Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Усть-Канского района (аймака) республики Алтай

649450, Республика Алтай, Усть-Канский р-н, с. Усть-Кан, ул. Первомайская, д. 2
телефон: +7 (38847) 2-21-82
e-mail: golosv@list.ru

История службы моего дедушки

Еще маленьким был, помню, что последнее воскресенье июля у нас дома царит всегда праздничное настроение. Так как это время отпусков и каникул, я всегда в этот период нахожусь в с. Верх-Ануй.

У своих дедушки и бабушки, Олега Васильевича и Анисьи Дмитриевны Антродоновых. В этот день накрывается праздничный стол, мы всей семьей смотрим боевое построение кораблей, а мой дедушка Олег Васильевич в черно-белой тельняшке принимает поздравления, это его праздник День Военно-Морского Флота.

С детства знаю, что на корабль ходит, что в тельняшке две полоски – белая и черная, умею завязывать морской узел и др. У моего дедушки имеется нагрудный знак "За дальний поход", в военном билете записи "Участник дальнего заграничного похода", "Специалист 1 класса", "Отличник ВМФ". Однажды я его расспросил про его боевой поход и услышал интересную историю, описывающую и историю нашей страны, и морские пути нашего флота. Сегодня хотел бы поделиться и с читателями.

Мой дедушка Олег Васильевич в 1973 был призван армию, учёбку проходил в радиотехнической школе на радиометриста штурманского в течение 6 месяцев на острове Курский. После учебки их начали готовить к заграничному походу. Из Владивостока на туристическом теплоходе "Михаил Урицкий" по Индийскому океану добирались до места назначения. Они сменяли моряков на оперативной эскадре, путь составил где-то 20 дней, как вспоминает дедушка: "Нас кормили в ресторане, каждый день показывали кино, 20 дней прошли почти что, как на гражданке. Кстати, потом узнали, что на этом же теплоходе "Михаил Урицкий" бабушка ваша ездила на остров Шикотан во время студенчества".

Путь дедушки прошел рядом с Сингапуром, через Малайский пролив в Индийский океан, потом Сомали. В г. Бербера на военно-морской плавучей базе нашей страны ночевали 2-3 дня, так как корабль был на дежурстве в океане. После на сухогрузе доставили на военный корабль, увезли на точку для замены, попали в шторм, еле-еле высадились на военный корабль. Прибыло на замену на этот боевой корабль 10-11 человек, а на туристическом теплоходе прибыло 250 человек, в общем, на эскадру. Вот так в Индийском океане на военном корабле началась служба моего дедушки, находились они там 8 месяцев.

Вот молодые матросы 10-11 человек заменили парней, которые уходили в дембель, но с ними они не встретились, т.к. они уже уехали на другом корабле. Служил мой дед на сторожевом корабле, работал на радиолокационной станции "Дон" радиометристом штурманским (выполнение навигационных задач, обнаружение, наведение и целеуказание). Около месяца осваивали корабль, а потом началась вахта. Стояли на точке у берега йеменского острова Сокотра в Аденском заливе на дежурстве, на вахте стоял корабль. Как поделился дедушка: "в течение трех месяцев просыпаешься, а кругом вода, вечером спать ложишься вода, корабль все время двигается".

Потом для отдыха заходили в Йемене город Аден (до 1970 г. столица), портовый город. Ходили на увольнение туда, давали денег, покупали некоторые вещи. Что удивило дедушку и его сослуживцев, магазинов государственных не было, везде частные лавки, твердой цены нет, нужно торговаться как на базаре. Отдых длился около месяца, за это время ремонтировали корабль, потом снова дежурство. У острова Сокотра в Аденском заливе стояли два месяца: вода, океан, вахта, дежурство и все. В этот раз ходили Эмаэ на Сомали, перешли экватор, потом переходили сухопутный экватор. У памятника сухопутного экватора сфотографировались на память, в семейном альбоме хранится фотография. По традиции, когда перешли экватор в первый раз им вручили диплом, владыка морей Нептун вручает диплом удостоверяющий, что пересек на такой-то широте экватор, провели "День Нептуна". Как рассказал дедушка, экватор три раза проходил по океану, но в основном был на службе, на вахте, дежурстве. Экипаж был интернациональный 130 человек, около 30 офицеров и 100 моряков. Корабль сторожевой был, ходил на охране, в общем, служба нормально проходила.

Поделился дедушка как его в матросы посвящали – надо выпить плафон морской воды, объемом более литра, их посвящали в Красном море в матросы, говорили там самая соленая вода.

Конечно, расспрашивал я о вооружении - на сторожевом корабле находились 2 пушки, артиллерийская установка, 2 торпедных аппарата, 2 ракетно-бомбовые установки, там глубинные бомбы, полностью вооруженный корабль. Во время учений стреляли, дедушка сам стрелял торпедой, РБУ, ракетно-бомбовое устройство противолодочное, потом стрелял артиллерийской установкой, но это все на учениях.

В 1974-1975 гг. в Йемене в г. Аден проходил съезд коммунистической партии, наши корабли охраняли подступы. Там практически все были рядом, стоял французский корабль, американские авианосцы постоянно были, наши их караулили, они наших. Друг за другом следили, дедушкин корабль постоянно за авианосцем дежурил. Был авианосец "Хити Хок", видел дедушка "Медуэй", рядом с ними проходил.

