Корни и истоки
Клавдия Ергековна Укачина – известный ученый-фольклорист Горного Алтая, автор-составитель ряда книг по изучению и сохранению устного народного творчества народов, проживающих в Республике Алтай.
Но, прежде, чтобы пройти нелегкий путь ученого человека, написать и защитить диссертацию на соискание звания "кандидата филологических наук", стать "Заслуженным деятелем науки Республики Алтай", нужно знать, откуда этот человек появился, где его корни и истоки, кто были его матерью и отцом? Какие люди уберегли его от бед, помогли раскрыться, научили трудолюбию и терпению, какая земля и по сей день дает силы для творчества и вдохновения?
Мы попытаемся ответить на эти вопросы, можно сказать, что основная часть этой публикации и посвящена этим, малоизученным деталям биографии кандидата филологических наук Укачиной Клавдии Ергековны.
Как известно из официальных документов, она родилась в небольшом селении Боочи колхоза "Кызыл Таҥ" Онгудайского аймака. Это селение ныне не существует, его ликвидировали, как неперспективное село, объединив с близлежащим селом Нижняя Талда колхоза "Ленин Jол" в 1956 году. Но мама никогда не забывает это место, горы и долины, вековые лиственницы у шумящей горной речушки Короты всегда напоминают ей детство. И сейчас, когда вечером мы подъехали к тому месту, где когда-то стояло селение Боочи, у мамы невольно потекли слезы, когда, глядя на прозрачные воды реки детства, она погрузилась в воспоминания…
Родители
Прежде, она никогда так подробно не останавливалась на рассказах о своей родословной, а теперь стала рассказывать сначала о своей матери. Ее звали Содоева Öчöш из рода Иркит. Мама также знает, что матерью ее мамы была женщина по имени Тудар из рода Ара. Родом Öчöш была из Усть-Коксинской земли. Говорили, что она проживала в многодетной семье возле селений Сугаш и Сузар. В шестнадцатилетнем возрасте ее, как в настоящем приключенческом фильме с лихо закрученным сюжетом, с погоней, перекинув через круп лошади, а не посадив сзади, видимо, против ее воли, выкрали родственники юноши Текушева Ергека из рода Алмат и привезли в Каярлыкско-Еловскую долину. Может быть из-за того, что произошло это событие без одобрения родственников по линии матери, без традиционного алтайского сватовства, без белькенчека, т.е. без традиционного выезда с подарками к семье невесты, связь с родственниками из Сугаша и Сузара долгие годы не восстанавливалась…
Итак, Öчöш и Ергек стали мужем и женой. По рассказам знающих людей, они жили и трудились на Теньгинской земле, а в конце 20-начале 1930-х годов, когда создавались повсюду колхозы переехали жить в село Боочи колхоза "Кызыл Таҥ" Горно-Онгудайского аймака. Теперь нужно рассказать немного о родословной Текушева Ергека. По воспоминаниям нашего дяди Ямангулова Сергея Токтоновича из рода Алмат, общим предком считается человек по имени Тöкÿш. У которого было два сына – Jаманул и Ергек, которые стали носить разные фамилии. Ергек стал носить фамилию Текушев, а Jаманул – Ямангулов…
У Ергека и Öчöш Текушевых в 1926 году родился сын, которому дали имя Чага, по официальным документам его будут величать Михаил Алматович Текушев. В 1935 году родилась дочь Алтын – по паспорту Текушева Валентина Алматовна.
1937 год – год Великих репрессий. В это время забирают Текушева Ергека. За что его посадили, где он отбывал наказание, где похоронен – наши родственники не знают…
Оставшейся одной с двумя детьми Текушевой Öчöш было очень тяжело поднимать детей. Никто не стал осуждать ее, когда она сошлась и стала жить с Чапыевым Чемдыем из рода Кыпчак. Но и этому недолгому семейному счастью не суждено было продлиться. В 1938 году Чемдый заказал у кержаков, живших на другом берегу реки Короты, кожаные сапоги. Говорят, что расплатившись, стал отмечать "обнову" с теми же кержаками. Нашли его уже мертвым на следующий день, захлебнувшимся в луже. Говорят, при нем не было ни новых сапог, ни денег. Очень крепкая брага, настоянная на дурмане, и людская подлость сделали свое дело. По нашему запросу в отдел ЗАГС Республики Алтай в 2006 году мне выдали повторное свидетельство о смерти Чапыева Чемдыя, который скончался 17 сентября 1938 года в возрасте 20 лет. Таким образом, стал известен год его рождения – 1918.
