Как возникло село
Населенному пункту исполнилось уже 370 лет. Кстати, земляные сооружения возле села Усыскино хорошо сохранились до сих пор. Потижский Острог на инсарской линии считался самым значительным. Он имел две проезжие башни с вестовым колоколом и чуланом для оружия и пороха. Наверху на одной из башен стояли медная пушка и затинная пищаль с ядрами. В крепости находилась съезжая изба, а рядом двор острожского воеводы.
Однако военное значение острог имел всего несколько десятилетий. Уже к концу XVII века острожек на Потиже становится обычным сельским населенным пунктом, а служилые люди – крестьянами. Со временем здесь была построена деревянная церковь, на строительство которой использованы постройки Тумольского монастыря. Село считалось торговым центром. Здесь несколько раз в год проводились ярмарки уездного значения. Знаменит Потижский Острог и активным участием в питейных бунтах, которые прошли во многих селах уезда в середине XIX века. Многие жители села проявили себя в годы Первой мировой войны, во время гражданской войны.
Здесь помнят о стратонавтах
В годы Советской власти село на Потиже стало известно по той причине, что возле него потерпел катастрофу стратостат "Осоавиахим-I". Стратонавты П.Ф. Федосеенко, А.Б. Васенко, И.Д. Усыскин погибли. Многие жители Потижского Острога были очевидцами этого события. Думая о спасении членов экипажа, сельчане разбили илюминатор, проникли внутрь гондолы. И только случай помог жителям села не пострадать от такой "инициативы". Местный охотник П.В. Кулясов несколько месяцев искал четыре прибора, прикрепленных к стропам стратостата, но оторвавшихся во время приземления. Через пять лет, в 1939 году, село Потижский Острог было переименовано в Усыскино, колхоз "Наш путь" – в колхоз имени Федосеенко. В начале семидесятых годов в центре села Усыскино был сооружен памятник стратонавтам.
Во время переписи 1959 года в селе Усыскино насчитывалось около ста хозяйств, проживало 400 жителей. Сейчас село медленно угасает. Постоянных жителей совсем мало, хотя в летний период деревенька оживает за счет "дачников".
Деревня одиночеств
Население села – люди пенсионного возраста, в основном женщины. Разные у них судьбы. Это, конечно, уроженцы Усыскина, в свои молодые годы жившие и работавшие в городах. А теперь возвратились назад, в сохранившиеся родительские дома, обустраивают их как могут и продолжают жить. "Деревня одиночеств", так образно выразилась об Усыскине Н.К. Порошина. Сама она тоже родилась в селе перед войной. В конце пятидесятых семья выехала к родственникам в Душанбе. Жили там неплохо. А потом развал Союза, вооруженный конфликт в Таджикистане. Вот и возвратились на малую родину. Конечно, жить здесь оказалось в материальном плане труднее, но хотя бы не стреляют. Живет в доме одна, но регулярно навещают ее дочь, зять, внуки. И уже привыкла к одиночеству, правда, все это относительно.
У А.И. Ситникова в чем-то похожая судьба. Родился перед войной. Как и у Н.К. Порошиной, отец погиб на войне. Сам всю жизнь работал в Саранске, получил квартиру на Светотехстрое. А потом с женой возвратились в родительский дом. В прошлом году провели ремонт, жили надеждой на будущее. Не получилось. Сейчас живет один, привыкает к новой одинокой жизни. Забот у него по хозяйству много. Это и спасает от печали. Есть у него и дети, и внуки. Они звонят, интересуются настроением. А он ждет, чтобы поскорее пришло лето, когда в различных делах можно позабыться, не думать об ушедших годах.
М.Н. Афонина из родного села никуда не выезжала. В молодости работала трактористкой в колхозе, потом на ферме. Все ладилось у них в семье. А потом дети уехали в город, ушел из жизни супруг. Главное теперь для нее – заботы о детях и внуках. А еще она выполняет различные просьбы односельчан. Не все могут по состоянию здоровья в четверг добраться до центра села, где раз в неделю торгуют кооператоры. Вот Мария Николаевна и закупает сельским ветеранам все необходимое из продуктов, а потом развозит по назначению. Выполняет она и другие необходимые поручения. Живет Мария Николаевна в центре села, куда доставляют и почтовые отправления, и различную поклажу от городских родственников. А М.Н. Афонина по своей доброй воле выполняет обязанности социального почтальона.
Можно рассказать о жизни и делах многих других жителей села, которых объединило на старости лет родное село. Редко, но отмечают сельчане православные праздники, свои юбилейные даты. И звучат тогда прекрасные народные песни, которые сохранились еще от дедов и прадедов и украшают такую сложную жизнь, которая дарована им судьбой.