В отчётном 2018 году деятельность администрации города строилась в соответствии со Стратегией социально-экономического развития города, включающей основные мероприятия 20 муниципальных программ, и была направлена на реализацию Федерального закона от 06.10.2003 №131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации", решение вопросов местного значения и исполнение отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с федеральными законами и законами Тамбовской области.
По объемам выполненной работы, задуманных и реализованных планов и задач год был насыщенным. Все основные задачи, намеченные в Стратегии на 2018 год, выполнены.
Работа строилась в тесном взаимодействии с депутатами, органами государственной власти области, общественными организациями и населением.
Основной стратегической целью администрации города было и остается повышение качества жизни жителей муниципалитета за счет бесперебойного функционирования всех систем жизнеобеспечения, социальной стабильности, сбалансированности бюджета города, повышения эффективности бюджетных расходов и исполнения расходных обязательств.
В своем докладе я остановлюсь на основных итогах прошедшего года, а также на приоритетах дальнейшего развития города в 2019 году.
Объем промышленного производства и реализации продукции в 2018 году составил 4020,1 млн.рублей.
Промышленное производство города обеспечило:
- 3 процента от общего областного объема отгруженных товаров собственного производства;
- 98 процентов объема инвестиций в основной капитал по городу;
- 9 процентов налоговых поступлений в бюджет города;
- около 20 процентов работающих от численности экономического населения города;
- освоение 9 новых видов конкурентоспособной продукции.
Лидирующие позиции в отрасли сохраняет общество с ограниченной ответственностью "Кристалл", определяя динамику общегородских показателей не только в производственной и инвестиционной деятельности, но и социальной сфере. Выпуск продукции составил 98 процентов от общего объема реализованной продукции по городу. Предприятие является постоянным участником агропромышленных выставок "Золотая осень", "Продэкспо", получая высокую оценку за высокое качество и экологическую чистоту продукции, по итогам конкурса "Лучший сахарный завод России и стран Евразийского экономического союза", проходящего в Минске в конце прошлого года, сахарный завод ООО "Кристалл" награжден дипломом 2 степени.
В соответствии с графиком продолжается реконструкция завода, освоено 4601,6 млн.рублей инвестиций.
Практически в 4 раза увеличены объемы производства спецодежды закрытым акционерным обществом швейная фабрика "Юность", около 1 млн.рублей инвестировано в приобретение технологического оборудования.
В 2018 году частным инвестором начаты работы по восстановлению производственных помещений бывшего завода СОМ.
Привлечение инвестиций в экономику города является одной из наиболее важных задач, стоящих перед администрацией города, решение которой возможно путем формирования целенаправленной и комплексной инвестиционной политики. Инвестиционная деятельность является составляющей экономической деятельности. От нее зависят перспективы развития экономики, поскольку эта деятельность определяет потенциал экономики и ее рост.
В 2018 году объем инвестиций в основной капитал составил 4 659,3 млн. рублей, по удельному весу в общем объеме инвестиций город занимает 2 место после Тамбова.
Наша задача - сохранить благоприятный инвестиционный климат через ежегодный рост инвестиций в основной капитал не менее 5 процентов.
Большая работа была проделана администрацией города по обеспечению бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства.В соответствии с Законом Тамбовской области от 23.07.2013 г. № 309-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" утверждена долгосрочная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 30-летний период 2014-2043 годов. Также утвержден краткосрочный план реализации программы на 2017-2019 годы.
За 2018 год начислено взносов за капитальный ремонт многоквартирных домов на сумму 12,0 млн. рублей, собрано денежных средств – 10,4 млн. рублей, задолженность составляет 1,6 млн. рублей. За счет проведения претензионной работы с собственниками жилых помещений удалось сократить задолженность и увеличить собираемость взносов на 3,2 процента.
В краткосрочный план реализации программы на 2018 год было включено 7 многоквартирных домов. В 6 из них проведен капитальный ремонт крыши. В 1 многоквартирном доме - капитальный ремонт фасада здания. Общая сумма выполненных работ составила 12,5 млн. рублей. Все работы выполнены в полном объеме.
В 2019 году планируется выполнить капитальный ремонт кровель 6 многоквартирных домов на сумму 13,3 млн. рублей.
Уважаемые коллеги, хочется отметить, что функционирование устойчивой и эффективной системы проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов является стратегической задачей, обеспечивающей безопасность и комфортность проживания жителей нашего города.
Одним из приоритетных вопросов в работе администрации города является благоустройство города. Каждый кирсановец достоин проживать в комфортных условиях, иметь благоустроенный двор, сквер или парк в шаговой доступности, и мы над этой задачей тоже работаем.
В рамках муниципальной программы города Кирсанова "Формирование современной городской среды" в 2018 году проведено асфальтирование четырех дворовых территорий на сумму 1,2 млн. рублей.
В планах 2019 года - благоустройство 19 дворовых территорий на сумму 6,7 млн. рублей.
По результатам рейтингового голосования, проведенного на территории города в 2018 году, благоустроена общественная территория (сквер на пересечении улиц Советской и Дзержинского). На первом этапе благоустройства данной территории установлены урны, скамьи, фонари, а также выложены дорожки из тротуарной плитки. Стоимость работ составила 3,7 млн. рублей.
