Зачем нужна наука обществу?
Каждый мыслящий человек не раз задавался этим вопросом. Ответов может быть множество. Самый простой ответ школьника, наверное, будет звучать так: "Наука нужна обществу для того, чтобы объяснить сложные, порой загадочные явления".
А если вдумчиво подойти к этому вопросу, можно дать такой ответ: "Наука — удел наиболее наблюдательных и пытливых умов, которым дано делать открытия, создавать новые знания, делать их доступными всему человечеству". Разве можно не согласиться с тем, что ценность науки состоит в её полезности для общества, в способности преобразовать нашу жизнь, сделать её насыщеннее и лучше?
Наука и наша школа
Вот и нашим школьникам небезразлична наука. К ней они имеют непосредственное отношение, когда впервые переступают порог садика. Да-да, вы не ослышались! Уже в детских дошкольных учреждениях наших малышей встречают квалифицированные воспитатели, которые 5—6-летних детишек приобщают к науке, проводя опыты-наблюдения над таянием снега, над первым появившимся ростком тюльпана.
В начальной же школе вчерашних дошколят знакомят с более сложной терминологией: мульчирование, парниковый эффект. Если системно подходить к обучению и воспитанию, то каждый урок или занятие на воздухе и природе даст положительный результат, принесёт свои всходы.
В стенах нашей школы учатся любознательные ученики, родители которых небезразличны к тому, как их дети развиваются. В процессе учебного года в школе проходит много мероприятий: традиционных, плановых, неординарных, — главными действующими лицами которых являются школьники.
Заинтересовать, вовлечь, научить — вот главная задача педагога. Каждый учитель старается найти подход к ребёнку, чтобы ему было комфортно в классном коллективе, чтобы каждый мог раскрыть свои способности. Для этого в школе есть всё: и кружки, и секции. Создано НОУ "Эвричонок", которому в этом году исполнилось три года. Многие школьники нашли применение своим талантам именно в этом ученическом обществе.
Для того чтобы школа действительно стала центром научно-исследовательской деятельности, необходимо провести огромную подготовительную работу: побеседовать с детьми и родителями, объяснить роль творческого подхода в развитии индивидуальных особенностей обучающихся, изучить мнение педагогического, ученического и родительского коллективов.
Что же приобретает обучающийся в ходе исследования? Во-первых, он получает практический навык работы с различными видами источников. Во-вторых, анализирует и систематизирует добытую информацию. Можно до бесконечности перечислять все приобретённые плюсы, но важно видеть то, что ребёнок начинает самостоятельно мыслить, рассуждать, выстраивать логическую цепочку, делать выводы, на одном уровне общаться со своим научным руководителем. Исследование ценно ещё и тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности, развивают свои интеллектуальные и творческие способности.
НОУ "Эвричонок" в действии
8 февраля в школе состоялась III научно-практическая конференция учащихся 2—9 классов "Мы и наука", которая прошла в рамках Всероссийской акции "Виват, наука!".
В зале торжественно и ярко от рисунков учащихся начальных классов и от плакатов старшеклассников. Все постарались на славу! В центре зала занавес, на котором разноцветными буквами написано "С днём рождения, "Эвричонок"! В центре в виде цветика-семицветика на лепестках фотопортреты руководителей НОУ "Эвричонок". От каждого лепестка отходят радужные волны, на которых написаны названия проектов, занявших призовые места в конкурсах разных уровней.
Всё готово к началу конференции. Интересна она и тем, что в этом году в ней приняли участие юные исследователи не только нашей школы, но и села Соколово. С коллективом педагогов мы сотрудничаем давно. Нам очень хотелось, чтобы произошло общение между детьми. И такой момент представился. С радостью мы встретили долгожданных гостей. Со своими проектами к нам приехали учителя (С. А. Фролкина, Л. М. Калашникова) и школьники (А. Николашина, 7 класс; Т. Кузнецова, 11 класс).
На конференцию были представлены проекты с разноплановой тематикой:
Степан Романюта "Планета — наш дом". 3 класс (н. р. Н. С. Рыжова).
Юлия Короткова "Календарь семейных профессий". 4 класс (н. р. Л. Н. Ефименко).
Кирилл Леонтьев "Мифологические боги Древней Руси и Греции: сравнительная характеристика". 5 класс (н. р. Л. И. Савченко).
Виктор Савосткин "Соприкосновение с античной культурой: исследователь античности Н. А. Кун и его книга "Легенды и мифы Древней Греции". 5 класс (н. р. Л. И. Савченко).
Алина Рафикова "А Лермонтов есть Лермонтов навеки…". 6 класс (н. р. Т. В. Агафонова).
Анна Николашина "Имя существительное —хлеб". 7 класс, с. Соколово (н. р. С. А. Фролкина).
Екатерина Желябовская "Один из величайших святых ХХ века преподобный Силуан Афонский". 8 класс (н. р. Л. И. Савченко).
Татьяна Кузнецова "Что в чашке чая?". 11 класс, с. Соколово (н. р. Н. Н. Коняшкина).
