3 июля профессиональный праздник отметили сотрудники автоинспекции. К этому событию в Камбарке открыли необычный памятник. На постамент у здания ГИБДД установили легендарный патрульный мотоцикл - верный помощник не одного поколения автоинспекторов. Раритет давно пылился в гараже, и вот к 84-ой годовщине госавтоинспекции было решено найти ему применение. Кстати, история службы этого мотоцикла вполне боевая: машина прошла не одну тысячу километров, и наверняка участвовала в погонях и преследованиях.
В довоенное время на службе у сотрудников ГАИ были ПМЗ-А-750. После Великой Отечественной использовались мотоциклы М-72, похожие на немецкий мотоцикл БМВ Р-71. На службу в то время принималась разная техника, был среди них и ИЖ-49. Особый интерес представлял всем известные мотоциклы марки "Харлей-Дэвидсон", который находился на вооружении ГАИ до конца 50-х годов прошлого века. Они попали в нашу страну из США по ленд-лизу. Русские умельцы прикрепили к ним коляску от мотоцикла М-72, так как в зимнее время передвигаться на одиночных мотоциклах невозможно.
Кстати, поначалу мотоцикл можно было встретить практически любого цвета – единообразие было введено лишь в 1953 г. Именно тогда и появилась первая цветовая схема, включавшая в себя основной синий цвет с красными полосами. Модели мотоциклов на службе ГАИ в это время менялись, но в основном это были "Уралы". Впоследствии мотоциклы начали дорабатывать - специально для службы в милиции на них устанавливали дополнительное оборудование: рации, сирены. Также мотоциклы ГАИ отличала высокая мощность двигателя. Как и полагается милицейской технике, они могли развивать более высокую скорость, нежели их гражданские товарищи - до 125-150 км/ч.
В конце 60-х окраска милицейских мотоциклов вновь поменялась и стала более заметной. Они получили специальную окраску с использованием лимонного и синего цветов, световые сигналы синего цвета и звуковые сигналы с изменением частоты звучания, а в 90-х основным цветом стал белый в сочетании с синими элементами.
Чтобы восстановить порядком поизносившуюся бывалую машину, нужно было учесть все нюансы. Оказалось это не так просто, каких-то элементов недоставало, краска была затёрта, а на лобовом стекле виднелись трещины. Сотрудникам камбарской автоинспекции пришлось приложить немало усилий, некоторые детали искали даже за пределами нашего города. Несколько месяцев ушло на то, чтобы восстановить агрегат и привести его в должное состояние. Но результат стоил того, сейчас мотоцикл в классическом жёлтом цвете красуется на постаменте, привлекая внимания прохожих, а особенно молодёжи. "Очень важно хранить такие символы службы прошлых лет, так как они несут в себе дух и традиции отцов и дедов, стоявших у истоков создания Госавтоинспекции. Например, Винер Мирзанурович Нургалиев – бывший начальник ГАИ в разговоре всегда вспоминает, как раньше они ездили только на мотоциклах", - рассказал начальник ГИБДД по Камбарскому району Евгений Александрович Баров. Образ автоинспектора советских лет на мотоцикле, как нельзя лучше показан в фильме "Берегись автомобиля". Именно такая ассоциация возникает, когда проходишь мимо этого памятника.
В настоящее время эра мотоциклов уже прошла, мототранспортные средства использует лишь подразделение ДПС для оперативного прибытия на место дорожно-транспортного происшествия в условиях заторов в час пик в крупных городах, и для осуществления патрулирования в теплое время года, а также для выявления нарушений ПДД среди водителей-мотоциклистов. Поэтому этот постамент - дань памяти тем, кто долгие годы нёс свою службу, невзирая на непогоду честно трудился и выполнял свой долг на благо нашего Отечества.