Также в рамках Программы проведены работы по благоустройству места массового отдыха на Привокзальной площади. Стоимость работ составила 0,3 млн. рублей. За счет внебюджетных средств установлен фонтан на сумму 2,2 млн. рублей.
В 2019 году администрацией города Кирсанова принято решение об участии во Всероссийском конкурсе по отбору лучших проектов в сфере создания комфортной городской среды среди малых городов. На официальном сайте города было размещено объявление о приеме предложений от населения по выбору общественной территории в городе Кирсанове для реализации данного проекта. После проведения заседания Общественной комиссии и на основании поступивших предложений от жителей решено благоустроить центральную часть города: каменные ряды, а также участок ул. Рабоче-Крестьянской от ул. Красноармейской до ул. 50 лет Победы. 20 марта текущего года направлена конкурсная заявка в Минстрой России на участие во Всероссийском конкурсе по отбору лучших проектов в сфере создания комфортной городской среды в малых городах. В случае победы в Конкурсе городу будут выделены субсидии для реализации данных мероприятий в сумме 55,0 млн. рублей.
В рамках проекта "Народная инициатива - 2018" по итогам опроса населения города и на основании решения общественного Совета были проведены работы по ремонту здания МБДОУ "Детский сад "Улыбка". На 2,0 млн. рублей выполнены работы по ремонту крыши, замене окон, укладке дорожек из брусчатки.
В целях увековечивания всех имен погибших воинов-земляков и, учитывая значимость данного мероприятия в патриотическом воспитании подрастающего поколения, в 2018 году была проведена реконструкция Мемориального комплекса, посвященного памяти воинов - кирсановцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. На памятные доски дополнительно были внесены имена более 800 кирсановцев, отдавших свои жизни за Родину. На реконструкцию Мемориального комплекса направлено около 6 млн. рублей внебюджетных средств.
Большое внимание в отчетном периоде было уделено содержанию и ремонту сети автомобильных дорог.
В рамках реализации мероприятий государственной программы "Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области" из областного бюджета в 2018 году было выделено 55,0 млн. рублей. На основании ранее изготовленной проектной документации и заключенных по итогам аукционов муниципальных контрактов проведен ремонт автодорог и тротуаров по ул. Спортивной длиной 1,6 км стоимостью 14,5 млн. рублей, Советской длиной 2,5 км стоимостью 33,6 млн. рублей, Красноармейской стоимостью 6,8 млн.рублей.
В 2019 году по данной программе запланированы работы по ремонту автодороги по ул. Широкой и Рабоче-Крестьянской общей стоимостью 56,1 млн. рублей.
За счет средств бюджета города выполнены работы по ремонту проезда к гаражному массиву в районе Тихвинского монастыря на сумму 0,5 млн. рублей площадью 420 кв.метров.
На ямочный ремонт дорог было выделено 3,4 млн. рублей из бюджета города, отремонтировано 3,7 тыс. кв.метров.
В 2019 году на данные цели запланировано 1,5 млн. рублей.
У дома творчества на тротуаре уложена тротуарная плитка площадью 308 кв.метров стоимостью 0,2 млн. рублей.
По договорам, заключенным с ТОГКУ "Центр организации дорожного движения", нанесена горизонтальная дорожная разметка улиц города Кирсанова Тамбовской области. Стоимость работ составила 0,4 млн. рублей.
Вместе с тем в сфере благоустройства многое еще предстоит сделать и здесь приходится сталкиваться не только с недостатком в финансах, но и с человеческим фактором.
Все мы жители одного города, любим и хотим, чтобы в нашем городе было еще лучше, еще чище. Но, к сожалению, у каждого свои подходы к решению этого вопроса. Кто-то борется за чистоту и порядок, бережет то, что сделано, вкладывая свой труд и средства, а кто-то только словами и лозунгами "нам должны", а к кому-то приходится применять меры административного воздействия. За отчетный период к административной ответственности было привлечено 200 правонарушителей, в том числе должностные и юридические лица. Несмотря на все усилия администрации, без заинтересованности самих жителей местная власть не сможет сделать наш город чистым и красивым. Мне хочется, чтобы все жители города понимали, что все зависит от нас самих, что никто к нам не приедет наводить порядок в городе. Пусть каждый из нас сделает немного хорошего, внесет свой посильный вклад в развитие города, и всем нам станет жить лучше, комфортнее и уютнее.
В решении экономических и социальных задач города важна роль малого бизнеса.
В данной сфере трудится более 2000 человек населения. На конец года на территории города действовало 664 хозяйствующих субъекта. В 2018 году организациями малого бизнеса обеспечен объем выручки от реализации товаров и услуг в 650 млн.рублей, поступление 11,6 млн.рублей налогов в бюджет города .
В отчетном периоде работа с малым бизнесом выстраивалась в рамках целевой модели "Поддержка малого и среднего предпринимательства", предусмотренные моделью целевые показатели выполнены в полном объеме.
В 2018 году предприниматели города более активно обращались за получением образовательной, информационной и консультационной поддержки в различные Институты развития бизнеса области.