Моя мама родилась 16 февраля 1939 года на стоянке в местечке Арчынду-Кобы на правом берегу реки Короты. Девочке дали русское имя Клавдия. Почему то Текушева Öчöш при составлении документа о рождении написала отчество Ергековна в честь репрессированного первого мужа. На самом деле, по своему родному отцу она была бы Чапыевой Клавдией Чемдыевной. Единственное, что ей осталось от погибшего отца – это род (сеок) Кыпчак. О родословной по отцовской линии мы расскажем попозже…
Мама моей мамы сильно болела, после сложных родов совсем слегла. По рассказам родственников, ее отвезли на подводе в Ойрот-Туру. По дороге, видимо, она потеряла много крови и скончалась в городской больнице.
По моему устному запросу в отдел ЗАГС Республики Алтай о судьбе Текушевой Öчöш и где она похоронена, ничего неизвестно.
Тетушка Кÿдей
Итак, наша мама осталась на земле круглой сиротой. Сейчас, вспоминая те годы, мама приходит к мысли, что и при рождении, и в голодном детстве ее жизнь в любое время могла прерваться. Такова была суровая правда того времени…
Но, к счастью, маму приютила родственница, видимо, по линии матери, Тузачинова Меҥчи из рода Иркит. У нее было доброе сердце и второе простонародное имя – тетушка Кÿдей. Ее Клавдия Ергековна и называла своей мамой.
Сохранилась небольшая фотография этой женщины, а еще мама письменно сообщает, как выглядела тетушка Кÿдей: "Маленького роста, тонкого телосложения, лицо, а также руки сплошь испещрены морщинами. Летом одевалась в шаровары из ситца, подпоясанные поясом-оберегом, края которого постоянно свисали. Носила на плечах простую рубашку из ситца, на ногах сапоги. Шапка, видимо, была обычной алтайской шапкой, сшитой из простых тканей. Зимой поверх одежды носила старую шубу из овчины, на ногах алтайская обувь из шкуры зверей…" Эта простая алтайская труженица навсегда останется в памяти моей мамы как символ добра, гостеприимства, терпения и любви к ближнему. А иначе невозможно было выжить в те суровые времена. У нее был единственный сын Бачибай Тузачинов, который был женат на Кожутовой Чÿмдеш из рода Майман. В 1925 году у них родилась дочь Айылчы, по официальным документам Бачибаева Мария из рода Ара. Таким образом, перед самой войной в селении Боочи колхоза "Кызыл Таҥ" в небольшой избушке с земляной крышей в семье Тузачиновой Меҥчи жили сын Бачибай с женой Чÿмдеш, дочерью Айылчы и трое детей Текушевой Öчöш – Чага, Алтын и Клавдия.
Когда грянула Великая Отечественная война, ушел на фронт и не вернулся Тузачинов Бачибай. Текушев Михаил Алматович к тому времени женился на девушке по имени Таный из рода Тодош и тоже уходит по призыву на фронт. Наш дядя Михаил Алматович нес военную службу на дальневосточных рубежах и был участником военных событий по освобождению родины от японских захватчиков. На какое-то время маму отдали жить в семью жены брата – Таный. По воспоминаниям К. Е. Укачиной, после доброй обстановки в доме тетушки Кÿдей, здесь царила иная атмосфера. Таный жила вместе со своей матерью, и эти две женщины почему-то очень сурово отнеслись к ней. Маленькую девочку постоянно нагружали работой по дому, плохо кормили, за мелкую провинность жестоко наказывали… Как-то мама увидела соседа тетушки Кÿдей – Сулачакова Шыкака, проезжавшего мимо на запряженной в сани лошади, она только помнит, что сильно закричала, чтобы он остановился и, босиком по снегу пробежав приличное расстояние, прыгнула в загруженные сеном сани. Какое расстояние отделяло дом тетушки Кÿдей и дом, откуда сбежала наша мама? Расстояние совсем небольшое по нынешним меркам, но это было расстояние от смерти к жизни…
Мама вновь стала жить в доме доброй тетушки Кÿдей. К этому времени внучка Кÿдей Бачибаева Айылчы стала жить с Чугиным Jеереном из рода Майман. В 1944 году у них родился сын Семен из рода Майман. Через какое-то время Jеерена арестовали и судили, а Айылчы тоже пришлось хлебнуть горя, ее постоянно допрашивали, ей пришлось жить вдалеке от родного дома. Поэтому маленькому внуку Семену тетушка Кÿдей дала свою фамилию, и он стал называться Тузачиновым Семеном Сергеевичем. Тетушка Кÿдей старалась всех детей, живших в ее доме, накормить, приучить к работе, старшие дети помогали младшим. Так наша мама на некоторое время была воспитательницей Тузачинова Семена. Мама вспоминает: "В голодные годы тетушка Кудей брала у кладовщика ведро ячменя или овса с тем, чтобы раздробить зерно на терке и отдать муку колхозу. А из остатков ячменя делала для нас талкан, из остатков овса варила очень вкусную похлебку – кöчö. Конечно, поила нас молоком единственной коровы, доставала и варила для нас картошку… Учила также ставить квашню и выпекать алтайский хлеб. Мясные блюда в те годы мы вообще не употребляли…"
В 1946 году мама пошла в начальную школу села Боочи. Вместе с ней учились и стали подругами на долгие годы Тыйданова Чемок, Аргымаева Бичкоп. Первой учительницей мамы была Сабаева Татьяна Михайловна. Мама помнит, что учителем по математике был бывший военный мужчина, который за каждую провинность строго наказывал учеников, часто бил указкой или линейкой…
Наступил 1950 год. Мама окончила начальную школу. Ей было 11 лет. Мудрая тетушка Кÿдей к тому времени сильно болела. У нее, особенно под утро, наступал сильный кашель.
Она как-то сказала маме: "Я уже стала стара, а ты уже выросла. В село Каракол приехал из армии твой старший брат Чага. Ты теперь иди жить в его семью. Там есть средняя школа, где можно продолжить обучение…" Далее она сказала те слова, которые мама запомнила на всю жизнь: "Ты круглая сирота, поэтому тебе никто не поможет, ты должна учиться. А выучишься – станешь человеком…" Мама помнит, как в один из дней этого переломного года она пешком перевалила перевал Боочи и стала искать в селе Каракол дом, где жил ее старший брат Текушев Михаил Алматович.
Все последующие годы она с теплотой в сердце будет помнить добрую тетушку Кÿдей, которая уйдет из жизни в следующий 1951 год. Еще мама помнит, что эта добрая женщина-мать каждый день ждала своего, не вернувшегося с войны сына Бачибая… Приглашала знающих людей погадать на овечьей лопатке, ночью, ворочаясь в постели от бессонницы, от одной только мысли – жив ли ее сын? Вечерами, после дневных забот могла часами глядеть вдаль, на убегающую за горизонт дорогу…
Лидия Ивановна Сарбачакова-Текушева
Еще об одной женщине, которая встретилась на ее жизненном пути, мама хочет рассказать с благодарностью в сердце. Брат мамы Текушев Михаил Алматович, вернувшись из Армии, не стал жить с Таный, а выбрал себе в жены Лидию Ивановну Сарбачакову из рода Мундус. Свадьба как раз прошла в июне-июле 1950 года в селе Боочы колхоза "Кызыл Таҥ". Молодые теперь жили в доме, предоставленном государством молодой учительнице Лидии Ивановне, рядом с построенным деревянным зданием Каракольской семилетней школы.
Лидия Ивановна приветливо встретила девочку-сироту. Накормила, отвела для мамы отдельную кровать в доме. Сшила платье, нательное нижнее белье. Самое главное, она никогда ничем не попрекала маму. Жили очень дружно в этом доме мама Лидии Ивановны - Сарбачакова Евдокия Васильевна из рода Ӱлÿп , родные сестры Лидии Ивановны – Агания Ивановна и Галина Ивановна. К тому времени в 1951 году уже родился старший сын Лидии Ивановны – Алик (Текушев Альберт Михайлович). В 1953 году родился второй сынишка – Васёк (Текушев Василий Михайлович).
В этом доме маму научила ставить квашню и выпекать русский хлеб Евдокия Васильевна, а вышивать крестиком и гладью – Галина Ивановна. Мама помогала по хозяйству, воспитывала маленьких племянников, доила корову, летом косила, убирала сено и, даже забравшись на стог, помогала вилами его завершать.
Мама сначала пошла в четвертый класс, но, видимо, знаний начальной школы колхоза "Кызыл Таҥ" было недостаточно, поэтому Лидия Ивановна посоветовала вновь пройти программу третьего класса. Таким образом, пришлось вновь пойти в третий класс, где ее учителем была Сабашкина Татьяна Сергеевна. Уже в старших классах учителем русского языка и литературы была Кутейникова Евдокия Илларионовна. Мама помнит, что очень трудно давался русский язык. Тогда дочка Евдокии Илларионовны – Галя, учившаяся с мамой в одном классе, помогала учить песни на русском языке. Учителем алтайского языка и литературы была Лидия Ивановна Сарбачакова-Текушева. Именно основы грамоты, данные этими учителями, помогли маме учиться дальше и в Областной национальной средней школе и Горно-Алтайском пединституте…
В 1955 году мама закончила последний класс семилетней Каракольской школы. Встал вопрос, куда идти учиться дальше?
В июне месяце вместе с братом Михаилом Алматовичем мама приехала в Горно-Алтайск поступать в Педагогическое училище. Возможно, они приехали поздно, может быть уже шли вступительные экзамены. Поэтому брат пошел договариваться о продолжении учебы в Областную национальную среднюю школу с директором В.К. Плакасом. Тот посоветовал выслать все документы, педсовет школы будет рассматривать всех соискателей и вышлет ответ в августе месяце.
Мама вместе со своей школьной подругой Галей Кутейниковой, тоже захотевшей учиться в ОНСШ, собрав все нужные документы, выслали их в Горно-Алтайск. Волновались, ждали. Перед самым началом учебных занятий пришел ответ, что взяли на учебу только Текушеву Клавдию Ергековну. Таким образом, мама стала ученицей 8 "г" класса Областной национальной средней школы.
ОНСШ
Встреча с великим педагогом Василием Константиновичем Плакасом произошла 1 сентября 1955 года во время первой школьной линейки. По рассказам мамы, этот "алтайский Макаренко и Сухомлинский" был очень преданным своему делу человеком. Просто жил школой. Все делал для того, чтобы ученики где-нибудь дополнительно учились, самостоятельно развивались, посещали кружки, спортивные секции, участвовали в школьной самодеятельности. Он преподавал у мамы математику. Русский язык и литературу сначала преподавали Алушкина Роза Санабаевна и Быковская Алевтина Васильевна, а затем до 10 класса эти предметы вел Кондаков Георгий Васильевич. Географию учила Щербинина Алла Васильевна, химию - Сукач Гавриил Илларионович, а физику - Лопарёв Петр Ильич. Алтайский язык и литературу преподавала Татьяна Меркурьевна Мундусова. Немецкий язык помогала изучать Завозина Елизавета Васильевна. Учителем биологии, а также классным руководителем в восьмом классе был Тадыкин Андрей Васильевич, а в девятом-десятом на этом посту его сменил Кондаков Георгий Васильевич. Мама всегда участвовала в художественной самодеятельности, пела в хоре под руководством Заводчиковой Риммы Ивановны, посещала лыжную секцию, расположенную на стадионе "Динамо", любила посещать школьную библиотеку.
Вместе с мамой также учились ее подруги по начальной школе – Тыйданова Чемок и Аргымаева Бичкоп. Среди тех, с кем учились в одном классе, можно выделить будущую певицу Тозыякову Эльзу, будущего поэта Суркашева Байрама. Стоит также добавить, что ученики ОНСШ ездили классами на всевозможные сельскохозяйственные работы: убирали пшеницу в с. Анос, хмель и черноплодную рябину в с. Дубровка.
На летних каникулах, чтобы заработать денег на учебу, мама устраивалась работать на Каракольский маслосырзавод. Работала простым чернорабочим и хорошо познала процесс сыроварения.
