Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Сайт общественно-политической газеты "Ивантеевский вестник" Ивантеевского района Саратовской области

413950 Саратовская обл., с. Ивантеевка, ул.Кооперативная,13
телефон: 5-19-65
e-mail: iva_vestnik@mail.ru

Наша советская юность

Вот уже 25 лет прошло с того момента как заявили о прекращении существования СССР и провозгласили создание Содружества Независимых Государств

Вот уже 25 лет прошло с того момента, как президентами России и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кравчуком, а также председателем Верховного Совета Белоруссии Станиславом Шушкевичем в правительственной резиденции "Вискули" в Беловежской пуще (Белоруссия) было подписано Соглашение, в котором заявили о прекращении существования СССР и провозгласили создание Содружества Независимых Государств. Для многих это соглашение стало личной трагедией - крахом империи. Но сегодня не о том, сегодня побеседуем о добром и теплом советском детстве, юности и молодости.

С любовью мой галстук наглажен

Зухро Усмановна Хамрокулова, врач-терапевт Ивантеевской РБ, свое советское детство провела в Таджикской ССР: "Я мечтала быть пионером. Я была пионером. И очень этим гордилась! 22 апреля 1986 года у меня появился красный галстук - моя гордость. Помню, мы очень тщательно готовились к параду ко дню принятия в ряды пионеров. От каждого класса в торжественном марше участвовало всего по два человека, и я была среди таковых. Я шла, отбивая такт на барабанах. Ту радость даже не описать! Не описать и тех ощущений, когда по стойке смирно старшеклассники повязывали нам красные галстуки. А потом на школьной площади зажгли костер из хлопка. Хлопок горит стремительно, пламя от него очень сильное. И вот когда он догорел, на асфальте остался след от кострища - большая пятиконечная звезда.

Мальчишки в школе часто надевали пионерский галстук при входе в нее и то по напоминанию дежурного. Доставали его из кармана и даже не старались аккуратно повязать. А я гладила галстук каждый день - для меня это было важно.

В жизни советских детей Таджикистана особую нишу занимал хлопок. Мы ходили и собирали его в свободное от учебы время. Посылали чаще в хозяйства, отстававшие от передовых. Госплан был таков: убрать хлопок до годовщины Октябрьской революции. В основном в график не укладывались, поспевали только к середине месяца. Помню даже, что на плантации приезжали 7 ноября сразу же после парада: нарядные, воодушевленные. Я никогда не собирала больше десяти килограмм, но были ребята, которым удавалось набрать и по 100 кг! А еще за его сбор платили деньги. Это был первый заработок.

Некоторые ребята из нашей школы ездили в Астраханскую и Волгоградскую области для помощи в уборке картофеля. Я помню их фотографии. На Мамаевом кургане под флагами стояли делегации моих ровесников из Узбекистана, Белоруссии, Украины…

Первый год студенчества в медицинском колледже для меня был тоже советским. Я даже получала Ленинскую стипендию - целых 55 рублей! А потом произошел распад СССР, у нас началась гражданская война…

Я горжусь своей советской юностью, я люблю о ней вспоминать".

Праздники были праздниками

Детство Надежды Григорьевны Гридневой, заведующей методико-библиографическим отделом центральной библиотеки, прошло в Ивантеевке: "Помню, 30 декабря, в день образования СССР, когда я училась в 10 классе, каждый класс представлял какую-либо республику. Мы шили национальные костюмы, готовили национальные блюда, разучивали национальные танцы, песни и стихотворения, изготавливали поделки. А потом ходили друг к другу и смотрели на это все, угощались едой. Это был грандиозный праздник.

А вообще 7 ноября, первое мая - это были праздники всего населения. Готовились к ним основательно, к Первомаю сами делали цветы. И самое главное - это были не просто мероприятия, как сейчас, когда люди посмотрели концерт и разошлись, это были праздники! После официального торжества люди ходили, друг к другу в гости!"

Наши корни глубоки!

Александр Николаевич Шевнин, житель Волгоградской области. Почему я выбрала, скажем так, иногородца для этой статьи? Все просто: детство и юность его прошли в Ивантеевке. Друзья и односельчане знают и помнят Александра Николаевича, как человека с фотоаппаратом. И, несмотря на многие километры, разделяющие его сегодня с нами, он активно участвует в жизни своей родной Ивантеевки.