Кроме того, в отчетном году ООО "Кирсановский машиностроительный завод" и ИП Котельников Денис Анатольевич получили финансовую поддержку от Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса в виде микрокредитов под льготную ставку на реализацию инвестиционных проектов. В настоящее время Фондом согласовано кредитование еще одного инвестиционного проекта.
Несколько слов хочется сказать о молодежном предпринимательстве, развитию которого в городе уделяется большое внимание. В 2018 году индивидуальный предприниматель Котельников занял первое место в региональном этапе конкурса "Молодой предприниматель России" в номинации "Франчайзинг".
На протяжении многих лет основу малого бизнеса составляет торговля.
Потребительский рынок – одна из важнейших сфер жизнеобеспечения, посредством которого осуществляется регулирование товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, розничная торговля формирует основы финансовой стабильности муниципального образования.
Показатели состояния потребительского рынка города свидетельствуют о том, что администрацией города созданы все необходимые условия для успешного его развития.
Фактическая обеспеченность торговой площадью на 1000 жителей превышает норматив в 1,4 раза.
Торговая сеть представлена всеми форматами: от магазинов "шаговой доступности" до крупных современных торговых центров и супермаркетов.
Наличие на территории города более 200 предприятий розничной торговли, стабильная работа сельскохозяйственного рынка на 250 торговых мест, проведение еженедельных и тематических ярмарок, дальнейшее развитие сетевой торговли привело к развитию здоровой конкуренции на потребительском рынке, что в конечном итоге положительно сказывается как на росте товарооборота, так и понуждает продавцов проводить различные мероприятия и акции для привлечения покупателей. В сетевых магазинах, которые расположены в разных районах города, еженедельно проводится снижение цен на определенные группы товаров, в ряде магазинов предусмотрена скидка для пенсионеров, покупателей с детьми.
Проводимые мероприятия позволяют удерживать розничные цены на уровне среднеобластных, что подтверждается данными еженедельного мониторинга розничных цен на социально значимые продукты питания.
При достаточно интенсивном развитии потребительского рынка одним из важных направлений деятельности администрации города является обеспечение защиты прав потребителей: оказание консультационной помощи, проведение работы с хозяйствующими субъектами по разъяснению их обязанностей, установленных законом "О защите прав потребителей", что, в конечном результате, приводит к повышению правовой грамотности потребителей и предпринимателей и большинство споров удаётся урегулировать в досудебном порядке.
За 2018 год в администрацию города по вопросам защиты прав потребителей поступило 98 обращений, что на 64% меньше соответствующего периода прошлого года.
В результате проведенной работы 97 заявлений рассмотрено в досудебном порядке и 1 - в суде, из них 83 решены в пользу потребителей. Потребителям возмещены денежные средства в размере более 220 тыс. рублей.
С целью защиты прав неопределенного круга потребителей в течение 2018 года работниками администрации города совместно с группой "Народного контроля" проведено более 12 рейдов. Грубых нарушений не выявлено. Проведение рейдовых мероприятий дисциплинирует работников хозяйствующих субъектов и оказывает благоприятное влияние на потребительский рынок в целом.
В конце 2018 года начата подготовительная работа по внедрению автоматизированной системы учета и оплаты проезда на пассажирском транспорте города. Заработать в полную мощь она должна в первом полугодии текущего года. Оплата билетов наличными деньгами начнёт уступать место более современной форме расчёта за проезд, с 1 июня прекратят свое хождение талоны льготного проезда на общественном транспорте. Все автобусы, обслуживающие городские маршруты, уже оборудованы терминалами для бесконтактной оплаты. Параллельно будет проводиться информирование населения об изменениях и нововведениях в части способов оплаты проезда. Изменение системы проезда не только поможет решить проблему "задвоенных" талонов, но и станет комплексным инструментом управления сферой пассажирских перевозок.
Приоритеты экономической политики, проводимой в городе, инвестиции в человеческий капитал имеют конечную цель оказывать воздействие на улучшение качества жизни горожан и демографическое положение.
Стабилизация демографической ситуации является для администрации города одной из приоритетных задач, от демографии зависит развитие и формирование трудовых ресурсов, соответственно экономическая обстановка в городе и качество жизни горожан.
В городе Кирсанове ведется комплексная, системная, межведомственная работа по исполнению Плана мероприятий по реализации Концепции государственной семейной политики и Плана по повышению рождаемости. Создана межведомственная комиссия по реализации мер, направленных на повышение рождаемости, сохранение института семьи.
Тем не менее демографическая ситуация в городе остается сложной. На 1 января 2019 года население города сократилось по сравнению с аналогичной датой 2018 года на 144 человека и составило 16265 человек.
На сокращение численности в большей мере влияет естественная убыль населения, ежегодно смертность превышает рождаемость в среднем на 100 человек. Непосредственное влияние на рождаемость оказывает и достаточно высокий процент разводов, пик которых приходится на семьи в репродуктивном возрасте от 25 до 39 лет.
Средняя продолжительность жизни в 2018 году составила 74,2 года.
В миграционном оттоке преобладает население в трудоспособном возрасте, что неблагоприятно сказывается на численности трудовых ресурсов.