Невозможно оценить труд учителей Областной национальной средней школы, которые из неотесанных, плохо знающих русский язык, иногда забитых детей гор, могли выучить достойных абитуриентов, которые затем могли поступить в любые высшие учебные заведения страны. Маме предлагали по направлению поступить на факультет иностранных языков Ленинградского педагогического института. Родные ей сказали, что помогать в учебе они не смогут, поэтому она подала документы в Горно-Алтайский государственный институт на историко-филологический факультет. Здесь следует напомнить, что ученики ОНСШ были на полном государственном обеспечении: в самом начале им выдавали школьную форму, обеспечивали трехразовым питанием, у них было свое общежитие – интернат, где они отдыхали и жили, где им меняли постельное белье, раз в неделю водили мыться в баню… Вот как государство заботилось о детях-сиротах и обеспечивало их всем необходимым. Даже когда ребята окончили школу, В.К. Плакас разрешил нескольким абитуриентам, в том числе и маме, жить в интернате во время сдачи вступительных экзаменов.
ГАГПИ
Мама поступила в институт в 1958 году и училась профессии учителя русского языка и литературы, алтайского языка и литературы. Главными ее преподавателями в институте были – Суразакова Нина Николаевна, которая вела методику преподавания, Суразаков Сазон Саймович преподавал алтайскую литературу и фольклор. Русский язык вела Сатлаева Вера Давыдовна, а советскую литературу - Бочаров Михаил Дмитриевич. Экономику преподавал ректор института Киселев Николай Михайлович, а современную литературу – уже перешедший из ОНСШ Кондаков Георгий Васильевич.
Первый год в институте помимо самой учебы запомнился неустроенным бытом, после государственного обеспечения нелегко было содержать себя, на крохотную стипендию нужно было обеспечить себя и жильем, и пропитанием. Мама подружилась со студентками Аймановой Катей, Бельбековой Раисой, Яныкановой Наташей, Туденевой Раей и вместе с ними снимала комнату в частном доме по улице имени А.С. Пушкина № 52. Крохотная комната с двумя кроватями. Ютились по два человека на одной кровати, мама же в течении учебного года спала на огромном сундуке. Постоянно хотелось есть. Девушки экономили на еде, поэтому покупали только хлеб и маргарин. Делали бутерброды, запивая еду простым кипятком. "Может быть именно от такой не слишком калорийной пищи, - вспоминает мама, - к концу учебного года, мы сильно поправились…" На летних каникулах студентов вплоть до пятого курса забирали работать на сенокос в Усть-Коксинский район. Косили, убирали, ставили стога в деревнях Катанда, Огневка, Кайтанак…
"На втором курсе института, - рассказывает мама, - я стала искать для себя съемную квартиру. Пока ходила по городу, мне встретилась тетушка Кичек из рода Иркит (Чапыева Александра Андреевна). Она знала, что я являюсь родственницей их семьи, и пригласила меня в гости, а затем предложила жить у них в доме…" Так мама оказалась в доме № 40 (ныне № 57) по Октябрьской улице где проживала семья ее дяди по отцу – Чапыева Иженера Меҥдешевича из рода Кыпчак – по официальным документам Чапыева Евгения Модестовича.
Здесь нужно остановиться и более тщательно рассказать о родословной родного отца Клавдии Ергековны Текушевой. Рано погибший отец мамы Чапыев Чемдый был сыном Чапыева Балпака, младшего брата отца Евгения Модестовича – Чапыева Меҥдеша. У Балпака еще было несколько сыновей – Атаан, Чагаш, Jукус, Кеткей. Мама говорит, что сам Чапыев Балпак, видимо, очень любил ее отца Чемдыя, потому что в конце жизни переехал жить в село Боочи колхоза "Кызыл Таҥ", там же рядом со своим сыном он был похоронен.
Как известно, сестрою Евгения Модестовича была Чапыева Jаҥаш Меҥдешевна – родная мама Укачина Бориса Укачиновича. В 1959 году, когда мама стала жить в доме у своего дяди Евгения Модестовича, отслужил и вернулся из Армии сам Борис Укачинович Укачин. Здесь молодые встретились и полюбили друг друга. Переписывались, передавали друг другу записки, бросая их в пока неотапливаемую топку печи. Один раз Борис написал записку с таким содержанием: "Выйдешь ли ты за меня замуж?" Через какое-то время мама ответила согласием. Таким образом, 7 ноября 1959 года состоялась свадьба Бориса и Клавдии Укачиных в доме матери поэта Чапыевой Jаҥаш Меҥдешевны в селе Каярлык Онгудайского аймака. Добрались до места проведения свадьбы поздней ночью пешком, потому что трактор, который довозил их по дороге из Ело в Каярлык застрял в непролазных топях речушки Салаа. Когда зашли в дом Чапыевой Jаҥаш Меҥдешевны, та заплакала: "Толи едут, толи нет, совсем устала ждать вас…"
Наутро, хоть и был ноябрь месяц, стоял солнечный, очень теплый день. Тогда не сооружали, как ныне длинных столов и скамеек, проводилась свадьба скромно, но дружно. Пришли самые ближайшие друзья и родственники поздравить молодых. Пели песни, было светло и радостно на душе у всех.
