На которой обсуждались вопросы изменения лесного законодательства в части установления возможности проведения рубок ухода за лесом и санитарно-оздоровительных мероприятий в орехово-промысловых зонах. 18 февраля в республиканском парламенте в ходе круглого стола "Проблемы лесной отрасли" депутат Михаил Терехов перечислил ряд системных проблем в лесной отрасли, в том числе запрет на проведение санитарно-оздоровительных рубок (рубок ухода) в орехово-промысловой зоне. Терехов предложил создать отдельный государственный орган управления, регулирующий вопросы лесного хозяйства (Комитет, Министерство), назначать на руководящие должности специалистов, имеющих профильное образование и опыт работы в лесной отрасли.
3 марта общественная экологическая организация "Сакральный Алтай" выступила с петицией о недопустимости снятия запрета на санитарные рубки и рубки ухода в кедрачах, в орехово-промысловой зоне Горного Алтая. По их мнению, неприемлемо под прикрытием санитарных рубок вести коммерческую заготовку древесины - представители законодательной и исполнительной власти Республики Алтай защищают интересы лишь небольшой группы материально заинтересованных людей, которые утверждают, что "снятие запрета на такие рубки в орехово-промысловых зонах позволит снять социальную напряженность и повысить благосостояние граждан".
Родион Борисович, как мы знаем, санитарные рубки и рубки ухода по правилам – затратное мероприятие. Экономически выгодными "санитарные" рубки могут быть лишь в случае массовой вырубки здоровых деревьев... Хотелось бы знать Ваше мнение об изменении федерального лесного законодательства в части проведения санитарных рубок в орехово-промысловых зонах?
— Очень серьезный вопрос... В Российской Империи за уничтожение кедра вводили смертную казнь, а в советское время в 1980-е годы В. И. Чаптынов запретил массовую вырубку кедра в Горном Алтае, а через некоторое время этот запрет распространился на весь Советский Союз.
Сегодня наш кедрач, как ценный вид леса, охраняется согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 115 Лесного Кодекса Российской Федерации как "леса, расположенные в орехово-промысловых зонах (леса, являющиеся сырьевой базой для заготовки кедровых орехов"). В пункте 4 этой же статьи указывается, что "в лесах, расположенных в орехово-промысловых зонах, запрещается заготовка древесины"...
Еще Госдумой был принят в первом чтении проект федерального закона N 140177-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и особо защитных участков лесов", запрещающий все виды рубок в орехово-промысловых зонах Российской Федерации.
Этнографы сотни лет спорят о самоназвании одного из древнейших народов мира "тюрк". На мой взгляд, эндоэтнонимом сегодняшней тюркской цивилизации является слово "jӱрӱк", означающий кедр. Один из субэтносов современного алтайского народа туба (тубалары) до сих пор называют кедр jӱрӱк. Могучее дерево с единым мощным корнем и многочисленными крепкими ветвями, укрывающими от непогоды, дающими живительные плоды и которое может расти на голых камнях, был образом почитания, поклонения и самоназвания...
Статистические данные, приведенные М.А. Тереховым, действительно указывают на то, что произошло уменьшение использования расчетной лесосеки с 18 процентов до 11 процентов и падение объемов заготовки древесины для собственных нужд гражданами с 60 процентов до 35 процентов от общего количества заготовки. Данная ситуация скорее говорит о труднодоступности делян для населения. Об этом на многочисленных встречах избиратели регулярно говорят. А к лесосекам, для промышленной разработки новых делян, сегодня нужны лесные дороги, которые никто не строит. Наши предприниматели до сих пор пользуются старыми дорогами еще советских леспромхозов – там, где это возможно. Возле этих дорог лес пока еще не вырос после тех рубок. Строительство новых лесных дорог к новым делянам, где есть зрелый лес, предприниматели не смогут, так как у них нет мощной специальной техники и т.д. и т.п., причин много... Без участия государства, без государственной поддержки эту проблему не решить. Нужны республиканские целевые программы. Какие у нас производственные мощности? Сколько нужно производить пиломатериала? Рынки сбыта? Как загрузить нашу лесоперерабатывающую отрасль древесиной, но это не должен быть кедр, а другие виды леса. Предложения о создании отдельного комитета по вопросам лесного хозяйства для решения накопившихся проблем и выработки концепции развития отрасли прозвучали. Мне они кажутся разумными, но их принятие - прерогатива главы региона...
На федеральном уровне в первую очередь надо добавить не внесения изменений в Лесной кодекс в части разрешения рубок в орехово-промысловой зоне, а работать над увеличением финансирования всей лесной отрасли. Добиться пересмотра поправочного коэффициента для нашего субъекта в сторону его увеличения с 0,9 до 1,5. С республиканскими программами входить в федеральные программы по модернизации лесной отрасли и привлекать дополнительные федеральные средства. Сегодня в повестке на федеральном уровне остро стоит вопрос об увеличении численности лесников. Без надлежащего контроля лесную службу очень сложно обеспечить: санитарные рубки, рубки ухода, проводить своевременный отвод делян для нужд предпринимателей и населения. Контроль и охрана леса невозможны без достаточного количества лесников в штате лесной службы. Для решения этих задач на федеральном уровне необходимо объединить все наши усилия. Для увеличения поступления доходов нужно выходить на глубокую переработку древесины. Это обеспечит нам высокую добавленную стоимость продукции в лесном хозяйстве, что, несомненно, повлечет увеличению численности работников в этой отрасли. Решит вопрос занятости населения. Такие же задачи стоят и перед АПК. Именно поэтому нельзя не согласиться, что нашей республике нужна долгосрочная концепция развития лесного хозяйства и лесоперерабатывающей промышленности, так же, как и концепция развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности АПК. Такие поручения Главы Республики Алтай сегодня есть. Осталось нам его реализовать. Общественность должна принимать самое активное участие в обсуждение и реализации концепции. Площадки самые разные: общественные экологические организации, ОНФ, Общественная Палата Республики Алтай. Президент на это указывает, что без общественного контроля не должны реализовываться никакие проекты. Когда власть открыта в широком обсуждении, тогда и решения государства будут в интересах граждан.
Депутат Государственной Думы Родион Букачаков относится к числу экологоориентированных народных избранников. Как член аграрного комитета, он выступает за сертификацию органических продуктов, изготовленных без использования синтетических минеральных удобрений, пестицидов, регуляторов роста, искусственных пищевых добавок, генетически модифицированных продуктов и зеленой продукции, сочетающей полезный эффект функционального назначения с обеспечением не только безопасных, но и благоприятных условий для здоровья человека и окружающей среды.