В данном случае посредничество третьего нейтрального лица при разрешении конфликта между двумя или более сторонами. Само посредничество старо, как мир. Суть концепции в том, что за жёсткими позициями конфликтующих сторон стоят, прежде всего, определённые потребности (интересы). И если в ходе переговоров удастся определить эти интересы сторон, то будет сделан огромный шаг на пути к достижению соглашения.
Медиатор строит переговоры таким образом, чтобы на первый план вышли именно интересы сторон. То есть решение, достигнутое в процессе медиации, будет являться взаимовыгодным, нет победителей и нет проигравших.
Цель данной службы заключается в том, чтобы повысить у учащихся уровень толерантности, т. е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса: сверстников, учителей, родителей с целью дальнейшего посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в конфликтную ситуацию.
Школьная служба примирения
Актуальность создания служб школьной медиации в образовательных организациях, а также развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено целым рядом причин.
Школьная жизнь – это очень сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно различные пласты взаимодействия большого количества людей, в ходе которого возникает немалое количество конфликтных ситуаций. У современной школы есть ряд инструментов для разрешения конфликтных ситуаций, но далеко не все они результативны и конструктивны, что часто отмечают и сами участники образовательного процесса. В связи с этим в России организовываются школьные службы примирения, где медиаторы (независимые посредники) помогают учащимся разобраться в конфликтной ситуации. Таким образом, школьная служба примирения – это служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы.
В первую очередь это: разрешение конфликтов силами самой школы; изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации; профилактика школьной дезадаптации; школьное самоуправление и волонтёрское движение подростков школы; обучение подростков-волонтёров правилам проведения и методам решения конфликтной ситуации, а также проведение сеанса медиации.
"Школьная медиация" – это инновационный метод, который применяется для: разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
И детям, и родителям, и школе
Что же даёт участие в школьной службе примирения? Подростку, совершившему правонарушение: осознать причины своего проступка и их последствия; принести извинения и получить прощение; загладить причинённый вред; вернуть к себе уважение и восстановить важные отношения, которые, возможно, были нарушены в результате случившегося.
Родителям: помочь ребёнку в трудной жизненной ситуации; способствовать развитию у него ответственного и взрослого поведения.
Потерпевшему: избавиться от негативных переживаний и желания отомстить; убедиться в том, что справедливость существует.
В целом для школы: разрешение конфликтов силами образовательного учреждения; изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации; профилактика школьной дезадаптации; школьное самоуправление и волонтёрское движение учащихся.
А результат какой?
В качестве важнейшего результата восстановительной медиации рассматриваются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причинённый вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации. Служба реализует программы примирения, важным результатом которых является как преодоление враждебности между сторонами, так и участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации.
Программой примирения называют встречи участников конфликта, организуемые медиатором (нейтральным посредником) за "столом переговоров". Результатом медиации может быть соглашение или примирительный договор, передаваемый в орган, направивший случай на специальную коррекционную медиацию. Примирительный договор (соглашение) может учитываться данным органом при принятии решения о дальнейших действиях в отношении участников ситуации, вызывающих опасения.
При этом с помощью школьной службы медиации и тесной работой с программой "Не оступись" восстановительного подхода создана новая, более эффективная система помощи семье и детям, а также защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или вступивших в конфликт с законом.
Вместе с этим Российская Федерация активно интегрируется и стремительно глобализируется с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми.
Алина Федосеева,
педагог-психолог филиала
МБОУ "Уваровщинская сош" в с. Соколово.
Фото предоставлено автором.