Было положено начало проведению политики раскулачивания – массового преследования крестьян по признаку имущественного положения.
Проводились групповые выселения "кулаков" и их семей в спецпоселения, конфискация собственности, расстрелы. Это затронуло не только состоятельных людей, но и середняков и даже бедняков. Всё, что тогда происходило в стране, коснулось и нашего района. Как и всю страну, не обошли репрессии стороной крестьян и членов их семьи нашего села Белый Ануй.
Жительница села Белый Ануй Казанцева Нина Егоровна передала в библиотеку воспоминания своей родственницы Тырышкиной Людмилы Алексеевны, учителя русского языка и литературы, работавшей в Бело-Ануйской школе в конце 1940-1952 гг., о тех суровых событиях, повлиявших на судьбы членов её семьи и односельчан.
Предлагаю вашему вниманию воспоминания Людмилы Алексеевны, в которых она поведала об истории своей семьи:
"В 1930-1931 учебном году я училась в 1-ом классе. Хорошо запомнила дом, в котором я начинала учиться. Он стоял слева от ворот церковной ограды вдоль дороги, высокий, длинный с полукруглыми окнами. Неподалёку находился красивый Храм. И вот (не помню время года, но было тепло) выбежали из класса, видим, на крыше Храма мужчина в военной форме с топором в руке, а от купола скинута длинная верёвка, которая проходила между берёз и тянулась на дорогу, конец каната был в руках 4-5 мужчин. Купол наклонился, видимо, уже был подрублен, затем упал на землю в сторону берёз, но ветки их не задел и лежал сплюснутый, поломанный. Маковка же рассыпалась...
Нас быстро посадили на урок, учительница Евдокия Ивановна, видимо, не хотела, чтобы мы видели такое страшное святотатство. На уроке все дети сидели тихо, а учительница долго нам читала книгу. Когда вышли из школы, а на Храме ни колокольни, ни куполов, ни крестов, как будто его кто-то придавил к земле. Пусто, некрасиво, чего-то не хватает.
Впоследствии оказалось, что бабушка Ксения, узнав об уничтожении православного храма, сохранила Крест – распятие и Евангелие, которые передала мне для хранения перед своей кончиной.
Это были страшные годы. Местные власти рьяно воплощали в жизнь указания руководства. Тюрьмы переполнялись, храмы разрушались, священники расстреливались. Налагались большие налоги на тех, у кого можно что-то взять, но денег-то у людей не было. Тогда приезжали активисты, открывали амбары, выгребали зерно вплоть до отрубей, потом увозили и делили между собой. Многих работящих мужиков объявляли кулаками –врагами народа, приписывали 58-ю статью, и человек исчезал.
По этой статье были арестованы братья Константин Вавилович, Фома Вавилович Куликовы и его сын Кузьма Фомич Куликов, за которыми приехали ночью. Мама моя была 14-ым ребенком Фомы Вавиловича. Так, в ту ночь были арестованы её отец, брат и дядя. У Кузьмы Фомича был красивый большой дом, перед арестом ему с семьёй приказали переехать во вросшую в землю избушку бедняка Вдовина, а того с семьёй – в дом Куликова. После конфискации имущества Кузьмы Фомича один из правителей села ходил в его красивой лисьей шапке с кистями.
Однажды приезжает к нам родственник Михаил Вавилович Казанцев, который являлся братом мужа прабабушки Матроны, Фомы Вавиловича Куликова.
Долгие годы мы не знали, что с ними, узнали только, когда реабилитировали, как невинно пострадавших. Константин Вавилович был расстрелян. Его семью и брата Кузьму с другими довезли на телегах до Бийска и сплавили по Оби на открытых баржах до Колпашева.
По какой-то случайности Кузьма Фомич Куликов остался живым, просидев пять лет в спецпоселении, вернулся на родину.