На сокращение численности населения накладывается и ухудшение демографической структуры: молодое население сокращается, а старое увеличивается. Пенсионеров на 2193 человека больше, чем детей и подростков, ежегодно этот разрыв увеличивается. Соответственно, растет и коэффициент демографической нагрузки на общество и экономику со стороны населения, не относящегося к трудоспособному населению, так называемой "зависимой части населения".
Одним из направлений по улучшению демографической ситуации является поддержка многодетных семей.
Наиболее значимыми мерами являются: областной материнский капитал в размере 100 тысяч рублей, земельные участки для строительства жилья, субсидирование процентной ставки по кредитному договору, возмещение расходов на обучение и переобучение членов многодетных семей в учебных заведениях, ежемесячное пособие на третьего и последующего ребенка, размер которого в 2018 году составлял 8731,0 рублей. На местном уровне в рамках реализации мер социальной поддержки гражданам, имеющим трёх и более детей, безвозмездно предоставлено 48 земельных участков, всего их сформировано 95.
В отчетном году бюджетные затраты (всех уровней) на поддержку многодетных семей города Кирсанова составили более 19 млн. рублей.
Эффективность мер подтверждается ежегодным приростом многодетных семей. Если в 2016 году в городе проживало 106 многодетных семей, то по состоянию на 01.01.2019 года их численность выросла до 127 семей, а численность детей в них увеличилась на 63 человека.
В целях обеспечения реализации на территории города Кирсанова указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", согласованных действий органов местного самоуправления с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, общественными и иными организациями, создан проектный комитет по реализации на территории города Кирсанова национального проекта "Демография".
На демографическую ситуацию оказывает влияние состояние здоровья населения.
Здравоохранение в городе представлено ТОГБУЗ "Кирсановская ЦРБ" в составе стационара на 124 круглосуточные койки, 23 койки стационара дневного пребывания и 10 терапевтических коек стационара на дому.
Амбулаторно-поликлинический ежедневный прием рассчитан на 763 посещения в день. Растет активность населения по использованию электронных сервисов, услугой "Электронная запись на прием к врачу" воспользовались 189 тысяч раз, что на 12 процентов выше уровня 2017 года.
Совершенствование материально-технической базы больницы в части оснащения медицинским оборудованием осуществлялось в 2018 году за счет средств Фонда медицинского страхования. Приобретена передвижная флюорографическая установка на базе автомобиля "Камаз".
В 2018 году ТОГБУЗ "Кирсановская ЦРБ" продолжала работу по всеобщей диспансеризации взрослого населения и углубленной диспансеризации подростков в рамках национального проекта "Здоровье", иммунизации взрослого и детского населения.
Большой комплекс мер был направлен на совершенствование медицинской помощи матерям и детям.
В 2018 году продолжалась работа по направлению граждан (направлено 101 человек) на высокотехнологичную медицинскую помощь. В отчетном году ВМП оказана 57 пациентам, в том числе 22 детям.
В отчетном году продолжалась работа по информатизации учреждения. С целью улучшения качества и повышения доступности медицинского обслуживания населения внедрена многоканальная цифровая телефонная связь, начата работа по выдаче листков нетрудоспособности в электронном виде.
Благодаря участию в федеральной программе "Земский доктор" улучшено кадровое обеспечение кирсановской ЦРБ: в город приехали 6 врачей. После окончания высших и средних учебных заведений трудоустроены врач-педиатр и 3 средних медицинских работника. Большое внимание уделяется целевой подготовке специалистов.
Эффективной профилактикой заболеваний является формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта. Всем известно, что спорт делает человека здоровым морально и физически, формирует красивую фигуру и развивает во всех направлениях.
Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия единого календарного плана в 2018 году выполнены. Спортсмены города Кирсанова активно участвовали в областных и межрегиональных соревнованиях. Наиболее значимые результаты: на первенстве ЦФО по спортивному ориентированию на лыжах в г. Кириши Ленинградской области победителем и призером стала Деева Анна. В Санкт-Петербурге на Всероссийских юношеских соревнованиях по русским шашкам Александр Фёдоров завоевал серебро, на чемпионате области по волейболу в зачет Спартакиады команда города Кирсанова заняла второе место.
Регулярно проводятся дни здоровья, дети с родителями участвуют в городских соревнованиях "Папа, мама, я – спортивная семья", "Семейном фестивале ГТО", в общегородских массовых соревнованиях по различным видам спорта, веселых стартах, состязаниях "Спортивная удаль", фестивале женского спорта "Красота. Грация. Идеал", который проводился уже в 16 раз.
Спортивные мероприятия, соревнования, фестивали, турниры, товарищеские встречи направлены на популяризацию занятием спортом. Активно входит в жизнь наших горожан выполнение норм комплекса ГТО. В 2018 году прошли тестирование 324 человека, выполнили нормы ГТО на знак отличия 244 человека.
Количество лиц, занимающихся физической культурой и спортом в городе Кирсанове, составило более 45 процентов населения. Главной целью было и остается укрепление здоровья, обеспечение возможностей гражданам систематически заниматься физической культурой, массовым спортом и вести здоровый образ жизни.
В системе образования города приоритетными направлениями остаются доступность образования для всех категорий обучающихся, совершенствование системы воспитания и дополнительного образования учащихся и воспитанников, укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений.