Два случая остались в памяти у мамы об этом дне. Вдруг в разгар празднования пожаловали Ямангулов Сергей Токтонович с женой – тетушкой Токый. Мы уже писали выше, что он считался маме дядей по линии рода Текушевых. Они стали требовать у Jаҥаш Меҥдешевны не проставленную им при сватовстве порцию вино-водочных напитков. Это считалось, по алтайским обычаям, непростительной оплошностью со стороны родственников жениха. Может быть тогда, в маме проснулся ученый-фольклорист, который должен досконально изучить весь правильный ритуал проведения как сватовства, так и самой алтайской свадьбы и послесвадебных моментов… Мама помнит, как, встав на колени, Jаҥаш Меҥдешевна стала угощать чету Ямангуловых, пытаясь смягчить их справедливое требование…
Второй случай связан с характером Бориса Укачиновича Укачина, тогда молодого жениха, который был одет в белую парадную рубашку. Вдруг, встрепенувшись, он вскочил верхом на необъезженного коня и умчался в даль, только белая рубашка колыхалась вдалеке маленькой точкой… Через какое-то время запыхавшийся и счастливый, вернувшись на прирученном коне, Борис получил в адрес себя назидательную речь от Ямангулова Сергея Токтоновича: "Ты, что делаешь-то, парень? А вдруг конь сбросил бы тебя и покалечил, что бы было теперь от твоего праздника, а? Надо ведь иметь и голову на плечах!"
Но пока судьба была милостива к Борису и Клавдии Укачиным.
Улица Панфиловцев № 29
Молодая семья, чтобы жить отдельно, снимала дом по переулку Красноармейскому. В этом старом, плохо отапливаемом доме, в котором, мама говорит, что зимой было так холодно, что под утро даже застывала вода в ведре, они прожили конец 1959 и большую часть следующего года. Когда в сентябре 1960 года родился первенец Расул, Борис Укачинович очень постарался, чтобы семье выделили хоть какое-то жилье. Ходил к руководству города и области. Таким образом, лишь в ноябре 1960 года им выделили небольшую квартиру с печкой по улице Панфиловцев № 29, кв. 1. Борис Укачинович работал корреспондентом, сначала в газете "Алтайдыҥ Чолмоны", затем - в Радиокомитете, Клавдия Ергековна продолжала учебу в ГАГПИ. Маленького Расула за небольшую плату помогали воспитывать пожилые женщины, которые назывались нянями.
Наши родители подружились с семьей фронтовика – корреспондента газеты "Алтайдыҥ Чолмоны" Гавриила Долматовича Калкина. Его жена Зоя Петровна, дети – Наташа и Гена не только добрые соседи, но, теперь, и герои первых литературных сочинений Бориса Укачина.
Летом 1962 года Борис Укачинович решает поступать в Московский Государственный Литературный институт имени А.М. Горького, несмотря на то, что жена еще учится в институте, маленький ребенок Расул, которого приходится отдавать на круглые сутки в ясли - ничего не останавливает будущего классика алтайской литературы учиться литературному делу. Все заботы по обустройству семьи ложатся на мамины плечи. Достать, затем нарубить дрова для печки, принести воду из колодца, готовить, убирать, заботиться о маленьком ребенке… А еще нужно было защитить диплом в ГАГПИ. Почти каждое лето помогать родственникам заготавливать сено. Все смогла вытерпеть наша мама.