Вскоре такая участь постигла семью Замятиных. Семью "врага народа" лишили всего: забрали сундуки с платьями, платками, верхнюю одежду. Всё забранное поделили и решили, как опасных элементов, выслать из села. Так они были отправлены в Нарымский край.
Егора Лаврентьевича Казанцева уже посадили на 10 лет. Был у них ещё родственник Василий Фёдорович, но он рано ушёл из жизни, поэтому гонениям его семья не подверглась.
Не обошла беда стороной и семью моего прадеда со стороны отца Моисея Нестеровича Тырышкина, который жил с семьёй в Холусте (впоследствии всех жителей этого посёлка выгнали, якобы за связь с бандитами). Его старшего сына, живущего в амбаре, и семья которого состояла из 9 человек, объявили кулаком за то, что хозяин имел 2 бочки с кожей для пошива обуви. В документах указали, что имеет кожевенный завод.
Второй сын, Ефим Моисеевич. тоже оказался "врагом-кулаком", на момент ареста его сын Алексей (мой отец), только что вернулся из армии, где служил пограничником. Его приказали отделить от родителей, а отца и мать сослать. Помню за деревней, в сторону Чёрного Ануя направлялись обозы. На телегах – женщины, дети, старики (мужчин нет, они в тюрьмах). Вот на телеге прабабушка Матрона Казанцева с годовалой Зоей, рядом сидят Петя, Валя 3-х,4-х лет, в руках их матери вожжи, сзади – маленький ящичек. Все раздетые, никакой тёплой одежды. А как же в холодную ночь? Или дождь? Оказывается, брать что-либо с собой не разрешили. Мы стоим на пригорке, вдали, близко не подпускали – кругом вооружённая охрана. Моя мама плачет.
Когда сосланные приехали в Солонешное и остановились, к телеге дяди Ефима подошёл мужчина, тепло поздоровался, спросил, куда они едут, а это оказывается командир бывшего партизанского отряда (дед Ефим в гражданскую партизанил). Командир деда выхлопотал, чтобы семью Ефима Моисеевича вернули домой. Так, дедушка с женой, снохой и внуками вернулся на родину. Однако поселились отдельно от семьи сына Алексея, так как побоялись, что начнут преследовать его семью. Наша семья в те страшные 30-е годы жила в Шиверте. Однажды, как только закололи корову, приехали за налогом, погрузили всё мясо. Отец попросил немного оставить для детей, так отрубили с килограмм и бросили, как бросают собакам, а всё мясо увезли с собой.
Как- то приезжает к нам родственник Михаил Вавилович Куликов, который являлся братом мужа прабабушки Матроны (в девичестве Казанцева), Фомы Вавиловича Куликова. Оказывается, он встретился с ней в Бийске, была она еле живая от недоедания: старалась детей подкормить, а себе поменьше брала. Дядя Михаил посоветовал ей поехать к дочерям в Белый Ануй. Через некоторое время прабабушка Матрона надумала тронуться в путь. Бредёт старушка по дороге, слышит сзади стук колёс. Остановились люди, спрашивают, откуда она, куда идёт, и взяли на подводу. Оказалось, что один из них сосед её внучки от дочери Ксении, Замятин Михаил Сергеевич, житель села Белый Ануй, добрейший человек. Разве это не чудо? Дошла ли бы наша прабабушка Матрона без помощи Бога? Ведь от Бийска до Белого Ануя 250 км.