Очередность в детские сады отсутствует. Во всех микрорайонах города обеспечивается шаговая доступность до образовательного учреждения, оказывающего дошкольную образовательную услугу.
Охват всеми формами дошкольного образования детей от 1 до 7 лет составил 94,7 %. Во всех дошкольных учреждениях открыты консультационные пункты для родителей, дети которых не посещают детские сады.
Педагогическими работниками дошкольные учреждения укомплектованы полностью.
В 2018 году в общеобразовательных школах города обучалось 1925 человек. Общеобразовательные учреждения соответствуют современным требованиям обучения.
Количественный состав контингента обучающихся стабильный. Все дети занимаются в первую смену. Созданы условия для организации инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. С помощью дистанционных технологий 21 ребёнок обучается на дому.
Школьными автобусами осуществляется ежедневный подвоз школьников на занятия по утвержденным маршрутам.
Особое внимание уделялось технологическому образованию. Все учащиеся 10-11 классов охвачены профильным обучением, учащиеся 9-11 классов - программами допрофессионального и профессионального обучения.
Удельный вес лиц, сдавших ЕГЭ, от числа выпускников, участвующих в ЕГЭ, составил 100 %.9 выпускников награждены медалью "За особые успехи в обучении".
Много внимания уделяется организации питания детей. Все желающие получают полноценное, сбалансированное и качественное питание. Показатель охвата горячим питанием составляет 98,5%.
Воспитательный процесс в образовательных учреждениях основывается на особом подходе к построению всей воспитательной работы, где особая роль отведена дополнительному образованию.
Для удовлетворения разнообразных интересов детей в сфере образования за счёт предоставления им выбора дополнительных общеразвивающих программ с января 2018 года в образовательных организациях реализуется региональный проект "Доступное дополнительное образование для детей Тамбовской области". Реализация Проекта обеспечивает выравнивание доступности предоставления дополнительного образования с учетом муниципальных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями.
С 1 сентября 2018 года реализуется модель персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в МБУ ДО "Центр детского творчества" и МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа" с охватом 119 учащихся.
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги в дополнительном образовании в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, от общей численности детей данной возрастной группы составляет 94,3 процента.
В 2018 году активно создавались условия для организации досуга населения, развития народного творчества, библиотечного дела и дополнительного художественного образования.
Сохранение историко-культурной среды города Кирсанова, духовно-нравственное развитие подрастающего поколения, приобщение граждан к культурному наследию и удовлетворение культурных потребностей населения – главные направления деятельности администрации города в сфере культуры.
Сеть учреждений культуры и искусства города Кирсанова оптимальна и включает в себя 4 учреждения: муниципальное бюджетное учреждение культуры "Центр досуга "Золотой витязь", муниципальное бюджетное учреждение культуры "Кирсановская городская библиотека", муниципальное бюджетное учреждение культуры "Кирсановский краеведческий музей" и муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Кирсановская детская школа искусств".
В Центре досуга "Золотой витязь" горожане с удовольствием посещают сеансы современных фильмов в формате 2 и 3Д, работает семейный клуб "Дети особой заботы", созданный в рамках проекта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации "Шаг к будущему!". Благодаря данному проекту, в 2018 году приобретены ростовые куклы современных сказочных героев и музыкальный адаптированный набор инструментов.
Успешным оказался год для солистки ЦД " Золотой витязь" Екатерины Никитиной: диплом II степени во Всероссийском конкурсе вокального искусства "Факел" в городе Саратове, диплом I степени в областном вокальном конкурсе "Я Вам пою!".
Участие в подобных конкурсах помогает повышению исполнительского уровня, пропаганде лучших традиций русской системы музыкального образования, выявлению одарённых детей. Руководствуясь этим, воспитанники детской школы искусств принимают активное участие в областных и межрегиональных конкурсах. В 2018-2019 учебном году 357 учащихся школы участвовали в 85 разных по уровню конкурсах (зональных, областных, Всероссийских, международных), 197 из них стали лауреатами и дипломантами этих состязаний.
А, включившись в федеральный проект "Культурная среда" по обеспечению качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры, школа искусств получила новый инструмент- фортепиано.
В рамках программных мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия городу Кирсанову из бюджета Тамбовской области были выделены денежные средства на реконструкцию краеведческого музея - а это 16,3 млн. рублей за 2017-2018 годы. На текущий момент работы по реконструкции полностью завершены. Для оснащения учреждения современным оборудованием, перепланировки экскурсионных залов и создания интерактивных экспозиций уже в 2019 году между администрацией города и администрацией Тамбовской области заключено соглашение о выделении из областного бюджета на эти цели почти 6 млн. рублей. Торжественное открытие музея планируется в день города 27 июля 2019 года. Мы надеемся, что обновленный музей станет точкой притяжения не только для горожан, но и для гостей нашего города.
Для развития туристического направления необходимо совершенствовать архитектурный облик города, наполнять его знаковыми объектами, одним из которых стал в прошедшем году духовно-просветительский центр "Возрождение".