В первый поход, продлившийся 8 месяцев, корабль дедушки ходил в Индию, официальным визитом на пять дней в г. Бомбей, тогда он назывался Бомбей – сейчас Мумбаи. Крупный портовый город, где-то 15 миллион население. Ходили на увольнение, смотрели достопримечательности, фотографировались. В Бомбее были в пещерах на экскурсии, видели рикш, как настоящее такси, стоят с носилками, посадят двух человек и бегут вперед. Дедушка с друзьями не садились, но фотографировались рядом. Удивило в Бомбее то, что коровы свободно ходили, их считают священными. Очень большой контраст чувствовался в Бомбее - тут же богатые дворцы, и тут же рядом нищие. Конечно, как объяснял дедушка, все не посмотрели, на увольнение давали 2 часа, ходили один старший, офицер и 5 матросов. Просто так не будешь ходить, очень жарко, средняя температура 35-40 градусов.

Но в основном отдыхали и ремонтировались после дежурства в Йемене, в Беребере в Сомали. Во время отдыха надолго не отлучались на берег, также несли вахту, дежурство. Когда стояли после дежурства в Сомали, отдыхали в Бербере. Рядом с нашими кораблями стояли из Суэцкого канала тральщики, парни, которые занимались разминированием. После войны в океане на Суэцком канале они разминировали мины.

Еще удивило то, что Беребера в Сомали был маленьким городом, был порт, который построили строители из Советского Союза, там два крана, но постоянно заходили корабли с гуманитарной помощью. На палубе играли в волейбол, но мяч был привязанный, чтобы не улетел в океан. В океане купались, пляжи хорошие, но потом снова умываться надо, вода соленая.

Как вспоминает дедушка: "Команда у нас была дружная, коллектив хороший. Была боевая служба, дедовщины не было. Но скучали по дому, тосковали по Родине. Когда стояли в Бомбее был концерт на одном из наших эсминцев, мы служащие из двух кораблей ходили, приходили специалисты наши, которые работали в Бомбее, при исполнении песни "Мой адрес Советский Союз" многие прослезились. Много было наших специалистов в Бомбее, в Сомали, Могодище. Когда я служил, никаких пиратов не было, тогда нормальное государство, были очень большие проблемы с водой, вода – дефицит, выдавалась по норме. Земля у них сплошь песок, круглый год нет воды. Много было банановых плантаций, мы ездили на экспедицию в одну из них, говорили, что хозяин плантации француз. Ходили на гору в Сомали, на горе собирают ручьи, родники в одну трубу и направляют в город. Были в Могадишо, столице Сомали. В город наш корабль не заходил, мы добирались на катере. Советский Союз помогал Йемену, Сомали, Эфиопии, которая, между прочим, была в то время социалистическим государством".

Вернулся дедушка с первого похода, и встали на ремонт в г. Большой Камень, в 30 км к востоку от Владивостока на противоположном берегу Уссурийского залива Японского моря, сейчас там построен большой судостроительный завод "Звезда". Там проходил службу, на втором году состоялся еще один поход, дедушка был уже специалист 1 класса и его направили для участия в походе. И во второй раз он пошел в поход уже сразу на военном корабле до места смены.

Во втором походе был шесть месяцев, путь пролегал по тем же местам: остров Сокотра, Аденский залив, Сомали, Бербера и дежурство в Аденском заливе на таком же сторожевом корабле. В первом походе командиром корабля был капитан лейтенант Дубадел, во втором – командиром был капитан-лейтенант Фисков, молодые командиры по 28-30 лет, дедушке было 20-21 лет.

Интересным было то, что во время похода в Индийском океане произошла у дедушки встреча с одноклассником из параллельного класса. Однажды вечером во время отдыха рядом с ними встал еще один сторожевой корабль, и оттуда спросили, есть ли на корабле из Горного Алтая кто-нибудь. Дедушку сослуживцы позвали, что там зовет земляк. Когда он вышел, на соседней палубе увидел высокого русского парня, у них форма там у всех тропическая – шорты, безрукавка и пилотка. Когда разговорились, оказалось, учились в одной областной национальной школе, это был Кутлаков Витя из параллельного класса из Горно-Алтайска. Вот так встретились в Индийском океане два земляка-одноклассника. Рядом на сторожевом корабле служил парень из Онгудая, он был коком, потом остался сверхсрочно. Дедушку командир тоже приглашал остаться, но, как он сам объясняет, больше трех лет дома не был, Алтай не видел уже долго-долго, отказался. Дедушка нес службу ответственно, со своими обязанностями справлялся профессионально, физически был вынослив, поэтому командир хотел его оставить. Конечно, на такие качества повлияло и то, что он вырос в многодетной семье, в деревне и с детства со старшим братом помогали родителям.

После второго похода они вернулись во Владивосток, встали на ремонт, потом в конце июня дедушка демобилизовался. Служба его продлилась 3 года и 3 месяца, из них более двух лет он был в походе.

Мой дедушка, Олег Васильевич, по долгу службы побывал в разных странах, увидел много интересного. Поздравляю дедушку с наступающим праздником – Днем Военно-Морского Флота, пожелаю крепкого здоровья. И быть может, кто-нибудь из его внуков пойдет по его стопам…

Автор: Юрий Тадышев


По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 629

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика