Установленный приказом Министра внутренних дел РФ от 3 июля 2009 года № 502 "Об объявлении Дня Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Государственная автомобильная инспекция МВД СССР была образована в 1936 году, когда постановлением Совета народных кoмиccapoв от 3 июля 1936 года было утверждено "Положение o Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД CCCP". Это особая дата для тех, кто служит в Госавтоинспекции. Это люди, которые в любую погоду обеспечивают безопасность участников дорожного движения, оказывают помощь, задерживают нарушителей и преступников.
В преддверии праздника мы взяли интервью у начальника ОГИБДД МВД РФ по Усть-Канскому району капитана полиции Руслана Челчушева.
- Здравствуйте, Руслан Валерьевич, расскажите, пожалуйста, о том, как вы пришли в профессию?
Желание служить в полиции у меня появилось ещё в детстве, поэтому выбор профессии – не случайный. После срочной и службы по контракту, вернувшись домой, я устроился в органы внутренних дел, где работаю вот уже 10 лет, начиная с 2010 года. С ноября 2019 года был назначен на должность начальника ОГИБДД.
- Расскажите о деятельности вверенного вам подразделения
Штат нашего отделения ГИБДД составляет 10 сотрудников. Государственная инспекция безопасности дорожного движения выполняет задачи по обеспечению соблюдения всеми участниками дорожного движения правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Наша основная задача – проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
- Какова ситуация на дорогах района за истекший период текущего года?
На сегодняшний день, к сожалению, у нас отмечается рост дорожно-транспортных происшествий. За шесть месяцев текущего года совершено 18 ДТП с материальным ущербом (за аналогичный период прошлого года – 13). Основными нарушениями являются: несоблюдение водителями установленного скоростного режима, правил расположения транспортного средства на проезжей части. Пострадали в ДТП в прошлом году 4 человека, а в 2020 году – 11. За шесть месяцев этого года на дорогах района погибло 2 человека, а в 2019 году – 0.
- Насколько остро стоит сегодня проблема нетрезвых водителей в районе?
За 6 месяцев текущего года к административному наказанию за управление в нетрезвом состоянии привлечены 62 человека (аналогичный период прошлого года - 41). Выявлено 14 преступлений, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ.
Напомню, что с 1 июля 2015 года в законодательство РФ были внесены поправки об ужесточении ответственности в отношении водителей, которые садятся за руль в состоянии опьянения. Так, за первое "попадание" в нетрезвом виде грозит штраф в 30 тысяч рублей и лишение прав на 1,5−2 года. Но если водитель засветился в пьяном виде повторно во время срока лишения прав или год спустя, ему грозит наказание по статье 264.1 КоАП. Причем правило действует не только в случае поимки в пьяном виде, но также за отказ от медосвидетельствования. Статья 264.1 предполагает пять "форматов" наказаний, которые идут плюсом к лишению прав на три года. Начинается все со штрафа в 200−300 тысяч рублей, который может быть заменен на штраф в размере зарплаты осужденного за период 1−2 года. Кроме того, есть обязательные работы на срок до 480 часов или принудительные на срок до двух лет. Не вдаваясь в подробности, уточню, что обязательные работы обычно выполняются в форме "подработки" продолжительностью до 4 часов в день после основной работы, тогда как в случае принудительных работ осужденные живут в специальных центрах и работают полный день. Вершиной наказания является заключение на срок до 2 лет.
Следует напомнить, что в случае ДТП с летальным исходом по вине нетрезвого водителя, также с 1 июля 2015 года предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от 2 до 7 лет. При этом в том случае, если погибли два человека и более, то срок составит от 4 до 9 лет.
- Сейчас лето и на дорогах появляется все больше и больше мотоциклов. Много ли хлопот с юными водителями?
Мотоциклисты в какой-то период времени были для нас сущим наказанием, и я искренне не понимаю родителей, поддающихся на уговоры своего ребенка и покупающих ему мотоцикл. Управлять таким транспортным средством можно с 18 лет, но сплошь и рядом за рулем – подростки. Неужели непонятно, что 14-17-летний подросток, имея самое смутное представление о правилах дорожного движения, становится участником дорожного движения и одновременно потенциальным пациентом травматологии, если не хуже. Примеров тому в республике сотни. Они садятся за руль, совершенно не зная ПДД, и попадают под колеса транспортных средств других участников дорожного движения. Подросток за рулем мотоцикла не понимает, что его "баловство" может стоить жизни не только ему, но и другим участникам дорожного движения.
Мы со своей стороны стараемся убеждать, разъяснять, привлекать к административной ответственности юных нарушителей ПДД и их родителей в рамках, предоставленных нам законодательством. Но главную роль здесь играют родители, которые должны хорошо подумать, прежде чем покупать подростку мотоцикл, а купив, задуматься о последствиях, к которым может привести передача права управления транспортным средством подростку.
- Какие мероприятия и акции проводит ваша служба?
Большое значение придается профилактике, причем, начиная со школы. Мы проводим со школьниками различные викторины, конкурсы и беседы, направленные на изучение ПДД, все это для формирования законопослушного поведения в будущем,
Также отделение ГИБДД еженедельно проводит профилактические мероприятия с целью предупреждения и пресечения нарушений правил дорожного движения: "Нетрезвый водитель", "Мотоциклист", "Водитель – пешеход", которые способствуют стабилизации аварийности на территории нашего района. Ежемесячно проводятся акции по недопущению правонарушений среди подростков с привлечением представителей общественного совета и сотрудников ПДН.
- Что самое беспокойное в вашей работе?
Это ночные дежурства, экстренные вызовы в любое время суток. А самое беспокойное, наверное, в работе инспекторов – пьяные водители. Хотя иной раз и трезвые участники дорожного движения ведут себя неадекватно, но одно остается неизменным – инспекторы дорожно-патрульной службы в летний зной и зимнюю стужу – всегда стоят на страже безопасности дорожного движения.
- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать сотрудник ГИБДД?
Сотрудник ГИБДД как представитель правоохранительной системы должен обладать основными профессионально важными качествами, такими как патриотизм, высокая общественная активность, глубокое уважение к закону, чести и достоинству гражданина, иметь высокое нравственное сознание, твердость моральных убеждений, чувство долга. Именно эти качества являются той основой, тем базисом, на котором может сформироваться личность настоящего профессионала.
- В честь профессионального праздника, что бы вы сказали о своих коллегах? Ваши пожелания
В первую очередь, я хочу поблагодарить всех коллег за службу. Коллектив ГИБДД у нас дружный, сплоченный, а главное – работоспособный, обладают такими качествами, как порядочность и принципиальность. Сотрудники Отделения ГИБДД готовы к любой ситуации на дороге, они знают и постоянно совершенствуют знания по нормативно-правовым актам и законам, регламентирующим их деятельность, и умеют применять их на практике. Я поздравляю своих коллег с наступающим праздником Днем ГАИ и желаю здоровья, успешной службы, мира в семье и всего самого наилучшего!
– Руслан Валерьевич, спасибо за интервью. Мы также поздравляем Вас и Ваш коллектив с профессиональным праздником, желаем отличных результатов в нелегкой службе, понимания близких, благополучия и здоровья!