— Александр Егорович, что значит этот праздник для представителей российской авиации? С какими результатами вы встречаете его в этом году?
— День воздушного флота — это праздник с давними традициями. Впервые его стали отмечать ещё в царской России: этот праздник был утверждён 12 августа 1912 года Николаем II. В советское время эта традиция была возобновлена: 18 августа 1933 года И. В. Сталин утвердил празднование Дня воздушного флота СССР. С 1992 года, по решению Правительства уже современной России, этот праздник отмечается в третье воскресенье августа.
Это праздник не только пилотов, но и тех, кто обеспечивает подготовку самолёта к полёту на земле, тех, кто занимается обеспечением воздушного движения судов, словом, это праздник для всего авиационного персонала, как гражданской авиации, так и военно-космических сил.
Мне, конечно же, ближе гражданская авиация: именно для этой отрасли готовит специалистов наш колледж. Сегодня в гражданской авиации порядка шести тысяч воздушных судов: из них около четырёх тысяч самолётов и порядка двух тысяч вертолётов.
Гражданская авиация России в прошедшем, 2016 году испытывала определённые трудности: в основном, в связи с отменой воздушного сообщения с Турцией и с Египтом. Это, безусловно, повлекло за собой снижение объёма перевозок. В 2016 году были перевезены 88,6 миллиона пассажиров, что ниже, чем в 2015 году на 3,8%. И в этом году такая тенденция, по всей видимости, сохранится.
Сейчас в гражданской авиации, к сожалению, всё больше становится самолётов иностранного производства. Примерно 85% воздушных судов — это суда зарубежные. Отечественных самолётов остаётся всё меньше. И отрадно видеть, что в рамках реализации стратегических инициатив Президента РФ В. В. Путина взят курс на создание конкурентоспособных гражданских воздушных судов. Как сказал наш Президент на совещании по вопросам развития гражданского авиастроения в рамках авиасалона “МАКС-2017”, отрасли сейчас оказывается дотаточно широкая поддержка. Только в прошлом году было направлено почти 52 млрд. рублей, а в этом году планируется 60 млрд. рублей.
В России появился перспективный самолёт Суперджет-100, самолёты этой модели сейчас эксплуатируются, но их пока ещё не так много, всего порядка 50 воздушных судов.
В этом году в воздух поднялся наш новый магистральный самолёт МС-21, который к 2018 году должен закончить лётные испытания и приступить к перевозке пассажиров. В настоящий момент уже сформирован достаточно солидный портфель заказов на этот самолёт, как для российских, так и для зарубежных авиакомпаний.
Для нашего колледжа основная задача — это подготовка специалистов гражданской авиации для обслуживания этих воздушных судов. Правда, подготовку авиационных техников на иностранные суда мы не проводим: мы закладываем определённую базу, подготавливая специалистов, разбирающихся в устройстве наших, отечественных самолётов. Но в последующем наши выпускники проходят курсы повышения квалификации в специальных центрах, где получают допуск и на иностранную авиационную технику.
— Чем был отмечен этот год в работе колледжа?
— В этом году мы провели юбилейный, 55-й выпуск. За 57 лет своей деятельности мы подготовили около 17 тысяч авиационных специалистов. В этом году колледж выпустил 206 человек, из них 193 — по очной форме обучения и 13 заочников. Выпускников заочного отделения мы выпускаем уже второй год, в этом году они показали высокий уровень образования, все 13 человек закончили колледж на "хорошо" и "отлично". Среди выпускников очного отделения образовательный уровень тоже достаточно высок: оценки "хорошо" и "отлично" из них получили 78%. 33 выпускника получили дипломы с отличием, это, так сказать, наша элита, золотой запас авиации.
