На праздниках и различных мероприятиях читают стихи и поют песни на русском, мордовском и, конечно, на татарском языках. Востребованы книги на родном языке. В библиотеке села представлен отдел татарской литературы, где собраны книги для детей и взрослых известных авторов: Мияссара Хафизова, Мадине Маликовой, Рашита Ахмеджанова и классика татарской и русской литературы Габдуллы Тукая. Уроженцем села Яндовище является писатель А.И. Шадрин – автор 25 крупных произведений. Здесь родились хозяйственные руководители А.И. Асанов, А.Ф. Колесникова.
Об истории села Яндовище рассказывает Р.А. Пугусова – зам. главы Нововерхисского сельского поселения.
Село наше старинное. Оно основано в середине ХVII века служилыми темниковскими татарами на Атемарско-Инсарской засечной черте юго-восточной границы Российского государства. Название "Яндовище" – ландшафтного характера: оно образовано от русского устаревшего слова яндова – "котловина, впадина". Местность вокруг села сильно пересечена, крутые холмы чередуются с глубокими котловинами. В Пензенской области котловину среди холмогорий называют ендовиной (яндовиной), что передает смысл названий яндова, Яндовище.
В "Списке населенных мест Пензенской губернии" (1869 год) говорится, что Яндовище –
село казенное из 101 двора (596 человек) Инсарского уезда. Здесь имелась мечеть. В 1913 году в селе было 88 дворов (638 человек), две мечети, школа, два хлебозапасных магазина, две водяные мельницы, кузница, две лавки.
Колхоз "Янгы Тормыш" ("Новая жизнь") в селе Яндовище был образован в 1930 году. В него вступили почти все жители села Яндовище и деревни Бордадатово (сначала деревня, затем стала одной из улиц села Яндовище, была населена русскими).
За достижения в выращивании конопли в 30-е годы ХХ века яндовищенские колхозники не раз участвовали в ВДНХ СССР, получали различные награды.
В 1959 году произошло укрупнение колхоза. В него вошли колхоз имени Федосеенко (с. Усыскино), "Россия" (с. Яндовище), "Искра" (с. Новлей), а также село Липлейка, деревня Александровка, поселки Венера, Жедрино.
В 1982 году из колхоза имени Федосеенко выделился колхоз "Новлейский". В 1998 году яндовищенский колхоз стал сельскохозяйственным производственным кооперативом – СХПК имени Федосеенко. В 2001 году произошло объединение сельхозкооперативов "Новлейский" и имени Федосеенко с административно-хозяйственным центром в селе Новлей. В 2004 году СХПК имени Федосеенко реорганизован в ООО "Новлейское". В настоящее время производственных структур в селе Яндовище не имеется. Земли вокруг села обрабатываются ООО "Верхисское".
В.Н. Сыроватский является не только библиотекарем села Яндовище, он также проводит большую исследовательскую и краеведческую работу, изучает историю населенного пункта, его традиции, быт татар, их одежду, фольклор. Вот какие сведения о селе Яндовище и его жителях собрал этот энтузиаст.
Наша местная кухня
Мое знакомство с татарской кухней началось с салмы – лапши по-татарски. До этого отношение к блюду у меня было довольно спокойное – ну, очередной суп. Приготовленная и поданная по всем правилам салма даже выглядит празднично: сваренная в крепком и прозрачном бульоне, тонко раскатанная и мелко нарезанная лапша подавалась отдельно, а молодая картошка, перемешанная с нарезанным разварным мясом, отдельно. И над этим великолепием вкуснейший пар, в котором перемешиваются ароматы и мяса и лука и черного перца! А рядом на плоской тарелке вак-бэлиш (пирожки) с картошкой и луком, с ливером, с яйцом, которые ждут своего часа. И ты знаешь, что так много всего съесть не сможешь, но съешь, потому что это очень вкусно.