Власть и на Казанцевых смотрит как на "врагов народа". Кирилл Лаврентьевич Казанцев решает уехать из Белого Ануя. Дом отдал за лошадь, на одну телегу сложил необходимые вещи, на вторую посадил семью и уехал в Зыряновку, а оттуда переехал в Чибит. Так, прабабушка Матрона переехала к нам. На колхозном собрании Пыресев К. объявил, что Тырышкин Алексей Ефимиевич (мой отец) скрывает у себя "врага народа", кулачку-тёщу (а ей уж около 90 лет). Что делать? Отец, боясь за семью, повёз прабабушку Матрону в Зыряновку, где жил Герасим Казанцев, которого впоследствии с женой и 6-ю детьми сослали его в Казахстан. После их ареста старенькую прабабушку снова привезли к нам. Отец наш к тому времени вступил в колхоз. Семья наша увеличилась: в 1934 году родился Миша, в 1937 году – Гена, в 1940 г. – Нина. Но никто не был лишним, бабушка Ксения у печки готовит для семьи, кормит всех нас, прабабушка Матрона у качелей, присматривает за нами, детьми, родители на колхозной работе. В доме только кухня – столовая и горница, две кровати, спали кто на полатях, кто-то на полу, ведь в семье 10 человек, но обиженных нет. Не помню, чтобы кто-то на кого-то осердился. Жили дружно, поддерживая друг друга". У каждой семьи своя судьба, своя история, и надо помнить о своих корнях.
Спросил у памяти
Стоит ли былое вспоминать,
Брать его в дорогу, в дальний путь?
Все равно – упавших не поднять,
Все равно – ушедших не вернуть.
И сказала память: "Я могу
Все забыть, но нищим станешь ты,
Я твои богатства стерегу,
Я тебя храню от слепоты".
В. Шефнер
Список репрессированных с. Белый Ануй,1930-е годы
1.Тырышкин Галактион Фёдорович (1879)Дата рождения: 1879 г.Место рождения: Алтайский кр.,
с. Белокуриха Пол: мужчина Национальность: русский Образование: малограмотный Профессия / место работы: член колхоза им. Будённого. Место проживания: Усть-Канский р-н, с. Белый Ануй.
Мера пресечения: арестован Дата ареста: 29 марта 1942 г. Приговор: 10 лет. Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Республики Алтай
2. Тырышкин Илларион Исаевич (1887) Дата рождения: 1887 г. Место рождения: с. Белый Ануй
Пол: мужчина Национальность: русский Образование: неграмотный Профессия / место работы:
крестьянин-единоличник. Место проживания: Усть-Канский р-н Осуждение: 1931 г. Приговор: Лишён
свободы и выслан за пределы Ойротской авт. обл. Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Республики Алтай
3. Тырышкин Михаил Семёнович (1903) Дата рождения: 1903 г. Пол: мужчина Национальность: русский
Образование: малограмотный. Профессия / место работы: Бригадир колхоза "Светлый путь". Колхозник. Дата реабилитации: 19 сентября 2002 г. Реабилитирующий орган: реабилитирован
Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Республики Алтай
4. Куликов Евдоким Константинович (1898) Дата рождения: 1898 г. Место рождения: с. Белый Ануй
Пол: мужчина Национальность: русский Образование: грамотный Профессия / место работы: колхозник. Место проживания: Усть-Канский р-н Дата расстрела: 29 декабря 1937 г. Мера пресечения: арестован Дата ареста: 18 ноября 1937 г. Приговор: расстрелян Источники данных: БД "Жертвы
политического террора в СССР"; Книга памяти Республики Алтай
5. Куликов Егор Михайлович Дата рождения: – Место рождения: с. Белый-Ануй.
Пол: мужчина Национальность: русский Образование: неграмотный Профессия / место работы:
крестьянин-единоличник. Место проживания: Усть-Канский р-н Осуждение: 1936 г. Приговор: Лишён свободы и выслан за пределы Ойротской авт. обл. Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Республики Алтай
6. Куликов Константин Вавилович (1868) Дата рождения: 1868 г. Место рождения: Пензенская обл.
Пол: мужчина Национальность: русский Образование: грамотный Профессия / место работы: сторож колхоза. Место проживания: Усть-Канский р-н Дата расстрела: 29 декабря 1937 г. Мера пресечения: арестован Дата ареста: 18 ноября 1937 г. Приговор: расстрелян Источники данных: БД "Жертвы
политического террора в СССР"; Книга памяти Республики Алтай
7. Куликов Кузьма Фомич (1898) Куликова Александра Мосеевна
Куликов Кузьма Фомич. В ходатайстве отказать, считать отнесение его к индивидуальному обложению правильным за систематическую эксплуатацию наёмного труда батраков и подёнщиков.