В ТЕМУ:
Сейчас в гражданской авиации, к сожалению, всё больше становится самолётов иностранного производства. Примерно 85% воздушных судов — это суда зарубежные. Отечественных самолётов остаётся всё меньше. И отрадно видеть, что в рамках реализации стратегических инициатив Президента РФ В. В. Путина взят курс на создание конкурентоспособных гражданских воздушных судов. Как сказал наш Президент на совещании по вопросам развития гражданского авиастроения в рамках авиасалона “МАКС-2017”, отрасли сейчас оказывается дотаточно широкая поддержка. Только в прошлом году было направлено почти 52 млрд. рублей, а в этом году планируется 60 млрд. рублей.
В России появился перспективный самолёт Суперджет-100, самолёты этой модели сейчас эксплуатируются, но их пока ещё не так много, всего порядка 50 воздушных судов.
Надо сказать, что наши выпускники востребованы в своей профессиональной отрасли. Мы ещё по старой, советской схеме продолжаем обеспечивать своим выпускникам распределение на работу. У нас 28 авиационных предприятий, с которыми мы поддерживаем регулярные деловые отношения. В этом году из 193 выпускников очного отделения 117 человек получили направление на работу в авиакомпании и предприятия авиационной промышленности. Причём 14 выпускников были приняты на работу по специальности в Краснодарское высшее лётное училище. 41 выпускник был призван на службу в российскую армию, 27 человек изъявили желание продолжить учёбу в высших учебных заведениях. И только 8 человек (это порядка 4% всех выпускников) взяли свободное распределение по разным причинам, в том числе и по семейным обстоятельствам. То есть, 96% выпуска уже после окончания колледжа определились в своём дальнейшем профессиональном пути.
В этом году уже во второй раз в нашем колледже работала приёмная комиссия Московского государственного технического университета, которая принимала документы от желающих поступить как на очное, так и на заочное отделение. Шесть человек подали документы на очное отделение, 47 — на заочное. Это хорошее начинание, которое позволяет нашим выпускникам не ехать для поступления в Москву, а сдавать экзамены по месту своей учёбы.
В целом мы считаем, что сработали в этом учебном году нормально, выполнили все намеченные задачи. Конечно, в работе и руководства колледжа, и сотрудников есть свои сложности, учитывая то, что финансирование учебного заведения за последние годы регулярно снижается. Мы выполняем все свои обязательства перед работниками и обучающимися, но в целом в деятельности колледжа царит жёсткий режим экономии. Чтобы работать на перспективу, приходится искать резервы, новые источники поступления денежных средств.
— Но уровень доверия абитуриентов к колледжу остаётся таким же высоким?
— Сейчас мы как раз проводим набор на очередной учебный год. В последнее время цифра набора устоялась, она составляет 210 человек: 160 человек по специальности "Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей" ("механики") и 50 человек по специальности "Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов" ("электроники").
Отрадно то, что на сегодняшний день на эти 210 мест подано более 400 заявлений. Конкурс у "механиков" составляет 1,6 человека на место, у "электроников" — 2,3 на место. Проходной балл достаточно высокий: у "механиков" — 3,5, у "электроников" — 4,0. Это говорит о хорошем образовательном уровне поступающих в наш колледж.
— И в завершение нашей беседы, что бы Вы хотели пожелать своим коллегам в преддверии профессионального праздника?
— Я хочу поздравить с праздником не только педагогический и воспитательский коллектив нашего колледжа, но и обслуживающий персонал, который заботится о хороших бытовых условиях в нашем учебном заведении. Педагогическая и воспитательная работа — это достаточно тяжёлый труд, который требует душевности и внимательности, широкого кругозора и хорошей профессиональной подготовки. Без работы вспомогательного персонала также невозможна нормальная деятельность учебного заведения. Поэтому я хочу поздравить с праздником всех сотрудников нашего колледжа, выразить им благодарность за их труд и адресовать им самые тёплые и добрые пожелания: здоровья, счастья, благополучия в семейной жизни, успехов в трудовой деятельности. Самое главное, чтобы над головой было всегда было чистое мирное небо, а в душе – оптимизм и творческое горение. И тогда все трудности преодолимы.
Фото Елены Барановой.