему дети стали такими жестокими, и кто несёт за это ответственность?
Не секрет, что многие детки от большой любви к животным играют с ними, пока те не превращаются в полуживых созданий, но происходит это лишь оттого, что миловидных зверюшек обнимают и, как детям кажется, ласково гладят. Идёт ли в сравнение такая "игра"?
Многие психологи уверяют, что агрессивность в ребёнке полностью искоренить нельзя, но научить подавлять её - можно. В медицинской практике описано несколько десятков болезней, вызывающих необоснованную жестокость, являющуюся в большей степени болезнью, чем просто чертой характера. Причём такие люди необязательно становятся преступниками, некоторые из них контролируют всплески агрессии, переводя их в свою профессиональную деятельность или хобби. Значит, всё дело в воспитании?
Но как отличить отклонения в здоровье от скверного характера или воспитания? Во-первых, каждый родитель должен с пелёнок объяснять, что такое можно и нельзя. Рассказывать о том, что такое доброта, ласка и боль. Неслучайно сейчас придумано очень много детских тактильных книжек с меховыми вставками на рисунке: "Погладь собачку", - ласково говорит мама, помогая малышу гладить меховую картинку.
Не менее важным в воспитании является тот факт, что родители для детей – идеальный пример, отчего ко всему они относятся так, как им показали, полностью копируя поведение старших и, безусловно, считая это нормой.
Мне как-то доводилось общаться с очень грамотным мусульманином, который уверял, что в любой религии, в любом обществе дети в возрасте до четырнадцати лет перед Господом совершенно чисты, а их проступки – это проступки родителей: "Значит, не научили".
Есть ли мораль в моём рассказе, думайте сами. Могу сказать одно: "Воспитание ребёнка, а не беседа с подругой - дело более приоритетное".