От Тамбова — к Чувашии
Первый аналогичный съезд проходил в Москве. Второй — в 2014 году в Тамбове, в нём впервые принимали участие, выступая на дискуссионных площадках, С. Н. Простецова, начальник отдела образования, Е. Н. Хохлова, директор Уваровщинской школы, и С. В. Прохорова, преподаватель Кирсановского аграрно-промышленного колледжа. А в этом году Тамбовщину на III Всероссийском съезде учителей сельских школ представили Е. Н. Хохлова, директор Уваровщинской школы Кирсановского района, и О. П. Илларионова, директор Татановской школы, председатель ассоциации "Агрошколы России".
Тема состоявшегося съезда — "Учитель сельской школы в векторе развития России". В нём приняли участие более 500 участников из разных уголков страны. Инициатором проведения этого мероприятия является Общероссийская общественная организация "Всероссийское педагогическое собрание". А модератором съезда стала А. И. Аршинова, заместитель председателя комитета Госдумы Федерального собрания РФ по образованию.
О том, какие впечатления оставил прошедший съезд, рассказывает Екатерина Николаевна Хохлова:
— Ещё до начала съезда работали тематические выставки, демонстрировались видеоролики о сельских школах России, — делится впечатлениями делегат. — Пленарное заседание положило начало работе. С приветственным словом на пленарном заседании выступали М. В. Игнатьев, глава Чувашской республики, О. А. Машковцев, помощник полномочного представителя президента РФ в Приволжском Федеральном округе. Присутствовали два председателя комитетов Госдумы федерального собрания: В. А. Никонов — по образованию и А. Г. Аксаков — по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. В ходе заседания выступил летчик-космонавт С. Н. Рязанский, председатель общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников".
Площадка для дискуссии
Екатерина Николаевна рассказала и о работе дискуссионных площадок. Каждая из них — это место не только для дискуссии, но и для обмена опытом, который может стать в дальнейшем для многих участников отправной точкой дальнейшего развития на местах, в своих сельских школах. Тема первой дискуссионной площадки: "Сельская школа — центр социокультурной жизни села". Эта модель не является для Тамбовщины новшеством. А здесь, в частности, была озвучена проблема школьных автобусов. Стоит отметить, что у нас нет проблем со школьными автобусами, в этом году на областном уровне особенно помогли с решением этой проблемы, когда мы получили три ПАЗа и один УАЗик, а по федеральной программе в этом году должны получить ещё один ПАЗ. И было отрадно осознавать, что со стороны региональной власти, губернатора А. В. Никитина школы области находят хорошую поддержку в этом вопросе. А со стороны муниципалитета оплачивается ремонт автобусов.
Вторая дискуссионная площадка поднимала такую тему, как "Условия жизни сельского учителя. Чья эта забота?". В этой части обсуждались проблемы привлечения учителей для работы в сельской школе. В ходе дискуссии участники рассказывали о том, какое решение находит эта проблема для молодых учителей в разных регионах нашей страны.
В третьей дискуссионной площадке участники попытались ответить на главный заявленный вопрос: "Каким должен быть современный учитель?". В частности, прошло обсуждение профстандарта, который вводится как требование к учителю.
Министр ставит задачи.
Центральным выступлением стал доклад министра образования Ольги Юрьевны Васильевой. Какие аспекты стали первоочередными в докладе? В первую очередь, министр обратила внимание на начальное образование, поставив задачу сократить количество учебников, которыми не пользуются начальные школы, чтобы у всех детей был единый базис в подготовке. Приоритетными О. Ю. Васильева также считает задачи воспитания подрастающего поколения. Отдельной частью в докладе озвучили тему ЕГЭ.
— На съезде прозвучал опыт школы Брянской области, — рассказывает Е. Н. Хохлова, — когда, для того, чтобы сохранить сельскую школу в п. Сенное, почти все члены коллектива и жители села в опеку взяли детей, в три раза увеличив численность детей, обучающихся в этой школе, — всего 23 человека. Тем самым учитель стал не просто учителем, как профессионал, но и совместил ещё одну функцию — опекуна, сохранив школу в селе. На большом экране продемонстрировали видеоролик, рассказывающий о том, как живут дети и учителя, и было видно, что, несмотря на все существующие трудности, они счастливы. Такому гражданскому поступку населения и коллектива все делегаты аплодировали стоя.
Четвёртая площадка "Сельская школа и российское движение школьников". В настоящее время этому уделяется большое внимание. Российское движение школьников организуется по четырём направлениям. Первое — это личностное направление ребёнка, второе — воспитание гражданина, третье — военно-патриотическое воспитание и четвёртое — формирование здорового образа жизни.
— Здесь шла речь про кадетские и казачьи классы, про волонтёрское движение, о развитии самоуправления учащихся. Для нас, как делегатов от Тамбовской области, этот вопрос был особенно интересен, так как и Уваровщинская, и Татановская школы вошли в число пилотных площадок по Российскому движению школьников, — подчеркнула в ходе разговора Екатерина Николаевна. — В этом году мы впервые открыли на базе нашей школы кадетский казачий класс на параллели пятых классов. Кроме того, у нас активно развивается волонтёрское направление и занимают призовые места во время конкурсов и ассамблей.
Активно развивается на базе нашей школы и самоуправление, и все видели, что даже ведение общешкольных линеек мы отдаём сегодня детям. Тем не менее, это обширное поле деятельности по формированию российского движения школьников, и здесь было чему поучиться.
На образовательной карте —Тамбовщина
Как же была представлена Тамбовская область на III Всероссийском съезде учителей сельских школ? Несколько школ Тамбовщины в векторе развития России были представлены на пятой дискуссионной площадке, в которой приняли участие делегаты от Тамбовской области. Называлась она так: "Общественно полезный труд школьников на селе: современные модели взаимодействия с работодателями".
— Каждый участник рассказал о своих достижениях и первых опытах в данном направлении, — рассказывает Е. Н. Хохлова. — Что касается работы нашей дискуссионной площадки, то Татановская школа представила свой опыт сотрудничества совместно с Мичуринским государственным аграрным университетом и фирмой "Сидека". Имея крепкую материально-техническую базу, они ставят эксперименты по выращиванию овощей на территории Тамбовской области.
Справедливо прозвучал вопрос о необходимости укрепления материально-технической базы образовательных организаций в случае внедрения трудового образования. От себя лично и от лица нашей школы выступила с вопросом о квотировании на федеральном уровне штатной единицы педагогов дополнительного образования. Считаю, что школе необходимо ввести эту ставку, чтобы, в том числе, через дополнительное образование, реализовывать модели взаимодействия с работодателями.
По завершении работы дискуссионных площадок состоялось подведение итогов и озвучено решение съезда. Выступление детских коллективов Чувашской республики стало ещё одной яркой, запоминающейся частью, о которой Екатерина Николаевна рассказала отдельно. Юные таланты впечатлили многочисленную армию делегатов. А тёплый приём, хорошая организация и высокий уровень проведения III Всероссийского съезда учителей сельских школ наверняка останется в памяти всех его участников.
Конечно же, самое главное, что выносят из подобных встреч участники — это бесценный опыт общения с коллегами из других регионов, обсуждение, поиск точек соприкосновения. Ведь весь прошедший день не ограничивался рамками обозначенных тем дискуссионных площадок.
Фото из архива Е. Н. Хохловой