О том человеке, который был примером для подражания и который самозабвенно, словно скульптор, работал над бесформенным куском гранита, пытаясь превратить его в изящное произведение искусства. О человеке, который превратил каждого из нас в личность.
Прошло уже много лет, как я окончила Инсарскую среднюю школу. Вот уже сама не одно десятилетие работаю учителем в школе, а своего любимого учителя, его уроки помню и вижу так, как будто все было только вчера.
Мне и моим одноклассникам очень повезло, что русский язык и литературу нам преподавала Дина Павловна Полуэктова – опытный, талантливый и эрудированный педагог, строгий и справедливый учитель, настоящий мастер своего дела, учитель от Бога, как принято говорить в настоящее время.
Помню, как Дина Павловна вела уроки. Мы в предвкушении чуда... Каким он будет, наш новый урок с Диной Павловной?! Конечно же, не похожим на предыдущий, необычным, интересным. Но все же интрига сохраняется. И вот она входит в класс. Невозможно отвести взгляд от ее лица, передающего множество эмоций, красивую жестикуляцию рук. Мелодичный, спокойный голос учителя завораживал, заставлял забыть обо всем на свете: только ты и судьбы героев нового романа, повести, рассказа... Ты живешь их жизнью, вместе с ними любишь и ненавидишь, страдаешь и радуешься. И все это за 45 минут: эмоционально, трогательно, на одном дыхании.
Каждый урок учителя – это маленькая жизнь, которую она проживала с нами – своими учениками.
Мы всегда с нетерпением ждали ее удивительных уроков, чтобы учиться извлекать полезные знания, высказывать свою точку зрения, выступать на публике, творить, сочинять стихи и рассказы, вести дневники, читать стихи и поэмы Пушкина, Есенина, Блока, Некрасова, Маяковского и при этом испытать бурю эмоций, чувств.
Мне кажется, окинув взглядом наш класс, Дина Павловна видела каждого ученика будто насквозь и умела прочитать его сокровенные мысли. Но при этом взгляд никогда не был излишне строгим и суровым, скорее укоризненным, если кто-то отвлекался или баловался. И оттого было очень стыдно попадаться ей на глаза, если ты не слушал объяснений учителя.
Ученики на уроках старались трудиться с полной отдачей. Ни одна минута на занятиях не тратилась впустую, а сам учитель своей увлеченностью, преданностью своему любимому делу показывал образец заинтересованного отношения к работе, воспитывал у ребят такое же серьезное отношение к учебе и понятие, что каждый урок – это кропотливый труд.
Не случайно, став взрослыми, мы, ее ученики, отмечали как большое достоинство именно эту сторону своего учителя, – в ее нравственном влиянии на нас. Для меня лично это первый и, пожалуй, самый сильный пример высокопрофессионального отношения к работе.
А еще, я думаю, важным качеством педагога было умение объяснить материал понятно, доходчиво и интересно, просто и с примерами из жизни. Такое объяснение было интересно слушать и воспринимать, поэтому, наверно, на уроках Дины Павловны всегда царила удивительная тишина, даже после звонка хотелось продолжения урока. Когда она начинала писать на доске, то даже ее почерк нас гипнотизировал, притягивал смотреть только на доску, настолько он был красив и понятен. Она все время придумывала различные стимулы и поощрения для того, чтобы наше желание учиться не ослабевало. И наши мальчишки, которые иногда были не прочь отвлечься, упорно учили правила, старательно писали сочинения, настойчиво учили стихи.
Вспоминаю и то, как в нашем классе часто проходили открытые уроки по русскому языку и литературе для учителей школ района. Их проводила Дина Павловна. И опять же мы, ее ученики, восхищались мастерством педагога, эмоциональностью, удивительной способностью удерживать внимание класса на протяжении всего урока. Это сейчас, работая в школе, я понимаю, каким необыкновенным талантом, огромным запасом знаний, эрудированностью нужно обладать, чтобы проводить такие интересные, насыщенные занятия.
