Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. О его особенностях в 2019 году мы попросили рассказать главного специалиста по защите прав потребителей отдела экономики администрации района Л.Г. Овчинникову:
– Мы давно живём в цифровом мире, в котором современного человека трудно представить без надёжных смарт-устройств. К ним традиционно относится так называемая "умная электроника": смартфоны, носимые фитнес-трекеры, голосовые помощники, "умные" телевизоры, часы, розетки. Такие смарт-продукты отличаются тем, что имеют функции подключения к Интернету и непосредственно получают, собирают и отправляют самые различные данные о потребителях и потребительском поведении. В мире в настоящее время насчитывается 23,1 миллиарда смарт-устройств, что превышает число людей в три раза.
Появление "умных" технологий приносит много возможностей для потребителей, однако существуют некоторые серьёзные причины для беспокойства: отсутствие безопасности или обнаружение всевозможных сетевых уязвимостей или утечек информации, нарушение конфиденциальности личных данных и нераскрытие информации о рисках, а также отсутствие ясности в отношении того, кто несёт ответственность при возникновении возможных убытков.
– Лилия Геннадьевна, сегодня благодаря цифровым технологиям всё чаще потребители покупают товары дистанционным способом. Что необходимо знать, чтобы приобрести качественный товар?
– Существует ряд правил, которые могут оказать посильную помощь в покупке товара: следует проверить соответствие информации на сайте с информацией, предоставляемой продавцом по телефону, посредством телевидения; оценить необходимость совершённой покупки; обратить внимание на наличие информации на сайте о наименовании продавца и его месте нахождения; при возможности идентифицировать юридическое лицо, ИП по реестру налоговой службы.
Потребитель должен быть ознакомлен с представленной информацией на сайте интернет-магазина до заключения договора розничной купли: об основных потребительских свойствах товара; адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара; полном фирменном наименовании продавца; о цене и об условиях приобретения товара; о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке; о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Приобретая товар через интернет-магазин, вы можете ознакомиться с отзывами на сайте. При формировании заказа следует обращать внимание на форму доставки и оплаты. При получении товара оценить объём предоставленной информации с объёмом, установленным законодательно. При приёме товара необходимо проверить целостность, комплектность товара; соответствие доставленного товара заказанному, наличие принадлежностей, документации к товару; прочие характеристики доставленной вещи.
Информация о товарах доводится до сведения покупателя в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, путём нанесения маркировки на электронных носителях, прикладываемых к товару, в самом товаре (на электронной плате внутри товара в разделе меню); на таре, упаковке, ярлыке или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
– В каком случае покупатель может отказаться от товара?
– После передачи товара надлежащего качества в семидневный срок покупатель вправе отказаться от него в любое время, а в случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки, покупатель вправе отказаться от товара в течение трёх месяцев с момента его передачи.
Для возврата товара следует сохранять документы, подтверждающие факт и условия его покупки, а также товарный вид и потребительские свойства приобретённого товара. Своевременно предъявлять претензию. В случае если покупателю передаётся товар с нарушением условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки товара, покупатель может не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях.
Информация о порядке и сроках возврата товара потребителем должна содержать: адрес (место нахождения) и режим работы продавца; максимальный срок, в течение которого товар может быть возвращён продавцу, или минимально установленный срок; предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора; срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.
Потребитель имеет право в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребовать с продавца уплатить ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращённого товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
В случае если возврат суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, осуществляется неодновременно с возвратом товара покупателем, возврат указанной суммы осуществляется продавцом с согласия покупателя одним из следующих способов: наличными денежными средствами по месту нахождения продавца, почтовым переводом; путём перечисления соответствующей суммы на банковский или иной счёт покупателя.
– По каким вопросам обращаются ковернинцы в части защиты своих прав потребителей товаров и услуг?
– В течение 2018 года специалистом отдела экономики вёлся личный приём граждан по интересующим вопросам. По итогам прошлого года поступило 71 обращение, связанное с нарушением прав потребителей, в том числе 2 письменных. По результатам рассмотрения обращений потребителей даны разъяснения законодательства о защите прав потребителей, оказана помощь в составлении 1 искового заявления в суд, сумма иска составила 90 тыс. руб.
Обращений в суды в защиту прав неопределённого круга потребителей не было. Предотвращён ущерб гражданам в досудебном порядке на сумму 268,8 тыс. руб.
Структура рассмотренных обращений на потребительском рынке выглядит следующим образом: в сфере торговли – 68, или 95,8%; в сфере услуг – 3, или 4,2%.
Основными причинами, вызвавшими обращения граждан, явились: продажа товаров просроченным сроком годности, плохое качество продовольственных и непродовольственных товаров, с недостатками, предоставление услуг ненадлежащего качества, отсутствие информации о товарах (работах, услугах), их изготовителях, нарушение сроков исполнения услуг, ущемляющих права потребителей.
Все поступившие жалобы рассмотрены на местном уровне, в федеральные и региональные органы исполнительной власти не направлялись.