В этот раз он состоялся в учебном корпусе № 2, где педагоги школ города, заместители директора по учебно-воспитательной работе, методисты познакомились с использованием системно-деятельностного подхода в образовательной практике.
Гостей приветливо встречали с утра волонтёры из числа учеников у самого школьного порога. И здесь, можно сказать, наглядно было продемонстрировано мастерство и таланты детей и педагогов школы. Выставка детского творчества "Осенние фантазии", организованная старшей вожатой Ириной Милохиной, впечатляла своим масштабом и мастерством исполнения. В течение дня и дети, и гости с интересом рассматривали осенние поделки юных мастеров.
В рамках обязательных требований
Как только начались уроки в классах, за парты сели и сами участники практико-ориентированного семинара. Открывая его, Татьяна Полякова, заместитель директора по УВР, представила презентацию работы педагогического коллектива по теме "Использование системно-деятельностного подхода в образовательной практике". В первую очередь в своём выступлении она ответила на вопрос о том, какие качества и способности необходимы человеку в постоянно меняющихся условиях 21 века. Несомненно, это новые знания и навыки. Перечисляя качества современного человека, она назвала предприимчивость и творчество, самостоятельность и ответственность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группе, готовность постоянно учиться, находить и применять нужную информацию. Всё это актуализирует задачи развития личности обучающегося, является важнейшим ориентиром в модернизации российского образования.
— Вызовы современности предопределили введение Федерального государственного образовательного стандарта, —отметила Татьяна Полякова. — ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, а механизмом развития личности обучающегося — формирование системы универсальных учебных действий, обеспечивающей развитие способности и готовности учиться. Таким образом, речь идёт о важной составляющей качества результата образования — о компетентности личности, способной к жизни в постоянно меняющихся условиях.
Она также рассказала, что основной задачей введения ФГОС является научно-методическое сопровождение реализации компетентностного обучения и одного из его важнейших направлений — системно-деятельностного подхода. Педагог подчеркнула, что современная школа должна научить обучающихся учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, то есть развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетенции, уровень сформированности которых зависит и от компетентности учителя. В продолжение своего выступления она рассказала о реализации технологии деятельностного метода в практическом преподавании, о критериях результативности урока в рамках ФГОС.
Также педагог подробно ответила на вопросы о том, как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода; как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов; какой учебный материал отобрать и как его структурировать; какие методы и средства обучения выбрать; как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения.
В ТЕМУ:
Оксана ВАНЯВКИНА,
заместитель директора школы № 1
по учебно-воспитательной работе:
— Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети добывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. И это мы сегодня видели в ходе состоявшегося семинара.
Важно, что урочная деятельность была построена так, что в процесс были вовлечены абсолютно все участники. Детям уроки нравились, чувствовалась хорошая связка в учебном процессе между детьми и педагогами, которые, в свою очередь, помогали ребятам посмотреть на задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину. Несомненно, всё это будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
И "Колесо истории", и "малахитовая шкатулка"
В продолжение семинара участники посетили открытые уроки педагогов учебного корпуса № 2, поучаствовали в заседаниях кружков, клубных часах и других мероприятиях.
Светлана Егоркина, учитель начальных классов, провела интегрированный урок по теме "Заюшкина избушка" во 2 "Г" классе. Светлана Небываева, учитель начальных классов, провела в 3 "Г" урок — открытие новых знаний по русскому языку по теме "Синонимы". В это же время в 4 "Г" на уроке технологии Надежды Тишкиной, учителя начальных классов, дети смастерили "малахитовую" шкатулку по одноимённой теме.
На третьем уроке Ирина Казьмина, учитель математики, провела в 6 "Г" открытый урок по теме "Решение практико-ориентированных задач". В 7 "В" Оксана Чернова, учитель английского языка, пригласила участников семинара на открытый урок по теме "Письма о животных". Татьяна Самодурова, учитель русского языка и литературы, провела открытый интегрированный урок словесности по теме "Тёплый хлеб" (по произведению К. Г. Паустовского) в 5 "Г".
Не менее интересным был интегрированный урок словесности по теме "Фразеологизмы" в 6 "Г" классе. Его провела Галина Кувшинова, учитель русского языка и литературы. Открытый урок ИЗО в 5 "Д" классе прошёл по теме "Народный праздничный костюм". Его провела Надежда Волынкина, учитель ИЗО и технологии. На шестом уроке в 5 "Д" классе прошло открытое заседание кружка "Колесо истории" по теме "Рядом с настоящим — прошлое". Его провела Наталия Захарова, учитель истории и обществознания, педагог дополнительного образования. Открытое мероприятие — фольклорный праздник "Жниво" — прошло в 4 "Г" классе. Его провела Марина Андросова, учитель музыки, педагог дополнительного образования.
Не менее интересно прошли клубный час "Хлеб — наше богатство", который провела Ольга Булычева, воспитатель ГПД, и клубный час "Праздник осени". Его организатором стала Валентина Кондрат, воспитатель ГПД.
В течение всего дня в школе работала выставка детского творчества, а каждая перемена для ребят была динамической. Дети и взрослые в едином тандеме не только двигались под ритмы музыки, но и играли в настольный теннис.
Стоит отметить, что каждый урок был наполнен по своему содержанию. Было видно, что и дети, и педагоги увлечены работой. И урочное время пролетало просто незаметно. На каждом уроке можно было лично убедиться, что системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. К такому общему выводу пришли сами участники семинара за "круглым столом", на подведении итогов плодотворного учебного дня.
Фото автора.