Образование в России потихоньку становится инклюзивным не только на бумаге, но и на практике. Конечно, ребенок начинает задавать вопросы… Как говорить с ребенком о таких детях? Как научить его правильно к ним относиться и что значит "правильно" в этом случае?
От того, как Вы преподносите информацию ребенку, зависит его отношение к людям вокруг него и к собственному здоровью в будущем. Если мы даем понять своему ребенку, что люди с инвалидностью нам не ровня, то воспитываем в детях жестокость, нетерпимое отношение к своеобразности отдельных людей и отвращение к болезни. От этого, когда вырастет, пострадает и сам ребенок. У него не будет моральной готовности справляться с трудностями, ведь взрослые внушили ему, что уж он-то всегда должен быть "нормальным и здоровым".
Ключевое понятие — это уважение. О тех, кто не вписывается в размытое понятие "норма", нужно говорить корректно, подчеркивая, что они — такие же люди. Говорите не "слепой", а "незрячий" или "слабовидящий человек", не "глухой", а "слабослышащий человек", не "даун", а "человек с синдромом Дауна". Пусть эти формулировки и звучат громоздко, зато в них правильно расставлены акценты.
Не привязывайте конкретные качества человека к его особенностям. Отставание в развитии у знакомого мальчика еще не значит, что он чем-то плох или опасен. Вспомним замечательного героя одноименного фильма Форреста Гампа — он поражает добротой, верностью, готовностью помочь. Ребенку важно узнать, что он окружен разными людьми. Среди них нет однозначно плохих или хороших, и люди с инвалидностью, как и все остальные, могут быть слабы в одном и сильны в другом.
Обсуждая с сыном или дочкой эту тему, объясните, что проблемы со здоровьем могут возникнуть у любого — в жизни случается всякое. Каждому нужно уважение и неравнодушное отношение.
Что же ответить на вопрос "А почему этот мальчик такой странный?". Можно ответить следующее: "Для тебя это выглядит непривычно, но у этого мальчика (лучше назвать его по имени) состояние здоровья не такое, как у тебя. Это значит, что ему нужно прикладывать много сил, чтобы у него получалось то, что у тебя получается само собой. Его нельзя обижать и дразнить, он — такой же человек, как ты". Можно начать разговор так: "На свете много разных людей, и все мы не похожи друг на друга. Ты же видишь, что внешность у всех разная. Бывают и разные болезни, от которых, к сожалению, нельзя вылечиться. Они не заразные, но таким людям иногда приходится очень тяжело, особенно когда остальные стараются не смотреть на них, не замечают, и думают только о внешности этих людей. Главное то, что внутри нас. Наш характер, как мы себя ведем. И такие люди порой бывают намного светлее и добрее других, у кого все ножки и ручки на месте, и нет никаких болячек".
Существует немало прекрасных детских книг, которые помогают воспитать в малышах терпимость, эмпатию и просто доброту. Я рекомендую следующие произведения: "Что случилось с крокодилом" Марины Москвиной, "Гражданин, гражданка и маленькая обезьянка" Ким Фупс Окесон и Эвы Эриксон, "Невидимый слон" Анны Анисимовой, "Я слышу" Ирины Зартайской, "Привет, давай поговорим" Шэрон Дрейпер.
У детей нет никаких понятий, как следует себя вести рядом с "особенными" людьми (и детьми в том числе), какие чувства надо испытывать. Они смотрят, в первую очередь, на реакцию своих родителей и копируют ее. Потом наблюдают за другими взрослыми, входящими в круг доверия – другие родственники, знакомые, воспитатели в детском саду и т.д. И только потом формируется своя собственная оценка ценностей. Поэтому, все в Ваших руках! Помогите своему ребенку вырасти здравомыслящим человеком, который уважает и себя, и окружающих.
Волкова Т.В. педагог-психолог МОУ "Скоробогатовская средняя школа"