- Так случилось, что мое назначение совпало с трагической ситуацией в нашей школе – один из учеников совершил суицид, - рассказывает педагог. - Тогда эта трагедия потрясла всех. В ходе выяснения причин произошедшего стало понятно, что проблем, с которыми они не могут справиться, у ребят очень много. Работая просто учителем, многого просто не видишь, а копнув несколько глубже понимаешь, что психологическое благополучие школьников должно быть объектом пристального внимания, проблему всегда легче устранить на раннем этапе.
Правда, для этого её нужно сначала обнаружить, а здесь возникают сложности. Часто верно истолковать поведение ребенка родителям мешает нехватка знаний. Помочь им в этом и призваны школьные психологи, но до них, к сожалению, по разным причинам доходят немногие.
- Одна из проблем сегодняшних школьников из-за засилья интернета - узкий круг общения, у них очень мало друзей, с кем можно было бы поделиться своими переживаниями, неудачами, достижениями, идеями, мыслями… Не хватает внимания детям и со стороны родных и близких, - продолжает моя собеседница. – Почему-то многие современные родители считают, что от них требуется только финансовая обеспеченность. А что у ребёнка на душе, мало кого волнует. В такие моменты хочется встряхнуть взрослого дядю или тётю и спросить: "Что же ты делаешь? Разве не видишь, что ребёнку плохо без тебя, ему трудно приспосабливаться к современным условиям жизни, адаптироваться в социуме, помоги, ему необходима поддержка!"
Но родители практически не обращаются к школьному психологу, потому что не хотят выносить сор из избы. Но и в этом случае Мария Валерьевна пытается "достучаться", всячески наладить контакт. А вот дети, они, бывает, приходят.
- Если стесняются подойти, то пишут сообщения в социальных сетях, просят совета. Кто-то просит помочь справиться со своей злостью, нередко приходится, и это очень страшно, слышать и о суицидальных мыслях. Я стараюсь выступать в роли профессионального друга, с которым можно поделиться и получить совет. Я не без гордости могу сказать, что сегодня контакт с ребятами нашей школы у меня налажен неплохой. Есть уже примеры, когда моя помощь была оказана вовремя, и школьник смог справится с проблемой. Поэтому я считаю, что психологическая служба в школе должна быть неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
По словам Марии Валерьевны, в помощь специалисту есть разные методики. Но никто не даст стопроцентную гарантию: это просто эпатаж или реальная угроза. Сигналом могут быть и рваные джинсы, и волосы зеленого цвета. Так подросток хочет выделиться. Бывает обратное стремление - слиться с фоном: темная одежда, капюшон, надвинутый даже в теплую погоду... Иногда для того, чтобы помочь ребенку, его достаточно просто выслушать. И здесь не всегда нужен диплом специалиста. Нужно просто интересоваться детьми и понимать, что им требуется больше внимания. Школа сегодня должна заниматься не только предоставлением образовательных услуг, но и воспитывать.