Надо сказать, что живя в нашей большой и многонациональной стране, одни и те же кушанья считаются по традиции своими у многих народов. Например, пельмени. Я пробовал и сибирские, и казахские, и астраханские. Они и похожи и не похожи одновременно. Татарские пельмени – пилмэн тоже имеют свою изюминку: они мельче и сибирских и казахских, по форме напоминают итальянские равиолли. Варятся и подаются в наваристом бульоне. Или фаршированные блюда – у всех на слуху утка с яблоками или гусь, фаршированный гречневой кашей. Татарская кухня представляет свой вариант – тутырган тавык – фаршированную омлетной смесью курицу.
Но есть блюда, которые даже в национальной татарской кухне готовятся не везде и привязаны к определенной местности. Испокон веков готовят в Яндовище, Латышовке, в соседних пензенских татарских селах очень колоритное кушанье – эч – субпродукты, смешанные с мучным соусом, которые заворачиваются в марлю и томятся. Нo в отличие от тутырмы – колбаски с субпродуктами – эч не так известен. Пекут в Яндовище и коймак – овальные дрожжевые блины из пшеничной муки, которые здесь щедро поливаются топленым маслом (май) и подаются с каймаком (густые сливки), вареньем и медом.
Кыш-теле, кыстыбы, эч-пычмак, самса, губадия, чак-чак – и многое-многое другое. Татарская выпечка – это не кушанье, это песня. Такого разнообразия выпечки, пожалуй, нет ни в одной другой кухне. В нашем селе пекут, наверное, в каждом доме. У хорошей хозяйки и в будний день есть с чем чайку попить, а уж на праздник... Но признанными корифеями в этом деле заслуженно являются Курамшина Мяксура Ахметовна, Пугусова Фируза Фяридовна, Баторшина Татьяна Серафимовна. Приготовленные руками этих мастериц перямячи, сладкий бэлиш производили неизменный фурор и в районе, и в республике.
Чай – душа семьи, так говорят у нас. О вненациональной любви в нашем селе к чаю по-доброму подшучивают в соседних деревнях. Повседневно пьют черный чай, часто с молоком или заваривая его душистыми травами. По особым случаям заваривают татарский чай – с молоком, маслом и солью. Необычный вкус этого чая неизменно привлечет внимание гурманов, а его полезные свойства и вовсе сделают любого почитателем этого напитка.
Наш татарский костюм
Сохранились в селе и народные традиции в отношении национального костюма. Конечно, время вносит какие-то коррективы. До 30-ых годов прошлого века повсеместной обувью считались лапти (чабота). Национальный головной женский убор – колфак – в настоящее время атрибут скорее сценический. Вот как описывают одежду своих бабушек и дедушек Жадунова Равза Исметьевна, Асеинова Наиля Салеховна и Курамшина Мяксура Ахметовна.
И женщины и мужчины носили кульмяк – рубаху. Только у женщин кульмяк напоминал длинное закрытое платье, нередко украшенное оборками, тесьмой и воланами. Поверх платья женщины одевали казакин – распашной жакет с короткими рукавами. А вот более известный в настоящее время санапят – безрукавка с узорами в нашем селе появился гораздо позже. У мужчин – кульмяк представлял собой удлиненный вариант свободной туники, с высоким вышитым воротником на завязках. Подпоясывались кушаком (поясом).
Неотъемлемой частью гардероба являлись штаны (ыштан): у мужчин – брюки свободного кроя на поясе из сукна, шерсти и другого плотного материала, у женщины – своеобразные шаровары из хлопчатобумажной ткани, доходящие до щиколоток.
Головной убор – колфак – закрывал голову и волосы девушек, носился с повязкой – ука-чачак, его украшали монетами, монетками украшали и косы. У замужних татарок к колфаку прилагался чепец и платок, которые прикрывали еще и шею, плечи и спину. Мужчины же носили тюбетейку.
Обувью служили читек – черные сапожки из хрома, кожи или сафьяна. Женская обувь была короче мужской, а праздничные женские екаюлы читек (узорные сапожки) были цветными. В зажиточных семьях поверх читек надевались галоши. Зимой носили валенки – киез читек.
В настоящее время в Яндовище национальную одежду –адаптированный вариант – одевают на национальные праздники или ритуальные мероприятия, для посещения мечети. Мужчины на них появляются в национальной рубашке и тюбетейках, женщины – в закрытом платье, нередко с жилетом и в платке.
Наши праздники
Интересно, что в нашем селе Сабантуй – татарский праздник урожая – почему-то никогда не отмечался. Традиционно празднуют Ураза-байрам – отмечается в честь окончания трехмесячного поста в Рамазан-аи, весь же пост разделен по месяцам на Раджап (праздник Аллаха), Шагман (праздник Пророка) и собственно Рамазан (праздник для людей), рассчитывается по исламскому календарю. За три дня до Ураза-байрам отмечается Кадер-кич (вечер отпущения грехов). До праздника раздается фыттыр – пожертвования малоимущим. Ураза-байрам начинается с молитвы в мечети ид-намаз. Накануне готовят национальные кушанья. В день праздника одевают праздничную одежду и накрывают столы, за которыми угощают родственников, друзей и знакомых.
Курбан-байрам – праздник жертвоприношения отмечается через 70 дней после Ураза-байрама. В день праздника мусульмане посещают мечеть, после праздничной молитвы идут на кладбище. В течение четырех дней в семьях, в которых есть достаток, приносят жертву, чаще всего овцу, и делят ее мясо на три части: одну – для родных и близких, другую – накормить бедных и обездоленных, а оставшуюся часть можно оставить семье. Курбан-байрам празднуется четыре дня, в течение которых стол всегда накрыт и хозяева угощают гостей, одаривают сладостями детей.
Отмечают в нашем селе и Мавлет – день рождения Пророка Мухаммеда. В мечети или дома проводится праздничная молитва, которая в стихах воспевает Пророка Мухаммеда.
Среди обрядов, которые пришли к нам из прошлого, в Яндовище проводится Никах – бракосочетание. Во время него мулла читает брачную проповедь, после которого при свидетелях заключается брачный договор.
Праздники в Яндовище любят и готовятся к ним с удовольствием. В это время семья собирается вместе – приезжают повзрослевшие дети и внуки, родственники, которые живут в других селах и городах. Это время встречи и общения родных и близких, друзей и знакомых.
Вот такое оно, село Яндовище. Здесь живут настоящие патриоты малой родины. Они уважают друг друга, почтительно относятся к старшим. Здесь всегда рады гостям. Любят народную культуру. По просьбе яндовищенцев в село недавно приезжала самобытная исполнительница татарских песен Нурджихан (Н. Симаева (Умряева) – солистка вокальной студии Н. Дусметовой. Нурджихан – лауреат международного конкурса "Русская и Европейская музыка", телевизионного конкурса "Лейся, песня", фестиваля "Московская мозаика" в номинации "Авторская песня".
Надо отметить, что певица родилась в Мордовии, в селе Татарский Умыс, в семье комбайнера. Уже в раннем детстве она играла на гармошке, сочиняла веселые частушки. Позднее написала уже серьезные произведения. Например, песня "Энием" стала настоящим гимном матери, она всегда волнует сердца слушателей.
В яндовищенский сельский клуб на встречу с татарской певицей пришли многие жители села. Буквально затаив дыхание они слушали песни "Мэхэббэт жимешларе", "Кайту", "Энием", "Су буенда учак яна" и другие.
Глубокий и сильный, в то же время нежный и лиричный голос Нурджихан заставил зрителей глубоко вникнуть в мир народной музыки. Яндовищенцы дружными аплодисментами встречали каждую новую песню Нурджихан. А потом певица и слушатели общались. Говорили о жизни, о повседневных заботах, о проблемах. Нурджихан очень понравился сельский клуб, обилие здесь цветов, уют зрительного зала. Только одно огорчило певицу: протекает крыша сельского очага культуры. А еще певице так понравились жители татарского села, что она обещала возвратиться в Яндовище еще.
Сегодня была встреча с жителями и уроженцами села Яндовище, знакомство с историей и сегодняшней жизнью населенного пункта. Сельчане все-таки надеются, что в деревню придут добрые перемены.