На каждом из них Дина Павловна давала ученикам возможность ощутить радость открытий, воспитывала у школьников потребность узнавать все больше и больше нового. С удивительной настойчивостью она расширяла наш детский кругозор, прививала любовь к русскому языку, отечественной и мировой литературе, книгам и чтению. Может быть поэтому я и мои одноклассники без особых трудностей могли определить причастный и деепричастный обороты в предложении и правильно поставить запятые, выделить приставку, корень, суффикс в словах, выделить грамматическую основу предложения, хорошо помним многих литературных героев из романов "Война и мир", "Молодая гвардия", "Поднятая целина", помним наизусть многие стихи. Не в этом ли состоит настоящее мастерство учителя?!
С 4 класса по 10 класс Дина Павловна была нашим классным руководителем. Она учила нас жить в коллективе, старалась сплотить и сдружить всех детей. Ко всем нам, таким разным – ершистым, озорным или наоборот тихим наш учитель находила подход, подбирала особый ключик. На переменах и после уроков жила жизнью своих учеников: нашими заботами, печалями и радостями, нашими детскими проблемами и всегда старалась помочь.
Класс, в котором проходили уроки Дины Павловны и где мы учились, остался в моей памяти самым красивым и уютным. Здесь висел вымпел "За учебу", стенд "Ими гордится отряд", в классе проводились регулярные генеральные уборки. С удовольствием мы рисовали классную стенгазету "Красный галстук" и выпускали сатирическую газету "Колючка".
Мой любимый класс был местом, где очень часто проходили репетиции: ансамбля девочек "Росинка", концерта к празднику комсомола, Новому году.
Со школьной скамьи я помню не только уроки русского языка и литературы, но и классные часы. Те, которые проводила Дина Павловна, были интересными и познавательными. Часто мы знакомились с репродукциями произведений известных художников. О живописце и его картине Дина Павловна рассказывала столько интересного, что мы слушали, затаив дыхание. Дина Павловна учила нас сопереживать, мыслить, высказывать свою точку зрения, спорить.
Не только мои, но и большинство родителей одноклассников относились к Дине Павловне с большим уважением, потому что она учила их детей старанию и умению доводить начатое дело до конца, терпению и тому, как находить радость в труде, жить честно, любить свою страну, свой язык и свою культуру, дарить добро, развивала чувство ответственности и долга, приближала к миру искусства.
Трудно сказать, сколько у Дины Павловны было учеников за годы ее работы. И все они отзываются об учителе с большим уважением.
Нельзя не любить и не уважать педагога, который совершенно искренне, не требуя ничего взамен, открывает перед тобой неисчерпаемые запасы знаний и бессмертных моральных ценностей, учит не только премудростям школьных предметов, но и самой сложной из наук – быть человеком. Многие из учеников Дины Павловны стали в жизни хорошими людьми и специалистами. Без ее помощи не были бы мы такими, как сейчас: сдержанными и спокойными, терпеливыми и воспитанными.
Для самой Дины Павловны, я думаю, было огромным счастьем ходить на работу в школу и трудиться с большой отдачей. Этой работе она посвящала себя целиком, отдавала все знания и душевные силы, всю свою теплоту и участие, чтобы мы, ее ученики, поняли, как интересен и многогранен русский язык, какой увлекательный и прекрасный мир литературы, как важно в любых жизненных ситуациях оставаться человеком.
Труд Д.П. Полуэктовой отмечен двумя высокими наградами Родины – орденами "Знак почета" и Трудового Красного Знамени. Это достойная оценка ее учительских заслуг.
Всю свою жизнь Дина Павловна посвятила школе, работе с детьми. Она никогда не переставала думать о них, даже когда ушла на заслуженной отдых. Став взрослыми людьми, я и мои одноклассники были рады общению со своим классным руководителем. Мы осознали и поняли, что наш учитель остался для нас другом, наставником, воспитателем и не равнодушен к нашим судьбам. Она была с нами и в горе, и в радости, поддерживала наши начинания, утирала слезы.
Больно осознавать, что учитель ушел из жизни. Но ее слова и наставления нашли место в наших сердцах и будут всегда в нашей жизни.
Промелькнут годы, но память будет возвращать нас в лучшую пору жизни – школьную. И это благодаря Вам, любимый Учитель!