В выписке из протокола №15. заседания Президиума Солонешенского Райисполкома, Бийского округа от 27 февраля 1930 г. сказано: "Рассмотрение материалов по конфискации имущества у кулацких хозяйств у кулаков. Опись имущества Куликова Кузьмы Фомича:
Дом – 1. Амбаров – 1. Баня – 1. Жнейка – 1. Сенокосилка – 1. Часы настен. – 1. Швейная машин. ножн. – 1. Лошадь рабочая – 3. Молодых лошадей – 1. Саней – 5. Коров дойных – 4. Молодых коров – 4. Овец – 24. Свиней пород. – 1. Телег – 1. Колес – 1. Плуг – 1. Хомутов – 3. Фляг – 2. Весы – 1. Сипоратор – 1. Седло – 1. Мыло – 2. Доха – 1. Шуб – 4. Курей – 20. Пшеницы – 20 м. Овса – 40 м.".
8. Куликов Михаил Вавилович. Арестован: весной. Дети: Анастасия, Евдокия, Егор, Алексей, Василий.
Куликов Михаил Вавилович был сослан в Нарым. За тем он писал тов. Сталину письмо (прошение) о том, что воевал в составе партизанского отряда за советскую власть, о чём подтвердил секретарь. Через год Куликов Михаил был реабилитирован и вернулся домой на родину.
9. Ефимов Каллистрат Иппатьевич, Дата рождения:1891г. Место рождения: с. Белый Ануй Усть-Канского аймака, до ареста проживал по месту рождения, занимался личным хозяйствам, был осуждён 3 ноября 1937 года постановлением тройки УНКВД Алтайского края по ст. 58-2-II УК РСФСР к высшей мере наказания – расстрелу. 22.09.1959 г. реабилитирован посмертно.
Согласно "Протокола допроса" Ефимова Каллистрата Иппатьевича (1891) от 19 октября 1937 года, в графе "имущественное положение" значится: дом – 1, лошодей – 1, коров – 4.
Жена, супруга – Ефимова Устинья Яковлевна.
10. Казанцев Пётр Петрович. Дата рождения: 08.01.1922 г. Отец – Казанцев Пётр Филиппович. Мать – Казанцева Наталья Иппатовна. Выселен из Алтайского края в Томскую область.
11. Замятин Филипп Сергеевич (1894) и Замятина Акулина Ивановна (1889) были раскулачены и высланы с. Белый Ануй в Колпашевский район Томской области.
Дети: Замятина Мария Филипповна (1929) и Замятин Сидор Филиппович (26.02.1928).
12. Егоров Сергей Григорьевич (1896) В 1938 году был репрессирован и осуждён к 10 годам лишения свободы. Арестован 22.02. 1938 г. О чём заявляют свидетели Абманзина Татьяна Константиновна (1907 г.р.) и Миронова Клавдия Ефимовна (1911 г.р.) В доме, в котором он жил, теперь живёт Пахомов Иван Сергеевич.
13. Кожевников Иван Семенович (1880) и Кожевникова Александра Семеновна (1878) в 1930 году были раскулачены и сосланы в Нарым. Верность справки подтверждают Жданова Александра Ивановна (1930 г.р.) и Куликова Евдокия Зиновеевна (1917 г.р.).
14. Поклонов Прохор Петрович 1865 г. р. До ареста проживал в с. Белый Ануй.
15. Гляденов Шагайчи 1888 г.р. с. Белый Ануй. Работал в колхозе "Светлый Путь".
16. Замятин Прокопий Сергеевич. 1897 г.р. проживал в с. Белый Ануй.