Аристотель писал, что счастье достижимо через реализацию своих потенциальных возможностей. Как часто люди печалятся о том, что в жизни не свершилось, что могло бы быть, если бы они достигли своей цели? Как часто думают о том, насколько важно в жизни было принять то или иное решение и сделать выбор?
Наиболее часто человек самореализовывается через профессию. В современном мире получение профессии, а особенно престижной - очень важное, а порой дорогое удовольствие. Не секрет, что, поступив в учебное заведение, дети не редко приходят к выводу, что избранная профессия не для них.
В этой статье вы не найдете советов, как не ошибиться с выбором профессии, или как достичь вершин. Ведь порой не мы выбираем профессию, а она - нас. Жизнь подбрасывает нам свои каверзные ситуации, и мы просто не можем жить по заготовленному сценарию.
Но если все же случится так, что профессия не устроит, это не значит, что вы не станете успешным человеком и не добьетесь ничего в жизни.
Чем прекрасна работа корреспондента, так это тем, что благодаря ей встречаются люди с интереснейшими биографиями. Может, наш район и не богат именитостями и звездами, но есть люди, которые у всех на виду, и мало, кто подозревает, что они проделали совсем непростой путь к тому, что имеют.
Сегодня в директоре школы села Яблоновый Гай Римантасе Стяповиче Бушма трудно узнать человека, посвятившего большую часть своей трудовой деятельности правоохранительным органам.
Еще пару лет назад он возглавлял отделение полиции N1, руководил личным составом и занимался раскрытием преступлений. О работе в школе он стал задумываться в последние годы службы в полиции.
Римантас Стяпович из простой рабочей литовской семьи. Уже в старших классах преподаватели видели в нем задатки своего будущего коллеги, доверяли вести уроки, а его все время тянуло в спорт. Соревнования различного уровня по разным видам спорта - это было его любимым занятием. Да и сам он уже к тому времени решил, что будет поступать в педагогический институт в г. Черляй.
При всей любви к спорту после окончания 10 класса подал документы на специальность "учитель русского языка и литературы". Но не срослось - не хватило баллов по одному из экзаменов. Решил идти в армию. Но не тут-то было! Родители и родственники настояли, чтобы Римантас не отступал. Еще одну попытку он все же сделал и поступил в том же городе в училище, на рабочую специальность - слесарь-ремонтник промышленного оборудования.
В группе его сразу назначили старостой. Казалось бы, о педагогике можно было забыть. Но его словно сама судьба вела в нужном направлении. Как одного из лучших студентов, его определили на практику на военный завод "Нуклон", но это он понял, только попав на территорию.
Работа по тем временам для рядового парня была необычной. Работники там ходили в белых халатах и колпаках. И зарплата была внушительной - 300-400 рублей.
Начальство на заводе осталось довольным его работой. Вскоре Римантас окончил это училище с отличием. Перед его окончанием мастер предложил направление в индустриальный педагогический техникум им. Ю.А. Гагарина в Саратов для дальнейшего обучения, но теперь уже для того, чтобы молодой человек мог преподавать другим и стать мастером производственного обучения.
Недолго раздумывая, он согласился. Экзамены для поступления сдавал в Вильнюсе.
Самолетом до Москвы, а затем до Саратова, и вот он уже на месте. Так, в 1980 году он попал в Поволжье. Тогда он не мог и предположить, что именно в Саратовской области пройдет его становление и произойдут самые знаковые события в жизни.
Техникум встретил его, как и всех новичков, своими правилами. К обучающимся предъявлялись высокие требования, была военная кафедра. В мужском общежитии еще строже - было даже заведено не закрывать двери - здесь не терпели дурные наклонности, и не нужно было бояться, что обворуют. Каждого, кто заходил в комнату, было заведено пригласить к столу, вне зависимости, знаком тебе человек или нет.
Таких же студентов, как и он, из Литвы оказалась порядка 15 человек. Были ребята из других республик. Римантаса определили к абитуриентам из Белоруссии.
Учеба была интересной и сводила с хорошими людьми. Физрук преподавал еще самому Ю.А. Гагарину! Так или иначе, а сама жизнь вернула Римантаса к предназначению. Он все же стал преподавателем.
К окончанию техникума у него уже была семья. Подумав, на семейном совете решили, что в Литву возвращаться не стоит, потому как у русской жены будет языковой барьер, и распределение получил в Ивантеевку.
Здесь, на родине жены, для Римантаса Стяповича сразу нашлась работа в местном профессиональном училище. Там с 1983 года он преподавал военную подготовку, отдал профессии 11 лет.
В 1985-м получил первое предложение перейти на службу в правоохранительные органы. Но военно-врачебную комиссию с первого раза не удалось пройти полностью.
В образовании вначале 90-х начались трудности с выплатой зарплаты, к тому же они были невысокие. А у семьи, в которой уже появились дети, потребности возросли. И тогда он вернулся к мысли о том, чтобы все-таки пойти на службу в милицию.
Для начала ему предложили детскую комнату милиции, потому как в районе Р.С. Бушма был известен как человек, умеющий ладить с молодежью и быть строгим. Однако служба началась с должности оперуполномоченного уголовного розыска.
1990-е годы - это, пожалуй, отдельная страница биографии Римантаса Стяповича. Криминальная обстановка была сложной по всей стране. Не простой она была и в нашем районе. За мнимым спокойствием творилось то же самое, что и везде - разборки, драки и убийства, передел сфер влияния. Разгул преступности, казалось, достиг пика. На тот момент даже существовал президентский указ Ельцина о задержании лиц, причастных каким-либо образом к преступным группировкам или бандам, сроком до 1 месяца. Так тогда пытались сбить волну преступности.
Во время службы случалось всякое. Охраняли некоторых граждан, которым грозила опасность. Милиция сталкивалась с рэкетирами, дежурила на дорогах, потому что были нападения на водителей. Приходилось и семью отвозить подальше, потому что угрожали. Бывало, оперуполномоченного просто где-то поджидали. Приходилось и в рукопашную вступать. Но те, кто связывались с ним, знали, что этот человек без боя не сдастся.
Все это, конечно, можно было бросить одним разом, но именно на тот момент сложности только подхлестывали, и отступать не хотелось. Угрозы вызывали обратную реакцию.
В 1998 году Р.С. Бушма за достойную службу был награжден именными часами и Почетной грамотой Министерства внутренних дел РФ. В криминальном отделе состоялся его карьерный рост. Сначала стал старшим оперуполномоченным, а потом - начальником криминального отдела милиции Ивантеевского ОВД, одновременно являясь первым заместителем начальника ОВД.
Потом снова была учеба - в Саратовской академии госслужбы при Президенте РФ. Окончил он ее, будучи в должности начальника отделения полиции N1 при МО МВД России "Пугачевский".
Уволился из органов внутренних дел в звании подполковника полиции.
Следующий раз Римантас Стяпович переступил порог образовательного учреждения в 2015 году в качестве учителя физкультуры и ОБЖ Ивантеевской средней школы. Через полтора года его кандидатура была одобрена на должность директора Яблоновогайской школы.
"Для меня было неожиданным то, как меня встретили в школе. Я приехал на День учителя, чтобы до того, как приступить к обязанностям, познакомиться с коллективом. Дети подготовили праздничную программу к Дню учителя, по аналогии с церемонией вручения премий "Оскар", только называлась она "Плоскар", потому как вместо статуэтки вручали картонное ее изображение, но я никак не думал, что в ней мне тоже отведена роль. Затейники!
Тут было все: и номинации, и красная ковровая дорожка. Наверное, когда служил в полиции, такие вещи были от меня далеки, этой душевности мне не хватало…", - рассказывает мой собеседник.
Сегодня работа в образовании дает ему тот самый позитив в жизни, которого не хватало на прежней работе. Дети умеют удивлять и радовать. И в то же время он признает, что уже не может отвыкнуть от прежнего темпа, когда буквально постоянно находишься в состоянии напряженной работы, готовности выехать куда-то, работать с очередным происшествием.
Сегодняшние ученики буквально очаровывают директора школы. Он уже успел их полюбить. Для себя сразу отметил, что ребята из сел, таких как Яблоновый Гай, быстрее закаляются в жизни: "Никого не хочу обидеть. Они даже как будто бы серьезнее, чем их многие сверстники. Быть может, потому что раньше начинают заниматься трудом. Практически все дома помогают родителям по хозяйству, знают особенности его ведения".
Старшеклассники, у которых он ведет предмет ОБЖ, практически самостоятельные люди.
Не могла удержаться от вопроса: "Вы видите в них какие-то задатки? Как думаете, есть среди них те, которые смогли, как Вы, пойти служить в правоохранительные органы?" Не раздумывая, Римантас Стяпович ответил: "Конечно, причем достаточно серьезные задатки. И в правоохранительные органы есть кандидатура, я даже порекомендовал бы выбрать такую профессию одному из учащихся, причем, это девочка".
Ни одно из своих решений о смене рода деятельности Римантас Стяпович не считает ошибкой. Всякий раз выбор был обдуманным и обусловлен обстоятельствами. В обеих профессиях он нашел себя, поэтому и сожалеть не о чем.
Эта история - тот самый пример для будущих выпускников школ, о том, что всегда есть выбор. Люди так устроены, что не могут изначально поступать мудро. Мудрость мы наживаем годами, и признаем ее, лишь познав глубокий смысл человеческого бытия.