Верховный суд РФ в очередной раз обозначил свою позицию относительно правил перевозки детей до 12 лет в автомобилях.
Верховный суд РФ в очередной раз обозначил свою позицию относительно правил перевозки детей до 12 лет в автомобилях. Ранее по этому вопросы неоднократно возникали споры: обязательно ли использовать специальные автокресла по весу и возрасту ребенка или достаточно простого удерживающего устройства? По мнению Верховного суда РФ, которое отражено в Постановлении от 16.02.2017 г., N45-АД17-1, удерживающего устройства достаточно.
Согласно п. 22.9 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N1090 "О Правилах дорожного движения", перевозка детей до 12 лет в транспортных средствах на задних сиденьях возможна с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью обычных ремней безопасности. На переднем сиденье перевозка возможна только с использованием детских удерживающих устройств.
Как видно из ПДД, перевозка детей возможно не только с использованием удерживающих устройств, но и ИНЫХ средств, позволяющих пристегнуть ребенка взрослыми ремнями безопасности. Что это за иные средства - не расшифровывается. Многие знают о так называемых "косынках" на ремни безопасности, которые в сочетании с дополнительной подушкой позволяют достаточно надежно пристегнуть ребенка. Такой способ, например, используют таксисты, которым неудобно перевозить в салоне громоздкие автокресла, ограниченные в использовании из-за расчета на определенный возраст и вес маленького пассажира.
Кроме того, определение детского удерживающего устройства также дает волю фантазии водителя. Согласно ГОСТу Р 41.44-2005 (Правила ЕЭК ООН N 44), детские удерживающие устройства могут быть двух видов: цельные (integral class) – это и есть автокресла, включающие в себя комплект лямок или гибких элементов с пряжкой, устройство регулирования, крепления и, в некоторых случаях, дополнительное сиденье и/или противоударный экран, который может быть прикреплен с помощью собственной цельной лямки или лямок; нецельные (non-integral class) - это частичные удерживающие устройства, которые используются в сочетании со взрослыми ремнями безопасности, проще говоря, подушка или дополнительное сиденье плюс ремень.
Получается, что описанная выше конструкция (косынка плюс подушка) вполне подходит под определение частичного удерживающего устройства нецельного типа. Однако на практике сотрудники ГИБДД действуют достаточно формально и за использование самодельных аналогов автокресел часто привлекают водителей к административной ответственности. Нарушение требований к перевозке детей, установленных ПДД, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 3000 руб.; на должностных лиц - 25000 руб.; на юридических лиц - 100000 руб.
Как уже было сказано выше, инспекторы ГИБДД часто не воспринимают другие способы крепления детей, кроме классических автокресел, и считают их нарушением ч.3 ст.12.23 КоАП РФ. Чтобы переубедить инспектора, а также при обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности, если штраф все-таки выписан, водитель вправе сослаться на то, что в п. 22.9 ПДД (инспектор ГИБДД обязан иметь их при себе) разрешается перевозить ребенка на заднем сиденье не только с использованием автокресел, но и при помощи иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности. Также водитель вправе сослаться на п.2.1.3 ГОСТ Р 41.44-2005, устанавливающий разновидности удерживающих устройств, на сертификаты используемого удерживающего устройства (при наличии), а также на позицию Верховного суда РФ, отраженную в Постановлении от 16.02.2017 г. N45-АД17-1.