В нём были определены основы организации российского государственного управления. Кроме того, царь повелел ввести архивы во всех органах власти государства российского.
В состав Архивного фонда РФ входят все архивные документы, которые находятся на территории России, независимо от вида носителя, времени и способа их создания, места хранения, источника их происхождения и форм собственности. Неоспорим тот факт, что архивы обладают важнейшим историческим, социальным, научным, экономическим, политическим и культурным значением.
Архивы всегда посещаются исследователями, так как в них можно найти массу полезной и даже уникальной информации. Архив – это память общества, наша история. В последние годы интерес к архивам неуклонно возрастает. Мы должны собирать это наследие, приумножать, а самое главное – сохранять.
Необходимо отметить, что архивный фонд постоянно пополняется. Одной из основных задач архива является его комплектование. На сегодняшний день в архиве Ковернинского муниципального района - 38664 единицы хранения, из них управленческой документации – 19737, по личному составу – 18921, документов личного происхождения – 24 единицы хранения. Самые ранние из них относятся к 1927 году, а самые последние датируются сегодняшним днём.
Приятно отметить, что на архивное хранение поступают редчайшие документы личных архивных коллекций граждан, наших земляков. Начало такой коллекции в прошлом году положил председатель районного отделения общества "Нижегородский краевед" заслуженный работник культуры РФ, почётный ветеран Ковернинского района И.С. Харичев. В преддверии праздника дорогим подарком для нашего архива стали документы из личной коллекции А.А. Балдина, почётного ветерана Ковернинского района, краеведа, автора исторических статей о Ковернинском крае.
Список источников комплектования архива Ковернинского муниципального района на 2018 год содержит 52 организации, разные по направлению деятельности и составу документов. Качество передаваемых документов в архиве зависит от тех, кто занимается делопроизводством в организации. Архивные работники постоянно работают с этими документами, и хотелось бы держать в руках правильно и качественно оформленные дела.
Главная задача архивов – это сохранность документов, постоянный контроль за их физическим состоянием. Продолжительное время архивохранилище Ковернинского муниципального района было переполнено. Но на сегодняшний день ситуация поменялась в лучшую сторону. Администрацией района выделено дополнительное архивохранилище, куда уже переведена часть документов.
Безусловно, в век информационных технологий архив не стоит на месте. Вводятся программы электронного учёта документов архивного фонда администрации. Налажен безбумажный документооборот с сотрудниками управления Пенсионного фонда Ковернинского района по закрытой системе VipNet. Установка данного программного продукта обеспечивает архиву и учреждению Пенсионного фонда района быстрое и качественное исполнение социально-правовых запросов граждан и уменьшает время проведения в очередях за получением архивных справок.
Сотрудничество с МФЦ позволяет гражданам оставить запрос для исполнения архивистам, в любое удобное для заявителя время. Архив имеет электронную почту и доступ к Интернет-ресурсам, с 2017 года имеет свою страницу на сайте администрации. Для комплексного решения проблем обеспечения безопасности и сохранности архивных фондов, эффективного их использования, улучшения материально-технической базы, обеспечения доступа к архивным документам и получения архивной информации, а также дальнейшего развития архивного дела разработана муниципальная целевая программа "Усиление безопасности и обеспечение сохранности архивных фондов Ковернинского муниципального района Нижегородской области на 2018-2020 годы". В целях повышения качества исполнения и доступности муниципальных услуг утверждён административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Выдача копий архивных документов, подтверждающих право владения землёй".
Специалисты идут в ногу с современными требованиями. Правда, некоторые из них для нашего архива пока ещё не выполнимы. Например, оцифровка всего массива документов. Для проведения такого вида работ требуются особые условия и качественная аппаратура. Ведётся работа по выявлению и постановке на отдельный учёт документов ОЦД (особо ценные документы), выявлено 8 фондов – 1876 документов более 2000 единиц хранения. Важнейшим направлением работы архива является ведение учётной документации. Кроме этого, ежегодно проводится паспортизация организаций, входящих в список комплектования муниципального архива.
Основной движущей силой развития архивного дела являются люди, непосредственно вложившие и вкладывающие в работу свои силы, душу и знания. Благодаря труду многих поколений архивистов сохранён для нас и наших потомков содержащийся в фондах архива исторический материал. Это Александра Александровна Земская (1930 г.), Марфа Николаевна Смирнова (1933-1939 гг.), Анна Ивановна Тюрина (1939-1940 гг.), Мария Ипатьевна Пряничникова (1940-1945 гг.), Пётр Григорьевич Охотников(1949-1954 гг.), Михаил Николаевич Шевелёв, Антонида Леонидовна Галкер, Клавдия Петровна Сибиркина (1965-1969 гг.), Екатерина Егоровна Рупасова (1969-1986 гг.), София Ивановна Кунташова, Людмила Михайловна Багдасарян (1986-2005 гг.), Татьяна Николаевна Осетрова (2000-2014 гг.), Татьяна Анатольевна Комарова (с 2015 г.)
Архив решает проблемы сотен граждан, исполняя запросы тематического и социально-правового характера, помогает организациям и учреждениям в организации делопроизводства. С организациями ведётся практически каждодневная работа. Самая трудоёмкая работа архива – исполнение социально-правовых запросов, объём которых ежегодно растёт. За прошедший год в архив поступило более 1900 запросов граждан, в том числе и из-за рубежа: Казахстана, Германии; из других регионов нашей страны: Новосибирской области, Алтайского края, Дальнего Востока; из других районов. За год было исполнено более 1100 социально-правовых запросов.
Нами выписываются для граждан следующие справки: о подтверждении стажа работы при утере трудовых книг по книгам заработной платы; о заработной плате за 5, 10, 15 лет для назначения, перерасчёта, выплаты трудовых пенсий, об отработанных трудоднях колхозников, о недооформленных приказах, не проставленных в трудовых книгах датах, выписки из приказов и др. За год исполнено более 700 тематических запросов. Следует отметить, что в 2017 году по сравнению с предыдущими годами произошло значительное увеличение общего количества тематических запросов, что связано с ростом количества имущественно-правовых и генеалогических запросов граждан.
За год архивом выдаётся свыше 500 копий правоустанавливающих документов. На некоторые запросы мы вынуждены давать отрицательный ответ, так как документы в архив не поступали. Осложняет работу и то, что заявители при утере трудовой книжки для восстановления трудового стажа дают примерную дату приёма и увольнения. Приходится поднимать документы чуть ли не за весь период трудовой деятельности. Или же зачастую люди не могут назвать дату постановлений на выделение земельного участка под индивидуальное строительство, приходится смотреть документы за несколько лет. А актов о вводе в эксплуатацию жилых помещений в архивных документах более ранних сроков издания, зачастую, не имеется, приходится искать постановления о выдаче ордеров на вселение по приблизительным срокам. Иногда, чтобы исполнить какой-то запрос, нам приходится перелистать свыше 40-50 дел за 10-15 лет. За 2017 год специалистами архива пришлось поднять и просмотреть 10437 дел. Все запросы стараемся исполнять качественно и в установленные Правилами сроки.
Одним из сложных направлений в работе любого архива является комплектование. Сегодня сложность заключается не только в том, что организации несвоевременно готовят и передают на хранение свои документы. Состояние документов, их сохранность зависит и от того, в каком состоянии они поступают в архив от фондообразующих организаций. Безусловно, решению данной проблемы способствуют ежегодные семинары с ответственными за делопроизводство и архив организаций, проводятся консультации, оказывается не только методическая, а в отдельных случаях и практическая помощь.
Ещё одна проблема, с которой приходится сталкиваться архивистам, – это приём документов по личному составу от ликвидированных организаций. Норма статьи 129 (п. 3) Федерального закона от 26.10.2002 3127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предписывает конкурсному управляющему передавать на хранение в архивы документы должника, подлежащие обязательному хранению. Но отдельные недобросовестные управляющие не реализуют свои права, документы ликвидирующейся организации теряются, портятся, в итоге в архив сдаётся неполный комплект документов. Граждане обращаются в архив за получением справки, а документов организации нигде нет.
Отрадно, что многие руководители понимают важность данного вопроса и ответственно относятся к формированию архива организации, обеспечивают соответствующие условия хранения. Хотелось бы с положительной стороны отметить учреждения, в которых документы своевременно и качественно обрабатываются, где для них созданы соответствующие условия хранения и своевременно выполняются наши рекомендации. В первую очередь это федеральные структуры: прокуратура Ковернинского района (ответственная за архив Т.А. Ларина), управление Пенсионного фонда (руководитель И.Е. Кустова), Ковернинский районный суд (О.С. Смирнова), ЗАО "Ковернинское райпо" (А.А. Рыбина), ООО Кутузова (Е.В. Мартынова), ООО племзавод им. Ленина (Т.Б. Овчинникова), СПК "Сёминский" (О.М. Серова), СПК "Хохлома" (Н.Ю. Симановская).
Но, к сожалению, есть факты халатного отношения, в результате чего происходит утрата и даже умышленная порча и несанкционированное уничтожение документов. В результате страдают люди, нарушаются их социально-правовые гарантии при выходе на пенсию, многие граждане теряют десятки лет трудового стажа, не могут подтвердить свою заработную плату за тот или иной период. Можно попытаться объяснить этот факт большой загруженностью специалистов, частой сменяемостью кадров, несвоевременной обработкой документов в организации или на предприятии, СПК или отделе, но это никак не является оправданием.
Сегодня работники архивной службы района немалого достигли, надеемся, что многие наши проблемы будут в ближайшем будущем обязательно решены. Ведь работа архивиста интересна, кропотлива и многогранна.
Основные задачи отдела остаются прежними: собрать, сберечь и донести до любого гражданина всё богатство, заложенное в документах, документальное наследие. Без преувеличения можно сказать, что архив является гарантом социально-правовых интересов граждан. Архив не столько наше прошлое, сколько наше настоящее, а, может быть, – будущее.
Всех своих коллег, тех, кто отвечает за делопроизводство и архивы в организациях, поздравляю с Днём архивов! Желаю успехов и плодотворной работы с сознанием того, что делают они большое дело, сохраняя для потомков историю в документах.
Всех женщин – с наступающим Днём 8 марта! Пусть ваши сердца остаются молодыми, счастье светится в глазах, любви и благополучия вашим семьям, стабильности и успехов в работе во благо наших близких и родного района. Будьте всегда прекрасны!
Т. Малышева,
главный специалист организационно-правового отдела администрации Ковернинского района