Хорошей православной традицией стало проведение в городе Кирсанове Воздвиженской ярмарки. Мероприятие является аналогом ежегодной ярмарки, проводимой в дореволюционном Кирсанове. Воздвиженская ярмарка вошла в календарь событий Тамбовской области на 2019 год.
Успех реализации планов развития города зависит и от нашего тесного сотрудничества с активной молодежью, от морального климата в молодежной среде. 2018 год, объявленный Годом волонтера, показал активную жизненную позицию молодежи нашего города. Молодые люди участвовали в экологических, патриотических акциях, оказывали помощь пожилым и одиноким людям, участвовали в культурных и спортивных мероприятиях города.
Растет представительство молодых людей в общественных молодежных организациях города:
- в марте 2018 года зарегистрирована автономная некоммерческая организация "Центр патриотического воспитания, образования, культуры и спорта", которая посредством участия в проектах и грантовых конкурсах оказывает содействие в гражданско-патриотическом, духовно-нравственном воспитании молодого поколения кирсановцев;
- в составе поискового отряда "Горячий снег" кирсановские студенты и старшеклассники в 2018 году побывали в поисковых экспедициях Всероссийской "Вахты Памяти" в Воловском районе Липецкой области и в Темрюкском районе Краснодарского края. Цель подобных экспедиций — сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, установление имен и судеб воинов, не вернувшихся с полей сражений, выявление неучтенных воинских захоронений и их благоустройство.
Большое внимание уделялось поддержке социально-незащищенных категорий населения.
В 2018 году на социальную защиту населения города было направлено около 65 млн. рублей с ростом к уровню 2017 года 105 %. Получателями социальной поддержки являются около 5 тыс. человек.
Особое место в системе мер социальной поддержки занимает государственная социальная помощь малоимущим гражданам. В 2018 году такую помощь получили 76 граждан на сумму 280 тыс. рублей.
В детских оздоровительных лагерях, санаториях и реабилитационных центрах в 2018 году отдохнули 282 кирсановских ребенка.
Был реализован комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности социальных услуг для граждан старшего поколения, продолжена работа по обучению компьютерной грамотности пожилых людей.
В рамках предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и вдов ветеранов ВОВ было выдано 2 сертификата лицам данной категории, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В 2018 году единовременную денежную выплату (50 тыс. рублей) на проведение ремонта жилого помещения для участников и инвалидов ВОВ получил 1 человек.
Не могу не коснуться такой важной социальной темы, требующей постоянного внимания, как работа с детьми, оставшимися без попечения родителей. В прошлом году было выявлено 6 таких детей. Благодаря системной работе, в семьи под опеку устроено 2 ребенка, 4 ребенка – в государственные учреждения.
Работа с неблагополучными семьями проводится администрацией города и в рамках деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В отчетном периоде проведено 52 рейда и проверок (не считая внеплановых проверок и выездов в семьи по сообщениям граждан и специалистов органов системы профилактики о нарушении законных прав несовершеннолетних). В 2018 году 23 семьи были сняты с учета в связи с улучшением ситуации. Работа в этом направлении будет продолжена.
Доходы населения являются одним из критериев устойчивого развития города. Основная доля дохода, получаемая большинством занятого населения города, приходится на заработную плату.
По итогам 2018 года целевые показатели по заработной плате достигнуты по всем категориям бюджетников, перечисленных в Указах Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной и социальной политики".
Работа в данном направлении не ограничивается только бюджетным сектором. Неразрывно с темой повышения трудовых доходов связаны мероприятия, проводимые по снижению неформальной занятости.
В результате реализации комплекса мер, направленных на увеличение заработной платы и легализации трудовых отношений, выявлено и устранено 227 нарушений, что выше на 34,3% контрольного показателя по снижению неформальной занятости, доведенного до города Кирсанова.
В 2018 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий составила 25175,3 рублей. Целевой показатель по заработной плате, установленный на соответствующий год, перевыполнен на 8%.
Просроченной задолженности по заработной плате в городе нет.
Уровень безработицы сохранился на уровне 2017 года и составил 0,4.
Изменение законодательства о повышении пенсионного возраста способствовало принятию дополнительных мер, направленных на поддержку граждан предпенсионного возраста. Работа с предприятиями, где трудятся люди предпенсионного возраста, выявление потребности работников в получении профессионального обучения в целях содействия их занятости – новое важное направление деятельности межведомственной комиссии по легализации неформальной занятости в рамках регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение".
Достижение отраженных в докладе результатов социально-экономического развития города стало возможным за счет увеличения доходов бюджета города и выполнения взятых на себя бюджетных обязательств по финансированию мероприятий в рамках программных расходов.
Был реализован комплекс мероприятий, направленных на сохранение устойчивости и сбалансированности бюджета города, обеспечение своевременного и в полном объеме поступления в бюджет города Кирсанова налоговых и неналоговых доходов, укрепление платежной дисциплины, обеспечение реалистичности и достоверности экономических прогнозов и бюджетных проектировок, сохранение социальной направленности бюджетных расходов.
Продолжена работа по развитию программно-целевого метода финансирования. В 2018 году за счет средств бюджета города осуществлялось финансирование 17 муниципальных программ. Исполнение расходных обязательств по реализации программ за счет всех источников финансирования составило 372,4 млн.рублей или 94 процента.
