Во-первых, она отметила тридцатилетие своей трудовой деятельности (два десятка лет из них на руководящей должности – еще одна "круглая" дата). Во-вторых, в этом году исполнилось сто лет системе дополнительного образования в России, с которым неразрывно связана судьба И.Н. Парамоновой. И, наконец, она в эти дни отмечает свой юбилейный день рождения.
В выборе будущей профессии Ирина твердо определилась задолго до окончания школы. Еще в шестом классе решила стать педагогом и с годами эта уверенность только крепла. Тут повлияли школьные учителя. Прежде всего первая учительница Е.Е. Милованцева. Она обучала девочку в родной Засечной Слободе. И другие педагоги, которые преподавали уже в Русскопаевской школе, стали для Ирины примером во всем, образцом для подражания. Именно они не только давали знания, но и учили быть дисциплинированной, ответственной. Эти качества, заложенные в детстве, никуда не делись со временем и всегда являлись отличительной чертой И.Н. Парамоновой. Конечно же, они закладывались и в семье, которая всегда являлась для Ирины Николаевны надежной опорой. Родители – простые сельские труженики, дети войны, которым довелось пережить немало испытаний и трудностей. Поэтому своим детям они желали лучшей доли. Учили их держаться вместе, во всем помогать друг другу, всем дали образование. Причем они получили совершенно разные специальности. Брат Ирины выучился на ветврача, сестра стала бухгалтером, а она исполнила детскую мечту – педагогом.
Восьмилетнюю школу в Засечной Слободе расформировали и присоединили к Русскопаевской, когда Ирина была третьеклассницей. С тех пор ей приходилось добираться на учебу в соседнее село пешком. Но, несмотря на трудности, ей это нравилось. Ведь вместе с подружками преодолеть несколько километров не составляло большого труда. Учеба Ирине давалась легко, школу она закончила с отличием. А в Зубовополянское педучилище поступила без экзаменов – по результатам собеседования. И здесь также отличалась не только хорошей учебой, но и активным участием в общественной работе. Кстати, день рождения Ирины Николаевны приходится на 7 ноября – день в СССР не обычный, а праздничный. С детства он был для нее очень значимым. И она всегда была рада, что так совпало. А в студенческие годы даже стала одной из героинь материала "Четверо из октября", про людей, родившихся в этот день, чем очень гордилась.
После окончания педучилища молодой специалист была направлена в родные края. Стала работать воспитателем в Инсарской вспомогательной школе, а параллельно – училась заочно в МГУ имени Н.П. Огарева на филологическом факультете. Трудилась "с огоньком", ее энтузиазм и инициативность не остались без внимания. Уже в следующем году ее перевели в Дом пионеров (именно такое название носил в советское время Дом детского творчества), где она заняла должность методиста. О выборе профессии ни разу не пожалела. Работа сразу же стала любимой, и в другой сфере себя представить просто не может. С тех пор менялись названия учреждения, но цель работы коллектива всегда будет оставаться прежней – всестороннее развитие и воспитание детей, постоянное тесное и результативное сотрудничество с общеобразовательными школами и детскими садами, совместная работа с которыми одна из основ деятельности системы дополнительного образования.
В 1998 году Ирина Николаевна, хорошо проявившая себя как методист, пошла на повышение – ее назначили директором Дома детского творчества. Ее энергия, творчество, фантазия, уже успешно находившие применение прежде, теперь вышли на новый уровень – она стала настоящим генератором идей. На первых порах начинающему руководителю, конечно, было нелегко. Много работать приходилось над сплочением коллектива, изучать хозяйственные вопросы, "выкручиваться" при решении различных проблем в кризисное время… Но трудности И.Н. Парамонову не пугали, а наоборот – закаляли, заставляя работать еще ответственнее.
– Мне повезло с наставниками, у которых я училась многому, – говорит Ирина Николаевна. – Это Г.Т. Ломакина и Н.Х. Алтаева. Для меня самое главное – любить детей, видеть, как горят их глаза, наблюдать с каким усердием они занимаются, слышать приятные отзывы о работе нашего коллектива со стороны родителей, жителей города и района. А когда к нам приходят бывшие воспитанники, порой уже взрослые, благодарят за все, интересуются делами, то еще больше понимаешь, что работаешь не зря. Если оглянуться назад, то за двадцать лет сделано многое, что не может не радовать. Тяжелые времена позади, поступательно укреплялась и продолжает укрепляться материальная база, преображаются кабинеты, улучшаются условия. Все приходило со временем, постепенно, и работа в современный период приносит только положительные эмоции. Радует то, что в Доме творчества сложился отличный коллектив. Он хотя и небольшой, но очень дружный и сплоченный словно семья. И, конечно, творческий – без этого у нас никак нельзя. Он молодой (средний возраст чуть более 40 лет), практически все педагоги имеют высшую квалификационную категорию и способны решать большие задачи. Я доверяю своим коллегам, понимаю их буквально с полуслова (это взаимно) и знаю, что у нас всегда все будет хорошо, ведь вместе мы справляемся с совершенно разными проблемами.
А вот как отзываются об И.Н. Парамоновой ее подчиненные. Это очень талантливый, творческий, жизнерадостный, полный оптимизма человек с уникальным набором личностных качеств. К своим работникам она относится с уважением, пониманием и доброжелательностью. Уверены, что наш директор совершит еще немало добрых дел на благо дополнительного образования.
Жизнь в Доме творчества бьет ключом – при постоянном тесном контакте с общеобразовательными учреждениями здесь в течение учебного года проводится немало интересных мероприятий, организуется и летний отдых учащихся. Кстати, так было и в прошлые годы, когда ДДТ стал базой для проведения конкурсов "Учитель года", "Воспитатель года", турслетов, ДЮПов. Сейчас же здесь организуются различные семинары для педагогов, в том числе республиканские, ежегодные конкурсы для детей по разным направлениям. Например, технического творчества, фотографии, литературных работ, лучших чтецов, юных экологов, художников и, конечно, юных певцов ("Я люблю тебя, Россия!", "Живи, народная душа", "Серебряная музыка"). Все они являются муниципальными этапами региональных конкурсов и с успехом проводятся уже не первый год, ежегодно открывая много новых талантов среди представителей подрастающего поколения. А в этом году к ним прибавились шахматные турниры, обещающие стать регулярными. Успешно Дом творчества участвует в различных выставках.
Свидетельством результативной работы Инсарского районного Дома творчества являются награды разного уровня, которых удостоено учреждение. Среди них Благодарности Министерства образования РМ, диплом Госсобрания РМ. В этом году Инсарский Дом творчества успешно участвовал в конкурсе программ развития организаций дополнительного образования детей "Арктур-2018" и победил в республиканском конкурсе организаций дополнительного образования детей, реализующих дополнительные образовательные общеразвивающие программы технической направленности. Премия Главы РМ пойдет на дальнейшее оснащение учебно-материальной базы учреждения по развитию технического творчества учащихся.
Есть индивидуальные награды и у самой И.Н. Парамоновой. Кроме того, она продолжает активно заниматься общественной работой. Депутат городского поселения Инсар, заместитель председателя районного совета женщин. А еще отличная жена и мать.
– Очень благодарна мужу и сыну, которые всегда понимают меня, поддерживают и помогают во всем, а самое главное – не ревнуют к работе, – рассуждает Ирина Николаевна. – Вообще работа и семья для меня две главные составляющие в жизни, они и делают меня счастливой. Что касается семьи, то она для меня своеобразная отдушина. Я люблю, когда приезжает сын Олег, работающий в одной из московских фирм. Люблю бывать дома, люблю готовить, возиться в саду и огороде, принимать в гости родных и близких людей, а также выезжать на природу – собирать грибы, ягоды и просто наслаждаться красотой природы. Но при этом моя творческая натура все равно не дает мне забывать о работе – я в любых ситуациях постоянно "включаю" свою фантазию, выдумку, придумываю что-то новое и интересное. Но разве это плохо? Без креатива и жизнь скучна. Я не могу иначе.