- Что такое конкуренция?
Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Основатели Конституции нашей страны записали в основной закон тему конкуренции и указали, что монополизация запрещается. Таким образом, основы были заложены на самом высшем уровне статьями 8 и 34 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция). В России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
- Антимонопольное управление - это контрольно-надзорное ведомство. Какие сферы законодательства ваше управление контролирует?
Прежде всего, деятельность УФАС по РА направлена на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.
Одним из главных полномочий управления является контроль за соблюдением требований Федерального закона "О защите конкуренции" №135-ФЗ.
Также антимонопольное управление осуществляет контроль за соблюдением требований Федеральных законов: № 38-ФЗ "О рекламе", №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также Закона об электроэнергетике и нормативно-правовых актов, принятых в данной сфере регулирования.
- С какими вопросами могут обратиться в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай наши читатели?
По вопросам пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, по вопросу ограничения конкуренции со стороны органов власти (в том числе при предоставлении имущества и оказании госуслуг), нарушении процедур любых обязательных торгов (земля, лес, госзакупки, приватизация и т.д.), в случае распространения недобросовестной и недостоверной рекламы, нарушений условий технологического присоединения к энергосетям (тепло, газ, вода, электричество).
На нашем сайте - altr.fas.gov.ru – в разделе "Обратная связь" расписан порядок обращения. Также, если есть вопросы или сомнения можно звонить по тел. 5-11-57.
Вопрос: В последнее время о конкуренции говорят много все средства массовой информации. Почему такое пристальное внимание к развитию конкуренции.
Антимонопольное законодательство охватывает целиком всю экономическую деятельность в государстве и существенным образом влияет на уровень ее эффективности.
Конкуренция - один из важнейших элементов эффективности экономики и выработки государственной политики в области поддержки предпринимательства.
Во- первых, много изменений происходит в самом антимонопольном законодательстве. Так, 5 января 2016 года вступил в силу "четвертый антимонопольный пакет" – это изменения в Закон "О защите конкуренции", которые предусматривают существенное сокращение административных ограничений для бизнеса и одновременное снижение участия государства в экономике. Расширена сфера применения институтов предупреждения и предостережения, что приводит к сокращению количества возбужденных дел по антимонопольному законодательству, при этом основная масса нарушений устраняется в ходе исполнения предупреждений.
Во – вторых, с подписанием Президентом Российской Федерации 21 декабря 2017 года Указа №618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", которым был утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы, впервые в нашей стране конкуренция стала одним из приоритетов государственной политики.
Первое лицо государства, принимая такой важный системообразующий документ как Национальный план развития конкуренции, говорит о том, что конкуренция нуждается в развитии.
Указ Президента Российской Федерации "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" № 618 от 21.12.2017 г. предусматривает:
- определение основных направлений государственной политики по развитию конкуренции;
- определение основных стратегических целей, принципов государственной политики по развитию конкуренции, а также ключевых показателей в наиболее актуальных отраслях экономики (видах деятельности);
- объединение деятельности и усилий в этом направлении всех ветвей и уровней власти, а также институтов гражданского общества.
Федеральные и региональные органы власти также несут ответственность за развитие конкуренции. Им запрещено создавать дискриминационные условия для бизнеса.
Всем федеральным органам исполнительной власти, главам субъектов РФ, органам местного самоуправления предложено активизировать работу по содействию развитию конкуренции. Верховному Суду, Генеральной Прокуратуре, общественным организациям Президентом даны рекомендации по оказанию содействия реализации Национального плана.
Указ Президента Российской Федерации призван обеспечить во всех отраслях экономики нашей страны, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу.
Согласно Указу, Правительству РФ до 1 июля этого года необходимо утвердить план по переходу отдельных сфер из естественно-монопольного в состояние конкурентного рынка. Также в 2018 году будут определены монополии, утверждение и контроль инвестиционных программ которых будет осуществлять Правительство РФ.
Кроме того, документ предусматривает снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти к 2020 г. не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом и увеличение закупок у малого и среднего предпринимательства государственными и муниципальными заказчиками в 2 раза (т.е. 30%) по сравнению с 2017 годом и госкомпаниями до 18% к 2020 году.
Для достижения указанных целей и задач Указом утверждается Национальный план развития конкуренции на 2018-2020 годы.
По мнению руководителя ФАС России Игоря Артемьева "Национальный план развития конкуренции, утвержденный Указом Президента Российской Федерации — уникальный по своей сути акт".
Документ установил приоритеты и цели развития конкуренции. Для реализации Национального плана развития конкуренции в 2018 году следует разработать более десятка законопроектов.