В отчетном году в бюджет города поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 100,8 млн.рублей, безвозмездные поступления из областного бюджета составили 298,9 млн.рублей.
Поступления собственных доходов бюджета города обеспечивали 12 доходных источников, но 73% ( или 73,0 млн.рублей) собственных доходов обеспечили 3 доходных источника: налог на доходы физических лиц в сумме 40,5 млн.рублей или 40%, единый налог на вмененный доход в сумме 11,6 млн. рублей, соответственно 12% от общего объема доходов, налоги на имущество в сумме 21,0 млн.рублей или 21%.
В результате проводимых мероприятий по эффективному распоряжению муниципальным имуществом и земельными участками, расположенными на территории города, в бюджет города поступили денежные средства:
- от сдачи земельных участков в аренду - 11,4 млн. рублей;
- от продажи земельных участков в рамках проведения приватизации – 2,4 млн.рублей;
- от аренды и приватизации муниципального имущества – 3,7 млн.рублей.
Объем безвозмездных поступлений из областного бюджета дотаций, субвенций и субсидий составил за прошедший период 75% от общего объема доходов. Дополнительно из бюджета области поступила финансовая помощь (дотация на сбалансированность бюджета) в сумме 48,1 млн.рублей.
В 2018 году проведена реструктуризация обязательств перед областным бюджетом по бюджетным кредитам, предоставленным в 2015-2018 годах в сумме 15,7 млн.рублей, что оказало положительное влияние на бюджет города. На 1 января 2019 года бюджет города не имеет муниципального долга.
В целом объем расходов бюджета города за 2018 год составил в сумме 394,8 млн.рублей с ростом к уровню 2017 года на 25 процентов.Бюджет города сохранил социальную направленность.
В структуре расходов бюджета 51% или 202,6 млн.рублей занимают расходы на оплату труда с начислениями работникам бюджетной сферы города.
Дополнительно на повышение заработной платы отдельным категориям работников муниципальных учреждений города было направлено средств в сумме 6,8 млн. рублей.
Приоритетным направлением расходования бюджетных средств в 2018 году являлась социальная сфера, на содержание учреждений образования направлено средств в сумме 214,3 млн. рублей, что составило 54% всех расходов бюджета и больше уровня прошлого года на 129%, расходы на финансирование учреждений культуры составили 19,8 млн. рублей, это больше уровня 2017 года на 126%, объем финансирования мероприятий по социальной политике составил 12,5 млн. рублей.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство города в 2018 году составили 28,2 млн. рублей, в том числе на уборку и содержание города направлено средств в сумме 18,5 млн.рублей.
Расходы бюджета на капитальные вложения за прошлый год составили 103,0 млн.рублей.
Объем расходов на содержание органов местного самоуправления в отчетном году составил 28,5 млн.рублей, в пределах норматива, установленного постановлением администрации области.
В целях обеспечения укрепления доходной базы бюджета города и сокращения задолженности по налоговым и неналоговым платежам в прошлом году проведено 30 заседаний межведомственной комиссии города Кирсанова по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и погашению недоимки в бюджет города Кирсанова и в государственные внебюджетные фонды, в результате дополнительно поступило в бюджет города 1,9 млн.рублей.
Важную роль в эффективном использовании бюджетных средств играет проведение конкурентных процедур в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города. В 2018 году по конкурентным процедурам было заключено 16 контрактов на общую сумму 124,0 млн. рублей, при этом экономия составила 6,2 млн. рублей.
Задачи, которые стоят перед нами в 2019 году в целях исполнения бюджета города:
- обеспечить рост налоговых и неналоговых доходов по сравнению с 2018 годом в сопоставимых условиях;
- принять меры по выполнению показателей по мобилизации доходов в бюджет города;
- обеспечить достижение целевых показателей повышения оплаты труда работников бюджетной сферы, в соответствии с указами Президента Российской Федерации;
- обеспечить выполнение принятых обязательств своевременно и в полном объеме;
- принять активное участие в привлечении дополнительных средств за счет софинансирования из областных и федеральных программ;
- не допускать образования просроченной кредиторской задолженности.
Решение поставленных задач позволит обеспечить стабильное исполнение бюджета и выполнение всех принятых обязательств.
Финансовая и исполнительская дисциплина должна стать основой для движения вперед. Несмотря на трудности, надо строить планы на будущее, много работать и не останавливаться на достигнутом.
Население города, как показывают социологические исследования, очень чутко реагирует на состояние дел в городе.
Важным направлением работы администрации города является работа по рассмотрению письменных и устных обращений граждан. За 2018 год в администрацию города поступило 906 обращений граждан (2017 год - 1259). На личный прием к главе города обратились 84 человека. Все обращения рассмотрены в установленные действующим законодательством сроки.
Обеспечение доступа населения к информации о деятельности администрации города с использованием информационных технологий осуществляется посредством официального сайта. Сайт имеет версию для слабовидящих, имеет вкладку приема обращений граждан в форме электронного документа, разработанную в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. За 2018 год поступило 51 электронное обращение (2017 год - 41). Сайт доступен любому пользователю сети Интернет и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации.
