Хорошо, что в школах есть музеи.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе всё-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.
Прекрасные слова о большой роли музеев в воспитании подрастающего поколения, скорее всего, относятся к 60-80 годам прошлого столетия. Именно в эти годы в Усть-Кумирской школе было собрано огромное количество различных экспонатов, связанных как с историей, так и с краеведением. В памяти выпускников нашей школы остался кабинет истории, "украшенный" одеждой, предметами кухонной утвари русского народа, а в кабинете географии почётное место занимала коллекция горных пород и минералов, которая постоянно пополнялась после очередных походов и экскурсий. Как жаль, что с годами это всё было утеряно.
Первыми попытками возрождения музея были создание уголка русской горницы в кабинете истории и маленькой комнаты-горницы при кабинете технологии, в котором с любовью к старине и культуре своего народа хозяйничала Белькова Александра Андреевна. Многое было собрано педагогическим коллективом, а многое было сделано умелыми руками хозяйки.
А сейчас в нашей школе нет ни уголка, ни комнаты из-за большого дефицита "полезной" площади. А хочется, чтобы и наша школа не была лишена возможности через музей воспитывать настоящих граждан и патриотов своей страны. Поэтому 2020-2021 учебный год стал для всего коллектива школы очередной попыткой создания мобильного мини-музея. Трудно работать, когда нет отдельного помещения и даже уголка, где можно было разместить все собранные экспонаты. И поэтому работа стала выстраиваться по определённому алгоритму, где на начальных этапах шла большая исследовательская работа по сбору материала на определённую тему, затем она обрабатывалась, оформлялась, выставлялась, и на финише проводилась "экскурсия". После проведённой выставки материал убирался на хранение, готовилась следующая.
Таким образом, в первой четверти была организована работа по сбору и систематизации материала об учителях школы. Большую помощь в ней оказала Фоминых Вера Фоминична, бывшая выпускница и педагог школы. Ею уже был собран большой материал, который кружковцами систематизировался, и была приготовлена выставка. Группа экскурсоводов рассказала о самых ярких и талантливых педагогах школы, сопровождая свои выступления фотографиями, документами, предметами, связанными с их биографиями.
В работе над следующей выставкой помогла макетная работа. Чтобы познакомить с убранством русской избы, вековыми традициями и народными обычаями, пришлось создать мини-музей русской горницы. Благодаря усилиям руководителей кружка Головиной Веры Ивановны и Семенченко Веры Ивановны, учителя технологии Каротковой Светланы Анатольевны и кружковцев красуется на маленьком столике чудо-горенка, которая своим искусным исполнением и необычным размером привлекает внимание всех ребят и взрослых. Также собрано ребятами дополнение к ней: лоскутное одеяло, вышитый ковёр, тканые дорожки, крынки, кувшины, чугунки, ухваты, вышитые скатерти, шторы, рушники. Положительным моментом в работе над этой выставкой следует отнести посещение "музея" воспитанниками детского сада, а также интеграция музея с театральной студией "Смешинка". Детям гораздо интереснее было знакомиться с бытом и убранством русской горницы, посмотрев кукольную сказку "Курочка Ряба".
Выставка павловопосадских платков сопровождалась танцем. Умелое сочетание беседы или рассказа с танцами и театральной постановкой делают любую работу экскурсовода яркой, необычной и привлекательной. А для знакомства с декоративно-прикладным искусством русского народа пришлось большую часть экспонатов выполнить своими руками. На выставке красовались матрёшки, барыни, выполненные в технике папье-маше, плетёные корзины, расписные шкатулки, досточки, кони-качалки, подносы, сшитые народные куклы, берестяные туеса.
Неоценимый вклад в работу музея оказали ребята 5-го, 6-го, 7-го и 2-го классов. Они не только помогали собирать материал, изготовлять экспонаты, но и выступали в роли экскурсоводов. А каждая экскурсия оказывается маленьким исследованием окружающего мира, позволяет приобрести детям бесценный жизненный опыт, воспитывает в них уважение к памяти и нашим предкам.
Первый шаг уже сделан, и мы уверены, что последующие маленькие и скромные шаги музея "Истоки" выведут нашу совместную работу на более высокий уровень. Нужно просто хорошо постараться!
И пусть в музей тропа не зарастает,
И пусть мужает наша детвора,
И пусть быстрее каждый осознает:
Что завтра вырастает из вчера.