Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Сайт общественно-политической газеты "Ивантеевский вестник" Ивантеевского района Саратовской области

413950 Саратовская обл., с. Ивантеевка, ул.Кооперативная,13
телефон: 5-19-65
e-mail: iva_vestnik@mail.ru

В небытие не уйдет история

Село с красивым названием Яблоновый Гай находится на берегу реки Большой Иргиз. История появления первых поселений передавалась из поколения в поколение. Раньше места здесь были глухими, поэтому сюда стекались беглые крепостные и раскольники.

Село с красивым названием Яблоновый Гай находится на берегу реки Большой Иргиз. История появления первых поселений передавалась из поколения в поколение. Раньше места здесь были глухими, поэтому сюда стекались беглые крепостные и раскольники. Однако заселяться по Левобережью им не разрешали люди, которых местные называли "киргизы", так как не могли определить, что это был за народ. Возможно, это были казахи. По реке шла граница от Казахстана.

Предполагалось, что "киргизы" проверяли свои границы, пасли скот. Каждое лето они совершали набеги на поселения, разрушали и грабили их. Чтобы предотвратить подобные бесчинства, за селом, на Маякском сырту, люди установили каланчу, с которой был большой обзор местности. Наверху висело ведро с дегтем - лагун, и всегда кто-то дежурил. При появлении на горизонте "киргизов" человек зажигал лагун, и черный дым предупреждал селян об опасности. Завидев сигнал бедствия, люди бежали в Мирский лес, или, как его еще называли, Мирский двор (побережье озера Соленое, западная сторона села).

Людская память до сих пор хранит историю об этих набегах: однажды, когда поступил очередной сигнал об опасности, один маленький мальчик заигрался вдали от двора. Когда он прибежал домой, то понял, все жители уже убежали в лес. Мальчик сел возле окна и заплакал. В это время к нему подъехал всадник, мальчик вскрикнул. От испуга лошадь сбросила седока, а мальчик забежал в дом и спрятался в подпол. "Киргиз", войдя в дом, начал стучать, протыкать полы, но не нашел ребенка, и тот спасся.

Когда мальчик повзрослел, с ним приключилась другая история. Однажды он отправился собирать хворост в лес, который местные жители называют Угол (на востоке от села Яблоновый Гай, недалеко от с. Канаевка, где река Большой Иргиз делает поворот). Неожиданно из леса вышел медведь, спастись почти не было никакой возможности, и мужчина решил притвориться мертвым. Медведь подошел, обнюхал человека и завалил хворостом, так сказать, впрок, ведь, как известно, медведи предпочитают есть не свежее мясо. Так ему удалось спастись во второй раз.

Предполагают, что название села Яблоновый Гай произошло от множества растущих в округе диких яблонь. Село очень старое: люди жили на том месте, где раньше находились два кладбища. Обнаружили это, когда рыли погреба, колодцы: находили гробы, которые выдалбливали из стволов дуба. Подобные захоронения можно найти и по сей день.

Первые поселения вдоль Большого Иргиза были: Пестравка (ныне село в Самарской области), Яблоновый Гай и Таволожка (ныне территория сел Большая Таволожка и Малая Таволожка Пугачевского района). Было много заливных лугов, в которых оставалась рыба. Ее сушили в печах на зиму. Численность села постоянно росла. Коренные жители приветствовали переселенцев из Сибири, Поволжья…

Издавна в с. Яблоновый Гай делали жилища-полуземлянки. Сначала рыли яму, плели плетни и опускали их вдоль стен, их было два ряда, между ними засыпали старую листву. Делали окна, дверь. Верх тоже был из плетней, смазанный сверху и покрытый "чаканом" или тростником.

Позже стали строить дома из самодельного кирпича. Кирпич, из которого строились жилища, назывался саман, изготавливали его особым способом. Рядом с территорией современного кладбища можно обнаружить глубокие ямы. В них раньше свозили воду, солому и с помощью лошадей мяли полученный состав. Затем специальными станками делали маленькие кирпичики, которые сушили и использовали для фундаментов домов. Чтобы "киргизы" не разрушали жилища, селяне стали оставлять им дань – пищу. После этого набеги прекратились.

Крестьяне занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, охотой. Изначально землей пользовались, кто, сколько мог, так как она не принадлежала государству. В результате реформ государство разрешило покупать землю, и крестьяне села Яблоновый Гай объединились и всем селом купили землю. Ее расположение было от Андронова дола до оврага села Горелый Гай (с востока на запад), а с севера на юг - от Иргиза на 4 км вверх. К северу от села располагалась необозримая, необъятная степь. Теперь здесь находятся сельскохозяйственные угодья.

На этой территории есть место, которое называется Антоничево. Антоничев (Антонычев) был жителем села. По неизвестным причинам разбогател и купил себе большой надел земли. Согласно одной версии, он убил богатого человека, согласно другой – богач умер по дороге, а Антоничев его подобрал. Он занимался ямщиной: на своих лошадях возил жителей из одного села в другое по маршруту от Пестравки до Таволожки. Затем организовал хутор в конце пруда Новый, в северной части села. Поместье стало называться его именем. Это было очень богатое угодье: деревянный двухэтажный дом, сады, большой пруд. В поместье трудились местные крестьяне и из Вязовки (ныне с. Чернава.). После раскулачивания, поместье стало приютом для детей со всего района, позже оно пришло в запустение.

Рассказывали, что Антоничев тайком приезжал в село и подолгу обходил свои былые угодья. У Антоничева была дочь, Орочка. Она уехала учиться в Петербург, а оттуда девушка вернулась беременной. Отец нашел в селе хорошего парня, грамотного по тому времени, и их женили. Никто не знал о тайне Орочки. Антоничев отделил молодым землю - Орочкин хутор. Сейчас эту территорию так и называют – Орочкино.

В 1905-1906 годах начали строить церкви и моленные дома. В селе Яблоновый Гай образовалось, главным образом, три вероисповедания: "мирская" (никоновская), астрицкая и староверская (аввакумские) церкви.

Первая мирская церковь находилась на том месте, где сейчас возвышается памятник погибшим воинам. Строилась она мирской общиной. Астрицкая - построила моленный дом, который находился на берегу реки Большой Иргиз возле сыроваренного завода. Возглавлял эту стройку помещик Антоничев вместе с общиной. На средства зажиточного крестьянина Авдеева, по уличному прозвищу Гришанькин, появился моленный дом для старообрядцев. Располагался он напротив старой школы на берегу Большого Иргиза.

Людей разных вер хоронили на разных кладбищах: "мирских" - на современном кладбище. Но до этого были еще два мирских кладбища, одно из которых находилось недалеко от церкви. "Астрияки" и староверы хоронили близких за лесом. В распутицу, в непогоду использовалось другое место. Староверы отличались строгостью в вере. У Авдеевых были работники, жили они отдельно от хозяев, имели отдельную посуду. Посуда считалась опоганенной, если пользовался ей один из работников или посторонних, и выбрасывалась. У них запрещалось общаться с посторонними, приводить их в дом. Семьи создавались из единоверцев. Этим они укрепляли свою веру и множили общину. Здесь запрещалось курение, алкоголь, нецензурная брань. За нарушение виновного наказывали плетьми.

При "мирской" церкви была образована начальная школа, где дети крестьян могли научиться читать и писать. Между людьми разных вер была вражда. "Мирских" дразнили щепоточниками.

В 30-е годы мирскую церковь разрушили. В моленных домах для староверов и "астрияк" организовывали уже советские школы. Позже в помещениях хранили зерно, затем уничтожили и их. Из моленного дома "астрияк" построили клуб.

До 70-х годов верующие молились в частных домах. Староверов к тому времени в селе уже не было. Некоторых раскулачивали, а некоторые уезжали сами. Они были богатыми: имели лавки, магазины.

В настоящее время в селе - небольшой моленный дом, где по православным праздникам собираются верующие люди, приезжает иерей отец Владимир (Растопшин) из Ивантеевки.

Село Яблоновый Гай славится не только своей богатой историей, но и духовными ценностями. Из всех исторических очагов старообрядчества Иргиз был знаменит именно как певческий центр с высокой культурой исполнения, культивировавший демественный распев. Помимо этого, здесь был создан свой "иргизский распев". Херувимская песнь "иргизского распева" и в настоящее время поется почти во всех старообрядческих общинах. Существуют целые рукописные сборники с подборкой большого количества песнопений под наименованием "иргизского распева".

Несмотря на все трудности и социальные эксперименты, в Яблоновом Гае сохранилась культура русского фольклора. Одним из собирателей местного фольклора в 1990-х годах стал Михаил Анатольевич Устинов, автор и исполнитель многих известных народных песен. Он проводил фольклорно-экспедиционную работу. Им были записаны десятки русских традиционных песен, которые впоследствии вошли в репертуар многих любительских и профессиональных коллективов России. В 2009 году Саратовским ОНМЦНТ выпущен сборник народных песен Саратовской области "Песни Иргиза", собранных М.А. Устиновым.

Автор: По информации Яблоновогайского СДК

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 708

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика