За что я люблю свой край? На этот вопрос не каждый сможет ответить. Для меня это место, где я родилась, живу, река, на которой мы с друзьями купаемся с малого детства. Наши матери и бабушки рассказывали нам истории, произошедшие здесь давным-давно. Лично я люблю свой край за свойственную только ему природу. Его речушку, родник, поля, луга, которым не видно конца. И вот здесь проходит мое детство, за которое я должна быть благодарна своим предкам. А как жили они – люди прошлых веков? О чем они мечтали, на что надеялись? Эти вопросы интересуют меня и моих современников до сих пор. Поэтому для исследовательской работы я выбрала тему: "Село мое родное". На сегодняшний день существуют исследовательские работы, посвященные многим селам, поселкам и разным уголкам нашей Родины. Я решила изучить эту тему на примере своего села.
Страницы истории
Усыскино – русск., село в Инсарском районе. Находится на реке Потиж (Патиж). В "Списке населенных мест Пензенской губернии" (1869) говорится "Потижский Острог – село казенное из 166 дворов Инсарского уезда. Основано в середине XVII века вместе с крепостью Инсар. Кроме крепости Инсар по Инсарской черте в сторону Саранска были Потижский, Кортляевский и Шишкеевский остроги, а также засечные крепости по речке Кортляю, затем Туляевский острог с засечными крепостями. Остроги также были неплохо вооружены. Самый значительный из них на Инсарской линии – Потижский – имел две проезжие башни с вестовым колоколом и чуланом для оружия и пороха. А наверху, на одной из башен, стояли медная пушка и затинная пищаль с ядрами. В остроге находилась съезжая изба, а рядом с нею – двор острожского воеводы". В XVIII веке острог, потерявший военное значение, превратился в многолюдное село, где в начале XX века насчитывалось до 193 дворов, 1337 жителей вместе с приписными деревнями Тумола, Бардадатово. О первом храме XVII века известий не сохранилось. В 1820-х годах эту церковь перенесли на кладбище, собрали и освятили во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. Во второй половине XIX века ее неоднократно обновляли и дважды освящали заново. В самом селе в 1794 году построили новую деревянную церковь в память Усекновения главы Иоанна Предтечи. К концу XIX века храм сильно обветшал; в годы, предшествовавшие Первой мировой войне, было начато и почти окончено строительство новой каменной церкви (осталась недостроенной колокольня). В 1930-е годы все храмы были отобраны у церкви. Деревянные уничтожены, каменная руинирована. Ее восстановление требует вложения больших средств.
В селе Потижский Острог в 1913 году были 1 водяная мельница, 3 ветряные мельницы, 4 маслобойки и просодранки, 1 кузница и 3 торговые лавки.
В период коллективизации Потижский Острог был центром сельсовета. Здесь был организован колхоз "Наш путь". В 1939 году его переименовали в колхоз имени Федосеенко – по фамилии командира стратостата "Осоавиахим – 1", который потерпел катастрофу 30 января 1934 года возле села. В разные годы председателями Усыскинского колхоза были А.Н. Сапунов, П.Д. Сапунов, К.Х. Баторшин, И.М. Кулясов.
Большой вклад в развитие хозяйства внес председатель Ф.П. Назаров (50-е годы).
В селе были построены коровник, свинарник, гараж, кузница, приобретено немало техники. Возросло поголовье всех видов скота. Надои перевалили за отметку 2000 килограммов молока в год от коровы, а урожайность – 15 центнеров с гектара. Вот как вспоминает моя бабушка Окунева Наталья Николаевна о жизни в колхозе: "Я работала в колхозе дояркой. Доили вручную по 18-25 коров. Работу начинали в 4 часа утра с уборки коровника, потом доили коров. После дойки нужно было ехать в склад за зерном, получив фураж, раздать своей бригаде. На этом дела не заканчивались. Нужно было убраться в доме животноводов, телятнике. Вечером привозили сенаж и разносили коровам в больших корзинах, затем раздавали фураж. Работы было много, работа была тяжелая, физическая. Но мы не жаловались, были молоды и полны сил, и все было в радость".
В 1960 году колхоз села Усыскино потерял свою самостоятельность, оказавшись в объединенном колхозе имени Федосеенко с центром в селе Яндовище. В это хозяйство, кроме села Усыскино, вошли также села Яндовище, Новлей, Липлейка, деревня Александровка, поселки Венера и Жедрино. Колхоз этот существовал четверть века. В восьмидесятые годы из него вышло село Новлей и деревня Александровка. Много сил развитию объединенного колхоза имени Федосеенко отдал председатель И.С. Кузнецов.
В Усыскине в восьмидесятые-девяностые годы существовало два хозяйственных образования – бригада колхоза имени Федосеенко и подсобное хозяйство Инсарского завода "Неон". Затем появилось крестьянско-фермерское хозяйство "Виктория", просуществовавшее несколько лет. В 1959 году в селе Усыскино насчитывалось 100 хозяйств, 400 жителей. В 2004 году проживало 56 жителей, было 27 наличных хозяйств.
Вот как рассказывает жительница села Афонина Мария Николаевна о своем родном селе: "Я родилась в 1950 году, тогда в селе насчитывалось более 100 домов. Дома строились очень близко друг к другу. Строения заметно отличались от современных. Дома были низенькие, деревянные. У каждого жителя было свое хозяйство: коровы, куры, овцы, свиньи. Работали почти все либо на ферме, либо в полеводческой бригаде. За труд в колхозе начислялись трудодни, а с начала 60-х годов стали платить за работу деньги.
В советское время в селе была восьмилетняя школа, до революции 1917 года она была церковно-приходская. Но потом построили уже более современную школу. Там было много учеников, так что учились в две смены. 1-3, 2-4 классы – вторая смена, 5, 6, 7, 8 – первая смена.
Директором школы была – Кулясова Александра Ивановна. Булычева Валентина Николаевна преподавала русский язык и русскую литературу, Сергей Иванович Мартышин – преподавал математику и физику, Иван Савельевич Данилов преподавал физкультуру и труды, Евдокия Михайловна Булычева и Сапунова Татьяна Васильевна были учителями начальных классов, Иванова Александра Семеновна преподавала немецкий язык и биологию. Школа стояла на пригорке, напротив церкви. Наша школа выглядела так: деревянная, с голубыми окнами, при входе в школу была стеклянная веранда с крыльцом, напротив веранды находились ворота. Школа была одноэтажная. По всему коридору располагались классы, а в конце были кабинет директора и учительская. Парты были деревянные. Вместо стульев были лавочки. Праздники проводились в классах. Каждый год 1 и 9 мая, 7 ноября ученики школы ходили на демонстрацию. В день пионерии жгли костер. В лесу заранее было приготовлено место. В лес шли с песнями. У всех на шее были повязаны красные галстуки. Когда приходили на место мероприятия, все пионеры строились и начинали свое выступление. В костре пекли картошку, кипятили чай. За речкой, где находится памятник стратонавтам, было футбольное поле. Каждое лето на этом месте проходили футбольные встречи между футболистами близлежащих деревень.
Около школы находился школьный сад с яблонями, смородиной и огород, где ученики сажали капусту, лук и морковь. Рядом со школой были футбольное и волейбольное поле. Каждое лето ученики приходили на практику, поливали или пололи свои грядки. Так же как и мы, они каждую осень и весну убирались около школы. Но, к сожалению, школа перестала существовать в начале семидесятых годов.
Проезжая по нашему селу, вы можете увидеть церковь. Эту церковь начали строить в 1900 году, должны были закончить в 1914. Она была красиво расписана, в ней тоже были иконы и колокола. Каждый праздник жители села приходили в церковь. Храм был закрыт в 1935 году. А еще в моем селе находится святой источник. Предание гласит, что жила семья Сапуновых. Однажды братья Сапуновы пошли за водой в этот родник. Старший сын спокойно набрал воды, а младший брат – Илларион, когда набирал воды во второе ведро, увидел как на поверхность родника выплыла икона Тихвинской Божией матери. Старший хотел выловить ее, но она как будто не давалась ему в руки. А младший с легкостью ее выловил. Братья принесли образ домой. В честь этой иконы источник назвали Тихвинской Божией матери. Родник был многоводным, возле него была часовня и каждый год 9 июля проходили богослужения. Несколько лет назад сельчане и ныне покойная настоятельница Инсарского Свято-Ольгинского женского монастыря матушка Анастасия облагородили святое место, установили крест и икону на источнике, поставили купальню.
Ежегодно в селе Усыскино у святого источника проходит праздничная служба во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Крестный ход проходит от ныне не действующего храма до святого источника. В богослужении принимают участие священнослужители и жители сел со всей округи, присутствуют монахини и послушницы Свято-Ольгинского женского монастыря.
Гордимся воинами-земляками
Давно отгремели залпы Победы в Великой Отечественной войне, но как напоминание о тех кровавых событиях стоят по всей земле памятники. У нас в селе тоже в 2016 году появилось такое место – памятник погибшим воинам-односельчанам, который расположен при въезде в село. Это такое место, где люди минутой молчания воздают дань памяти погибшим героям. 120 человек ушло из нашего села на фронт, лишь немногие смогли вернуться.
Участниками Великой Отечественной войны были и мои прадедушки – Окунев Иван Иванович, Кулясов Николай Николаевич. К счастью, они вернулись домой. Однако никого из них я не видела. Но мой дедушка и моя мама рассказали о них. Кулясов Николай Николаевич – мой прадед на фронте был шофером. Дважды был ранен. После войны жил и работал в селе.
Иван Иванович Окунев войну прошел рядовым солдатом. Воевал на передовой. Смерть здесь была привычным делом, мало кому удавалось остаться живым и неискалеченным. Рассказывать про свои фронтовые дела не любил, хотя несколько раз был на грани жизни и смерти. В послевоенные годы работал в родном колхозе.
Хочу еще рассказать о маме моего дедушки Окуневой Прасковье Ивановне, которая во время войны трудилась на сооружении Сурского рубежа. Вот как она рассказывала об этом: "Лютые морозы были в первую военную зиму, доходили до минус 40 градусов. Отправили нас, девушек и молодых женщин, копать окопы вдоль Суры. Лицо и руки леденели от холода. Одежонка плохонькая, на ногах лапти… Но работали, преодолевали трудности.
В январе 1942 года вернулись в родную деревню… Но и здесь не стало легче. Остались только старики, женщины и дети. И все работы – и колхозные, и домашние – легли на их плечи. Тем не менее поля не пустовали, женщины пахали землю сохой, засевали вручную, жали хлеба серпом, а долгими зимами обмолачивали. Работали без выходных, недоедали, недосыпали… Девиз был один: "Все для фронта, все для победы".
Людям старой закалки, пережившим войну на фронте и в тылу, никогда не забыть цену победы. Они выдержали. И всегда работали – много и самоотверженно.
Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв".
В каждом селе, городе есть такое место, о котором мы, оказавшись вдали, вспоминаем с волнением и теплотой. Родина начинается с твоего дома, семьи, с твоего родного села, с того места, где ты родился.
Пройдет немного времени, мы повзрослеем, по-разному сложится наша жизнь, но так приятно знать, что на карте есть милый родной уголок, в котором ты родился и вырос. Я с гордостью могу сказать: "Я родилась здесь! Это моя Родина!"