Формирование характера и мировоззрения человека - результат его взаимодействия с окружающими людьми. Ребенок, как губка, впитывает знания, эмоции, отношения, которые ему предлагаются со всех сторон, взрослеет и становится индивидуальностью.
По отзывам гимназистов, Елена Анатольевна Щербинина - личность, обладающая большим авторитетом, яркая индивидуальность.
В детстве Лена не ходила в детский сад. Родители много работали, поэтому девочку в основном воспитывали бабушка и старший брат.
"С бабушкой ходили по магазинам, на почту, на вокзал… До школы мечтала работать почтальоном, очень нравилось общаться с людьми, разносить газеты", - вспоминает свое детство Елена.
В жизни у нее было много замечательных учителей, которые раскрыли ее индивидуальность и сформировали взгляды на жизнь.
Первая школьная учительница - молоденькая Л.А. Белокопытова, глубоко запала в душу своей ученице. "Мы завороженно слушали ее на уроках, безоговорочно верили ей, хотели быть на нее похожими, утром встречали и вместе шли в школу, по очереди помогали нести тетради и баян".
Любимым занятием дома была игра "в школу".
В средних классах 2 года уроки русского языка и литературы, а также занятия в ГПД вела педагог с большим опытом А.А. Голубинская. "Она воспитывала в нас самостоятельность, честность, объективность. Мы всем классом ходили в группу продленного дня, делали вместе уроки, играли, проводили праздники и чаепития, т.е. учились общению".
Антонина Алексеевна много читала своим ученикам и привила Елене любовь к книге, интерес к чтению и учению. Девочка записалась в библиотеку и стала брать книги домой. Прочитав, обязательно пересказывала содержание брату Александру, тем самым приучаясь осмысленно читать и обсуждать прочитанное.
Новый классный руководитель В.Г. Гончарова – это новые идеи, интересные мысли, серьезное изучение литературы, еще один шаг в сторону будущей профессии.
Елена с детства умела считать на счетах - складывать, вычитать, умножать. Когда училась в старших классах, хорошо разбиралась в математике, ездила на областную олимпиаду. Многие и сейчас удивляются, как учитель русского языка и литературы в уме быстро проводит сложные вычисления. Но пример учителей-словесников, которые находились рядом, не оставили камня на камне от сомнений по поводу выбора профессии.
По окончании школы Елена поступила в Саратовский государственный университет на филфак. Пять лет пролетели быстро, как одно мгновение.
По словам Елены, хорошими учителями по жизни были и остаются ее родители. В непростое время они помогли и поддержали дочь, чтобы та получила высшее образование.
Первым трудовым коллективом для молодой учительницы стала саратовская гимназия N5, где было 14 учителей русского языка. В гимназии Елена Анатольевна была не случайным человеком: проходила там практику, знакомилась с работой коллектива, посещала уроки опытных коллег. Пока писала диплом, самостоятельно вела уроки, замещая заболевшего педагога.
С 15 августа 1994 года началась трудовая деятельность молодого учителя-словесника. Начинающим учителям доверяли только воспитательную работу, а ей дали два пятых класса, один из которых был гимназический, а другой - обычный. Полученный опыт работы классным руководителем, воспитателем ГПД, общение с родителями воспитанников - крепкое подспорье, основа для сегодняшней педагогической деятельности Елены Анатольевны.
Волей случая пришлось переехать в Бартеневку, которая радушно встретила нового учителя. Несмотря на молодой возраст, нагрузка у Елены Анатольевны сразу была серьезной - 6, 8, 10 и 11 классы. Большое количество часов позволило без раскачки окунуться в работу, найти свое место в коллективе, показать, что ты тоже чего-то стоишь и умеешь. Шесть с половиной лет трудового стажа отдано бартеневским ученикам.
Два следующих года Елена Щербинина проработала в средней школе с. Ивантеевка. В гимназии, где трудится уже четырнадцатый год, она получила должность заместителя директора по УВР. Это очень ответственная работа - организация, контроль, документация и т.п. Но уроки литературы, которые она ведет два последних года, общение с гимназистами, позволяют переключиться на новую волну и понять, что документы - это просто бумага, а дети - источник энергии, новых взглядов и хорошего настроения.
Как утверждает сама Елена Анатольевна, главное в работе учителя - юный человек, его качества и черты характера. Надо понимать и принимать учеников такими, какие они есть, не идеализировать их, не упрощать, но и не усложнять.
Труд завуча - коллективный, можно требовать много и строго, а достойного результата не дождаться. Поддержка, желание прийти на помощь, посоветовать, вместе выполнить и обсудить - основные черты коллектива, в котором сейчас работает Елена Анатольевна.
На просьбу рассказать о наградах, она скромно ответила, что "награды - личные, а достижения - общие". В 2005 году Елена Щербинина награждена Грамотой Министерства образования РФ, в 2007-м - нагрудным знаком "Почетный работник общего образования". У нее много почетных грамот и благодарностей управления образованием, администрации Ивантеевского МР, администрации гимназии и др.
4 октября Елене Анатольевне вручили Грамоту главы Ивантеевского МР "за многолетний добросовестный труд". И в очередной раз, получая награду, Елена Щербинина подумала, что "это заслуга всего коллектива".
Учитель не только передает багаж знаний и воспитывает подрастающее поколение, но и сам учится у ребят по-новому смотреть на привычные вещи, с неожиданной стороны оценивать поступки или явления. Жизнь для каждого - главный учитель. Просто надо внимательно смотреть вокруг.
Ирина ПОВЕРИНА