"Я не вспомню, в который год мы вселились в "дом учителей". Этого здания, как и многих других сегодня, уже не существует. Разобрали, так сказать, "по старости". Но это было капитальное сооружение, по тем временам, бревенчатое, обшитое доской, прослужившее едва не 100 лет! Это была Ивантеевская школа. По счету вторая. Была завалинка. Чердак. И крыша из железного листа. Крашеная, но ржавая. Из крыши торчали печные трубы из кирпича. В трубах селились, вили гнезда и выводили птенцов галки. Один кирпич в трубе вынимался для прочистки дымохода. Таким образом, я, забравшись на чердак, мог подсмотреть, как живет эта птица. И даже "понянчить" птенцов… Мы вселились, когда там уже жили Байдовы: Виктор Георгиевич, Мария Кузьминична и Ваня, их сын. Мы занимали две угловые комнаты. Несколько переиначив слова, скажем: "Наши двери друг на друга смотрят вечером и днем". У Байдовых был патефон. Помнится "Песня извозчика" Леонида Утесова. Поскольку это была школа, хоть и прежняя, было много отдельных комнат. Эти комнаты то занимались, то освобождались, то перестраивались, т.е. переборки убирались, и ты мог занять не две, а три или четыре комнаты. Так было. Когда Байдовы ушли в другое крыло, нам достались их помещения. С русской печкой. Сложил ее Виктор Байдов. Он был мастер на все руки…

Почему мне врезался в память этот период моей жизни - 1956-1966 годы? Хочется выделить и описать какое-то событие из жизни. Не получается. Все события - звенья одной цепи. И вырвав звено, мы не получим картину событий. События многостраничны и их описание займет целый том…

Школа. Возможно, и вы задаетесь этим вопросом? Или я один такой? Я нахожу ответ в том, что в школе мы постигали, а после просто углубляли. Если нет первого, то второе не сбудется.

Ивантеевка - замечательная страна. И не только потому, что это страна моего детства и юности. Просто там все было хорошо. Я все уже оцениваю сегодня. Вода из колонок - чистая и вкусная, не чета всяким минералкам. Воздух чистый степной. И главное, люди. Нас окружали добрые люди. Взрослые. Они прошли через страшную войну, и только они могли оценить мир без войны. Жили после войны трудно, но счастливо. Вероятно, многого не хватало. Для них было главным видеть нас, подрастающее поколение, здоровыми и счастливыми. Они старались. И им это удалось. Сегодня я понимаю, жилось им трудно, но они не перекладывали проблемы на чужие плечи. Просто этих плеч не было... А мы, детвора, чем могли, помогали. Немногим, хотя. Дрова помогали заготовить. Подворье. Огороды. Картошка…

Детский садик… Там тепло и уютно. У каждого свой шкафчик для одежды. На дверце рисунок. У меня черная смородина, чтобы не перепутал. Столовая. Низкие стульчики у стола. Что готовили? Мне, почему-то, запомнился омлет. А еще мы много играли. Из стульев сооружали себе "жилища", набрасывали одеяло. Один вход. Забираемся и сидим там, словно мы отгорожены от внешнего мира...

Сегодня зима - не зима, а грязное что-то. Тогда все по-другому. Случались зимы, что ни зги не видно. Метель. Мама меня из садика тащит на руках, закутав во что-то с головой. Может, в одеяло. Подумать только, пятьдесят шагов идти до двери дома от сада! Снегопад, метель, сугробы высотой в рост человека.… Все зимы были такие. Настоящие, снежные. По таким сугробам мы прокладывали лыжню. В этих сугробах строили себе жилища.

Наши игры и забавы были особенными. Лето отличалось многообразием деятельности. В основном речка. Существовала увлекательная игра "клек" с никем не писаными правилами. Мы просто их знали. Девочки играли в "классики". Ну, и, конечно, мы играли в "прятки".