Таким образом, Укачина К.Е. благодаря своему трудолюбивому характеру заканчивает в 1963 году педагогический институт. В те времена, как и теперь, очень было трудно найти молодому специалисту работу по специальности. Мама долго искала работу и смогла устроиться лишь на должность сменного ночного воспитателя в интернате Областной национальной средней школы. Приходилось вместе с ребенком здесь ночевать, перед этим помогать подготовить ученикам домашние задания, рано утром будить, проводить их на занятия. Даже эта должность оставила в сердцах воспитанников ОНСШ самые теплые воспоминания о маме. В разное время, в разной ситуации о маме тепло вспоминали ее воспитанники, которые затем стали знаменитыми людьми, внесшими весомый вклад в развитие нашей малой родины. Это Ю.В. Антарадонов, Э.В. Бабрашев, Н. С. Шумаров и многие-многие другие.
Следует отметить, что этот деревянный двухэтажный дом в городе Горно-Алтайске по улице Панфиловцев № 29 следовало бы отнести к мемориальным домам. Ведь сюда, к поэту Борису Укачину, приходили в гости многие известные писатели Горного Алтая Лазарь Кокышев, Паслей Самык, Шатра Шатинов и многие другие литераторы, а летом 1966 года здесь остановился, жил, написал несколько стихотворений великий русский поэт Николай Рубцов, сокурсник Бориса Укачина по Литературному институту. Следует отметить, что в те годы было особое гостеприимство. Тогда могли приехать в гости почти всей деревней и родственники, и просто односельчане. Никому не отказывали в ночлеге. Мама рассказывает, что могли заночевать прямо на полу по несколько человек.
ГАНИИЯЛ
Это аббревиатура расшифровывается, как "Горно-Алтайский научно-исследовательский институт истории, языка и литературы". Сейчас, претерпев несколько наименований, он называется "Институт Алтаистики имени С.С. Суразакова". Это место работы нашей мамы с 1970 года. Чтобы войти в мир науки, мама прошла путь от простого лаборанта с копеечной зарплатой до старшего научного сотрудника. Мама благодарна Екатерине Григорьевне Мултуевой, тогда директору института, которая взяла ее на работу. Ведь после должности ночной няни, в течении двух лет пришлось сменить несколько специальностей – поработать учителем в Каракольской средней школе, корректором - в Горно-Алтайском отделении Алтайского книжного издательства. Но навыки, полученные на предыдущих работах – умение уживаться с людьми, находить общий язык с коллегами, навык работы на печатной машинке, очень пригодились маме в институте. Сколько с этим местом связано и доброго, и не очень. Мама вспоминает, как трудно было написать и защитить кандидатскую диссертацию, когда вместо поддержки, некоторые коллеги посылали анонимные письма в различные научные инстанции, чтобы защита не состоялась, всяческими нечестными действиями преграждая дорогу…
Мы сейчас осознаем, что одновременно воспитывая трех сыновей, поддерживая тепло очага дома, в котором главенствующее место было отдано творчеству поэта Бориса Укачина, мама написала и издала несколько книг по алтайскому фольклору…
Но, наверное, главная миссия, которая была предначертана в жизни мамы – это то, что она была спутницей, музой, первым слушателем и критиком творчества поэта Бориса Укачина, матерью его сыновей. Талантливый поэт и прозаик был человеком непростого характера. Завершая творческий труд, мог переусердствовать с употреблением спиртных напитков, в последние годы был смертельно болен… Нужен был постоянный уход за больным поэтом. Этот страшный период жизни, мама прошла достойно, сумев сохранить семейный очаг…
В одном из интервью мама говорит, что очень любит свою работу, потому что она приносит пользу своему алтайскому народу, собирая различный фольклорный материал в экспедициях, этим самым сохраняя знания самого народа: "Я очень счастливый человек, у меня есть мой народ, которому я служу, есть наша алтайская земля, на которой мы родились, которая поддерживает нас, есть наш родной алтайский язык, на котором я могу общаться со своим народом. Алтайский народ оставил нам в наследство множество легенд, героических сказаний, сказок, мифов, песен, благопожеланий. Его образ и уклад жизни мы видим в его одежде, в утвари, каждая деталь имеет свой сакральный смысл, свое мировоззрение – и это самое дорогое достояние, которое мы, ученые, пытаемся сберечь и донести эти ценности до следующих поколений…"
Это слова настоящего патриота алтайской земли и истинного ученого-фольклориста, прошедшего трудный путь и знающего цену этому, на первый взгляд, простому открытию…