Среди них особенно выделяются изменения законодательства, которые ограничат создание унитарных предприятий на конкурентных рынках и о запрете приобретения государством и муниципалитетами акций и долей компаний, функционирующих в условиях конкуренции.
Сейчас распространены случаи, когда ГУПы и МУПы занимают товарный рынок, на котором мог бы развиваться бизнес. Разработанные ФАС России инициативы позволят заменить унитарные предприятия на представителей малого и среднего бизнеса. Их будут отбирать на конкурентных закупках, они будут подписывать контракты с высокой ответственностью, и это позволит предотвратить развитие госмонополизма в экономике.
Еще один блок законопроектов, который необходимо разработать для реализации Национального плана затрагивает сферу тарифного регулирования. Поправками планируется поэтапное прекращение тарифного регулирования в конкурентных сферах. Также среди планов — внесение в тарифное законодательство метода сопоставимых рынков в качестве приоритетного и долгосрочного (не менее 5 лет) периода регулирования, а также закрепление единого порядка досудебного рассмотрения тарифных споров.
В Национальном плане закрепляются права совета потребителей по осуществлению общественного контроля на федеральном уровне и уровней субъектов Российской Федерации за деятельностью субъектов естественных монополий, компаний с государственным участием и регулируемых организаций при принятии решений по тарифам.
- На какие сферы экономической деятельности распространяется Национальный план развития конкуренции?
Указ закрепляет цифровые параметры ожидаемых результатов в 13 отраслях экономики.
Здравоохранение, агропромышленный комплекс, финансовые рынки, дорожное строительство, рынок социальных услуг, информационные технологии, телекоммуникации, ЖКХ, нефть и нефтепродукты, промышленность, газоснабжение, транспортные услуги.
- Можно ли привести примеры, что на данный момент предпринимается федеральными отраслевыми ведомствами по данным отраслевым рынкам?
К примеру, в сфере здравоохранения ожидается снижение цен на лекарственные препараты для медицинского применения и медицинские изделия, улучшение их доступности для граждан; обеспечение недискриминационного распределения финансовых средств системы обязательного медицинского страхования за оплату медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках программы гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
В агропромышленном комплексе предусмотрено повышение уровня товарности основных видов сельскохозяйственной продукции, расширение географии поставок и номенклатуры сельскохозяйственных товаров, реализуемых на организованных торгах, снижение зависимости внутреннего рынка от иностранного селекционного и генетического материалов и связанных с ними агротехнологических решений и т.д.
- Как данный документ коснется интересов жителей нашей республики?
Реализация Национального плана должна привести к повышению удовлетворенности потребителей, повышению экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, стабильному росту и развитию экономики государства и в конечном итоге к снижению социальной напряженности в обществе и обеспечению национальной безопасности.
Органы исполнительной власти при осуществлении своих полномочий должны руководствоваться Национальным планом, в целях укрепления национальной экономики, дальнейшего активного развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.
Хочу выразить полную уверенность в том, что в Республике Алтай будет успешно продолжена работа по развитию конкуренции, в том числе через реализацию Стандарта развития конкуренции и Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы.
Подтверждением тому служат активные действия со стороны Правительства Республики Алтай и подведомственных органов и организаций.
Первым заместителем Правительства Республики Алтай Пальталлером Р.Р. 27 июня 2018 года по итогам заседания Коллегиального органа - Комиссии по содействию развитию конкуренции в Республике Алтай даны поручения ответственным министерствам и ведомствам в части определения сотрудников по вопросам развития конкуренции в рамках организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса), а также поручения по разработке новой "дорожной карты" по содействию развитию конкуренции в Республике Алтай, которая должна быть принята к 1 декабря 2018 года.
27 июля 2018 года Республику Алтай с рабочим визитом посетил заместитель руководителя ФАС России В.Г. Королев.
В рамках визита состоялось совместное совещание Правительства Республики Алтай и ФАС России по вопросам утверждения ключевых показателей развития конкуренции.
Данное совещание провел Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай А.В. Бердников с участием УФАС по РА, представителей профильных министерств и ведомств, общественных объединений, бизнес-сообщества республики.
В заключительной части мероприятия Виталий Королев и Александр Бердников подписали соглашение о взаимодействии.
Со своей стороны хочется сказать нашим читателям, что мы будем и дальше искать новые механизмы развития конкуренции, поддержки предпринимательства. Конечно, развивая уже существующие, повышая их эффективность. Мы открыты для Вас, вся информация о рассмотренных делах, результатах проверок, о деятельности управления всегда в открытом доступе на нашем официальном сайте.