Осень с ее дождями и грязью лучше опустить. С нетерпением дожидались прихода зимы. Готовили коньки. В основном у ребят были "дутыши". Мы их так называли. Это классические коньки с тонким полозом и характерным ребром жесткости в виде трубки, они предназначались для игры в хоккей. У меня были "ледорезы" - невысокие коньки из толстой листовой стали. Они не нуждались в дополнительных ребрах жесткости. У сестры были "снегурки" - коньки изящной формы. Все мы привязывали коньки к валенкам супонью - очень прочными ремнями из свиной кожи. Существовал даже общепринятый, классический способ обвязки. Все ждали морозов. И когда речка становилась прочным льдом, выходили на него. Еще не заснеженный лед сверкал своей зеркальной поверхностью. Мы проводили здесь много времени и уходили очень далеко. Потом у всех болели ноги. Это быстро проходило. А у плотины, в самом широком месте реки, уже сражались хоккейные команды…

Из популярных самодельных игрушек помню "винт". Кусок толстой проволоки изгибался по форме, напоминающей мягкий знак. На верхнюю часть надевалась деревянная шпулька с гвоздиками без шляпок. На гвоздики надевался пропеллер, изготовленный из полоски жести. На шпульку наматывался кусок шпагата. Если резко дернуть шпагат, то пропеллер взмывал высоко с характерным звуком воздушного винта. Впечатляло… Весной, как только просохнет земля и пригреет солнце, собирались играть в лапту. Это была любимая весенняя игра. Существовало даже несколько проверенных уютных мест для игры, где высыхало быстрее.

Есть хорошая пословица: "Как на велосипеде, научился ездить - никогда не забудешь". Это можно применить к любому жизненному опыту.…Вот так мы и выросли, послевоенное поколение. Мы все были окружены лаской и заботой и родителей, и воспитателей, и учителей. Смею утверждать, что ни в одной стране мира такого не найти. Просто, мы русские и наши корни очень глубоки. Нас не изменить!".

Мы были другими

Ирина Николаевна Терещенко, воспитатель детского сада "Колосок" (Ивантеевка), свое детство и юность провела в Украинской ССР, Донецкой области, г. Макеевка: "Помню, как принимали в октябрята. Это считалось нам за честь. Конечно, хорошо помню, как принимали в пионеры. Старались, учили слова клятвы, волновались, что не примут!

Праздники тоже были совсем другими. К девятому мая мы разучивали песни, ходили строем. Каждый класс шил себе форму: моряки, пехотинцы, танкисты… Я, будучи председателем класса, отдавала на общем построении рапорт. Очень волновалась, переживала, какое место получим.

А еще у нас был театральный фестиваль. Помню, ставили спектакль "Золушка". Артистов не хватало - я исполняла сразу две роли. Шили пышные платья, делали прически времен Золушки. Потом было очень приятно, когда директор нас хвалил, говорил, что не ожидал, что у нас такие артисты есть.

Конечно, вспоминаем те времена, пересматриваем фотографии. Тогда было все по-другому. И мы были другие…".

Былое не вернуть

На старых фотографиях с митингов, культурно-массовых мероприятий, проходящих в Ивантеевском районе, часто можно увидеть Анатолия Васильевича Санталова, главу Канаевского МО. И это неудивительно, ведь в далекие советские годы ему довелось быть первым секретарем райкома комсомола.

"С молодежью проводилась очень большая работа. Был у нас "Снежный десант" - группа спортивной молодежи, выступавшая с культурными программами в разных селах к 23 февраля, была "Зарница" - аналогичная команда. С молодежью проводилась большая работа, каждый был чем-то занят. Это все прошло и просвет этот, к сожалению, так ничем и не заполнен.

Люди были инициативными, не ждали ни от кого указаний. Они добивались улучшения жизни населения. К примеру, исключительно настойчивостью Сергея Александровича Глаголова, заведующего Районо, в Клевенке была открыта средняя школа, закончившая существования в год своего семидесятилетия. Если говорить про райком комсомола, то каждый советский гражданин знал, что райком - это последняя инстанция. Люди не гонялись по замкнутому кругу учреждений, как это бывает сейчас.

Когда в совхозе "Победа" устанавливался памятник неизвестному солдату, на церемонии присутствовали 140 ветеранов! Это было грандиозное событие. Потом и ребят, отправлявшихся на службу в ряды Красной Армии, провожали от этого памятника. И призывников было много. Да что говорить, мой выпуск из Канаевской школы состоял из двух классов, насчитывавших 56 человек. А нынче в школе всего 53 ребенка учится. Дети не продолжают обучение в школе после девятого класса, видимо, боятся не сдать потом ЕГЭ. Сейчас все по-другому. И как было, уже не вернуть".

Автор: Наталья Пономарёва

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 914

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика