А то и вовсе полного отсутствия воды в кранах. Вот и в августе текущего года несколько дней в результате отключения системы водоснабжения большинство жителей Инсара устраивали ночные дежурства, чтобы наполнить водой имеющиеся емкости. В течение дня все эти запасы уходили на разные нужды, а затем все повторялось. Конечно, такое положение дел вряд ли кому может понравиться. Поэтому люди обращаются в разные инстанции дабы узнать, кто тут виноват, что делать в сложившейся ситуации и когда наконец проблема решится. Сегодня ответы на эти вопросы нашим читателям дает директор МУП "Энергосервис" Н.Х. Долотказин.
– Начну с того, что в Инсаре около 39 километров водопроводных магистральных сетей. При этом часть из них, а это около 6 км, выполнена еще в 60-е годы прошлого столетия из асбестоцементных труб диаметром всего 100 мм. И вполне естественно, что эти коммуникации устарели, их физический износ на сегодня составляет от 80 до 90 процентов. И именно в центральной части города, где достаточно часто возникают прорывы, идет водоснабжение по этим трубам. А также по чугунным, состояние которых ненамного лучше, так как они уложены в 80-е годы ХХ века. Самый же свежий участок – от пересечения улиц Гагарина – Советская и до Московской – Пугачева проложен из стальных водопроводных труб четверть века назад. При этом нормативный срок службы таких труб составляет 30 лет, поэтому в ближайшем будущем с ними также могут возникнуть проблемы. А в целом износ магистральных водопроводных сетей в Инсаре по большинству направлений около 80%, что, конечно же, несет определенные сложности в работе нашей организации. Здесь также отмечу, что МУП "Энергосервис" – эксплуатирующая организация, которая не должна заниматься строительством.
Негативное воздействие на состояние водоснабжения в райцентре оказывает и то, что частные домовладения физических лиц в основном подключены к водопроводу без соблюдения необходимых технических условий. То есть, проведены кустарным способом без установки смотровых колодцев, или же последние есть, но они нестандартные, не позволяющие надлежащим образом обслуживать водопроводные сети. Необходимо отметить, что основное количество утечек водопровода происходит именно на таких частных врезках. Чаще всего здесь отсутствуют отключающие краны, сгнивают сами врезки, лопаются шланги и т.д. Эти колодцы собственниками никогда не обслуживаются до очередного прорыва. В таких случаях нами производятся плановые отключения воды – это вынужденная необходимость для проведения ремонтных работ. Например, последние прорывы на улице Московской служат наглядным примером этого. Причиной стала как раз частная врезка. Колодец неустановленного образца оказался засыпан землей, врезка прогнила. Все это создало для наших специалистов дополнительные трудности при ликвидации прорыва и осуществления необходимых работ. Прошу население отнестись к таким ситуациям с пониманием. Еще раз отмечу, что многие претензии населения к коммунальным службам необоснованы. Мы делаем все, что должны и что зависит от нас.
Стоит отметить также, что ежегодно в летний период, а особенно в засушливые годы, жители райцентра жалуются на низкое давление в водопроводной сети или же полное отсутствие воды в ней. Это является следствием того, что, как я уже говорил, водопровод в Инсаре прокладывался в основном в 60-80-е годы. А делалось это на тот момент с учетом водопользования частных домовладений из водоразборных колонок. Соответственно, для пользования магистральным водопроводом учитывалось именно такое водоснабжение. А сегодня картина изменилась. В городе из 2531 частного домовладения лишь 260 домов (около 15%) не имеют водопровода в доме. А если учесть, что в большом количестве частных домов имеются все современные удобства – санузлы, душевые кабины, стиральные машины-автоматы, то нагрузка на водопроводную сеть значительна. А посему подать требуемое количество воды в жилища практически невозможно. Кроме того, большое влияние на проблемы с водообеспечением оказывает неконтролируемый полив гражданами своих приусадебных участков – садов и огородов. Несмотря на ограничения, вводимые администрацией городского поселения Инсар, полив ведется едва ли не круглосуточно – то есть тогда, когда граждане считают для себя удобным. И почему-то такую ситуацию, в то время как другие сидят без воды, они считают нормальной. Тут можно привести простой пример. На водопроводных скважинах МУП "Энергосервис" стоят приборы учета. Согласно их показаниям в летний период разбор воды в совхозном микрорайоне, известном проблемным водоснабжением, в четыре (!) раза превышает месячный разбор воды в январе. Аналогичная ситуация и в других частях Инсара. Естественно, что технические возможности устаревших коммуникаций такого уровня потребления обеспечить в полной мере не могут, трубы не выдерживают. Отсюда и прорывы.
В администрации района есть планы по разрешению данной серьезной проблемы. Запланировано участие в федеральной целевой программе "Чистая вода". Готовится проектно-сметная документация для замены пяти километров самого старого участка асбестоцементных труб с учетом реального потребления воды. Как и многие инсарцы, очень надеюсь, что это лишь первый шаг в очень важном направлении, который поможет решить важную проблему.