Сергей Коротков "Непревзойдённый тактик и новатор морских баталий Ф. Ф. Ушаков". 8 класс (н. р. Л. И. Савченко ).
Анастасия Селиванова, Ульяна Селиванова "Литературные тропинки села Ленинское". 9 класс (н. р. Г. В. Лёвина).
Галина Волынкина "Сиртаки — калинка: национальное достояние двух стран". 8 класс (н. р. Л. И. Савченко).
На одной волне с Грецией
"Калимэра! Ты канэтэ?" — так по-гречески приветствовала нас Валентина Викторовна Сучек, к. п. н., учитель биологии и химии школы при Посольстве РФ в Греции, и попросила меня перевести, что я и сделала. "Добрый день! Как ваши дела?" — звучали с экрана её слова. Перед нашим взором предстала площадь Синтагма. На фоне Парламента Греции Валентина Викторовна произнесла слова приветствия для всех участников и гостей конференции. Она говорила, и все заворожённо слушали: кто-то всматривался в очертания греческой столицы, стараясь увидеть признаки весны в Афинах; кто-то внимал каждому слову; кто-то рассматривал неизвестного человека и видел в ней прекрасную женщину. Все эти впечатления и эмоции вызвала Валентина Викторовна.
Она благодарила за то, что научная деятельность, начатая когда-то ею, продолжается, что она следит за нашими успехами и радуется вместе с нами. Но Валентина Викторовна не была бы Валентиной Викторовной, если бы не заинтриговала всех присутствующих. С экрана зрители могли лишь услышать, что от неё для самого креативного исследователя отправлен специальный приз из Афин. Публика ожила и заволновалась.
Конференция началась. Вниманию слушателей был представлен проект ученика 4 класса школы при Посольстве РФ в Греции Максима Полещука (научный руководитель В. В. Сучек) "Красная книга России и Греции: сравнительная характеристика". Один слайд сменялся другим, а присутствующие не отрывали глаз от экрана. Подача материала, насыщенность, содержательность приковывали внимание. Валентина Викторовна ещё раз преподнесла нам урок по методике составления презентаций и правильного расположения в ней материала, за что мы ей очень благодарны. Бурными аплодисментами завершился просмотр проекта.
Следующим сюрпризом была "Красная книга гениальных мыслей, которые находятся на грани исчезновения", которую прислала Валентина Викторовна и попросила с сегодняшнего дня занести на первую страницу отзывы о проведённом мероприятии, а затем продолжить, фиксируя в ней самые яркие впечатления школьной жизни.
Практическая часть
Торжество продолжилось принятием в общество эвричат учащихся 2 класса. Им надели конфедератки белого цвета, тем самым узаконив их причастность к науке.
Конференция вошла в своё естественное русло. Было заслушано 10 проектов. Работали две секции: 2—7 классы, 8—11 классы. Жарко пришлось всем: и выступающим, и жюри. Волновались и родители, и сельчане, которые пришли посмотреть на юных исследователей. В паузах между защитой проектов и подведением итогов 8-классники развлекали публику: был исполнен национальный греческий танец "Сиртаки" (его мы назвали танцем дружбы), провели интеллектуальную викторину, сделали фото на память.
Награждение
Подведение итогов не заставило себя ждать.
I место — Анна Николашина "Имя существительное — хлеб". 7 класс, с. Соколово (н. р. С. А. Фролкина); Анастасия Селиванова, Ульяна Селиванова "Литературные тропинки села Ленинское". 9 класс (н. р. Г. В. Лёвина).
II место — Кирилл Леонтьев "Мифологические боги Древней Руси и Греции: сравнительная характеристика". 5 класс (н. р. Л. И. Савченко); Татьяна Кузнецова "Что в чашке чая?". 11 класс, с. Соколово (н. р. Н. Н. Коняшкина).
III место — Юлия Короткова "Календарь семейных профессий". 4 класс (н. р. Л. Н. Ефименко); Сергей Коротков "Непревзойдённый тактик и новатор морских баталий Ф. Ф. Ушаков". 8 класс (н. р. Л. И. Савченко).
Члены жюри (Г. А. Комарова, руководитель филиала в с. Ленинское, Н. А. Муратова, методист дошкольной группы "Теремок", Г. Ф. Шевченко, заведующая сельской библиотекой с. Ленинское) прокомментировали каждое выступление, вручив дипломы и грамоты. Специальный приз от Валентины Викторовны Сучек (беспроводная мышь) отправился с Татьяной Кузнецовой в Соколово, с чем мы её и поздравляем.
Послевкусие праздника
После практической части конференции всех ждал праздничный обед и сладкий стол. Торт в честь Дня науки и дня рождения НОУ "Эвричонок" испекла родительница ученика 8 класса Марина Алексеевна Ермакова. К чаепитию родители 8 класса приготовили много сладостей из домашней выпечки. Огромное им спасибо.
Мероприятие закончилось, но праздник науки навсегда останется в душе.
Л. САВЧЕНКО,
куратор НОУ "Эвричонок".
Фото предоставлено автором.