Заседание Совета по алтайскому языку при Главе Республики Алтай состоялось в Национальной гимназии имени В.К. Плакаса. Речь шла о преподавании и изучении алтайского языка и литературы в детских садах и школах региона.
Врио Главы Республики Алтай Олег Хорохордин подчеркнул важность темы сохранения алтайского языка, отметив при этом, что вопросы изучения и развития алтайского языка рассматривались и ранее, однако "обратная связь" через СМИ, а также обсуждения в социальных сетях подтверждают, что необходимо более детальное вовлечение в тематику. "Есть проблемы – значит, будем вырабатывать меры для их решения", - сказал он.
В целом ситуация по изучению родного языка и литературы оценивается положительно – имеется нормативно-правовая, методическая и кадровая база.
В 89 из 163 детских садов, это 54,6%, организовано обучение алтайскому языку в форме занятий, кружков, факультативов, изучают его 3468 детей. На совещании отметили рост числа изучающих алтайский в детских садах на 10%.
В 2018 году подготовлена к включению в федеральный реестр "Примерная образовательная программа "Кӱнеш" (Солнышко)". Она предусматривает комплексный подход в развитии детей дошкольного возраста с учетом этнокультурного пространства, включая обучение родному алтайскому языку. Увеличилось количество открытых национальных (алтайских) групп с 88 в 2015 году до 129 в 2018-м. Активную работу провели в Турочакском, Усть-Канском, Кош-Агачском, Усть-Коксинском, Онгудайском районах.
Что касается школьного образования Республика Алтай входит в число 11 регионов, вошедших в федеральный перечень учебников и федеральный реестр примерных образовательных программ по родному языку и литературе. Учебные предметы с нового учебного года будут преподаваться в 128 школах – с сентября присоединятся школы Кызыл-Озека, Майминские школы №1 и №2.
Доля изучающих алтайский язык за прошлый учебный год составила 30% - это 11057 детей. В это число входят как изучающие по основной программе, так и начинающие и не владеющие языком. Преподают 176 учителей алтайского языка и литературы. На сегодня требуются педагоги в Туектинскую, Ыныргинскую, Амурскую, Абайскую, Аюлинскую и Еландинскую школы.
В планах Министерства образования и науки региона на следующий учебный год – организовать комплексный подход при преподавании алтайского языка, создать стажировочные площадки в муниципальных образованиях по развитию единого комплекса "детский сад - школа".
По словам врио главы Олега Хорохордина, сегодня Республика Алтай является лидером в России по количеству учебно-методического материала по родному языку и литературе. Вопрос в том, насколько корректно распределены учебники и пособия по образовательным учреждениям и доступны ли опубликованные издания. Было принято решение разработать дополнительную образовательную программу курсов повышения квалификации для педагогов дошкольных организаций, а также методические рекомендации по организации образования в национальных алтайских группах. Организуют также работу по подготовке серии сборников из опыта работы районных учителей алтайского языка и литературы.
На совещании опытом в образовательной деятельности в части преподавания и изучения алтайского языка поделились руководители управлений образования Горно-Алтайска и Усть-Канского района. Также рассматривались достижения и проблемы в области подготовки учителей алтайского языка и литературы. На заседании было решено дополнить вариативную часть учебного плана Горно-Алтайского педагогического колледжа по специальности "Дошкольное образование" дисциплинами, расширяющими компетенции будущих педагогов по обучению алтайскому языку и литературе.
Олег Хорохордин поддержал идею проведения экспериментальной смены в детских лагерях, где работа будет выстроена по принципу общения исключительно на алтайском языке. Хороший опыт имела лингвистическая школа для начальных классов, созданная в Горно-Алтайском государственном университете. В игровой форме в вузе проводили занятия по более углубленному изучению языка. Со следующего года будет работать летняя лингвистическая школа при университете. Также организовать летнюю смену для желающих изучать алтайский язык дополнительно можно на базе пришкольного лагеря "Чедирген" и в детском оздоровительно-образовательном центре "Манжерок".
Еще одним предложением, которое участники совещания восприняли позитивно, стало создание приложения для операционной системы iOS с набором символов букв алтайского алфавита. Создание приложения при этом не потребует значительного финансирования.