Жители активно пользуются официальным сайтом администрации города. В 2018 году сайт посетили 26781 человек (2017 год - 22318).
Все большей популярностью пользуется получение государственных и муниципальных услуг через многофункциональный центр: в отчетном периоде поступило более 40 тысяч обращений граждан.
По сравнению с прошлым годом количество оказанных услуг увеличилось на 2 процента.
В 2018 году впервые через отделения МФЦ была реализована возможность приема заявлений от граждан, желающих проголосовать на выборах не по месту регистрации, а по месту фактического пребывания; предоставление услуг по принципу экстерриториальности, независимо от места регистрации заявителя.
С 3 сентября 2018 года в МФЦ было внедрено комплексное оказание услуг. Это значит, что по единому заявлению можно получать от двух и более видов услуг, перечень которых установлен распоряжением Правительства РФ.
Работа главы города, администрации города организована в соответствии с Уставом города, Регламентами, положениями о структурных подразделениях администрации города.
В администрации города создана нормативная база, позволяющая структурным подразделениям выполнять свои полномочия. Все проекты нормативных правовых актов проходили антикоррупционную экспертизу в Кирсановской межрайонной прокуратуре. В результате проверки норм, противоречащих Конституции РФ, федеральному, региональному законодательству, коррупционных факторов не установлено. Нормативно-правовые акты публиковались (размещались) на сайте сетевого издания "РИА "ТОП68" (www.top68.ru), газете "Кирсановская газета", на официальном сайте администрации города в сети Интернет.
Проведено 8 заседаний коллегии администрации города, на которых рассмотрено 35 вопросов, направленных на улучшение социально-экономического развития города, исполнение бюджета города, жизнеобеспечение населения.
За отчетный период было принято 1550 постановлений администрации города, 698 распоряжений, документооборот составил 11723 единицы.
Успешное развитие города во многом зависит от людей, которые в этом городе живут и трудятся. И, несомненно, работоспособные и активные граждане являются ценностью и кадровым потенциалом для учреждений и организаций. С целью поощрения кирсановцев, внесших вклад в развитие города, в администрации сложилась определенная система наградной работы. В 2018 году 5 человек награждены почетными грамотами и благодарственными письмами администрации области, Именной премией города Кирсанова - 1 человек и 232 человека - почетными грамотами и благодарственными письмами администрации города.
Ежегодно в соответствии с Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 года № 607 нами проводится анализ 40 показателей комплексной оценки эффективности деятельности, как количественных, так и качественных, по 9 направлениям развития муниципалитета. Вся работа администрации города, отраженная в отчетном докладе и направленная, прежде всего, на решение вопросов местного значения, через систему показателей позволяет оценить уровень соответствия результатов деятельности поставленным целям и задачам, определить приоритеты социально-экономического развития города, выявить проблемы, требующие решения, наметить направления муниципальной политики.
По результатам комплексной оценки Кирсановом в 2017 году были достигнуты наилучшие результаты среди городов области. В 2018 году мы обеспечили рост по ряду показателей к уровню 2017 года. В настоящее время областью проводится оценка работы муниципалитетов по итогам 2018 года.
Уверен, все то, что мы сделали в 2018 году, станет прочным фундаментом для динамичного развития города на предстоящие несколько лет.
На текущий год у нас намечены обширные планы по актуальным для нашего города вопросам. Ведь любовь к родному краю, ответственность, целеустремленность принесут только пользу для развития города. Поэтому только вместе, взаимодействуя каждый день, учитывая мнение каждого жителя и руководствуясь законом, мы сможем эффективно решить стоящие перед нами задачи и достигнуть поставленные цели социально-экономического развития города.
Все мы понимаем, что есть вопросы, которые можно решить сегодня и сейчас, а есть вопросы, которые требуют долговременной перспективы. Администрация города всегда готова прислушаться к советам горожан, помогать в решении проблем. Но мы также рассчитываем на поддержку самих жителей, руководителей предприятий и предпринимателей, на ваше деятельное участие в обновлении всех сторон жизни нашего города, на вашу гражданскую инициативу, на вашу заинтересованность, каким быть городу Кирсанову уже сегодня и завтра. Уверен, что при поддержке активных неравнодушных жителей города, вместе мы сможем сделать нашу жизнь достойной, а город красивым и уютным.
В заключение хочу еще раз озвучить те проекты, реализовать которые нам предстоит в 2019 году:
- продолжение реконструкции Кирсановского сахарного завода – 1,9 млрд.рублей;
- ремонт дорог на сумму 56,0 млн. рублей за счет средств бюджета Тамбовской области ;
- текущий ремонт дорог – 1,5 млн. рублей;
- строительство детского сада-яслей на 50 мест – 57,0 млн. рублей;
-капитальный ремонт многоквартирных домов на сумму 13,3 млн. рублей;
- строительство общественного туалета возле парка "Сказка" - 1,4 млн. рублей;
- благоустройство дворовых территорий - 6,7 млн. рублей;
- ремонт фасада и крыши здания Центр детского творчества – 17,5 млн. рублей;
- установка детских игровых площадок;
- оснащение краеведческого музея оборудованием – 6,0 млн. рублей.